"Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его."
[150x220]
Сказочный псевдоним Маревна Марии Воробьевой-Стебельской подарил Максим Горький. Девятнадцатилетняя девушка познакомилась с ним в 1911 году в Италии, куда, как и подобает начинающему художнику, поехала осматривать шедевры и древности. На Капри молодая художница прожила целых шесть бурных месяцев, и это было началом ее долгой жизни в эмиграции. За плечами были Чебоксары, где она родилась, Тифлис, в котором окончила художественную школу, потом год учебы в Строгановском училище в Москве. Но настоящая художественная жизнь началась у нее только с приездом в Париж, в 1912 году, где она поселилась на Монпарнасе. Экзотическое имя вполне гармонировало с фантастическими нарядами и историями о не слишком счастливом, но вполне сказочном детстве с суровым отцом-лесничим и ручным медвежонком, которыми Маревна поражала воображение завсегдатаев артистических кафе и художественных балов Парижа. |
Автопортрет |
[300x443]
Оказавшись в Париже, Маревна с головой окунулась в художественную жизнь. Днем она ходила на занятия в Русскую академию Марии Васильевой, а также в академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников. Она частый гость в знаменитом "Улье", мастерской-коммуне, в которой обитали художники парижской школы. Маревна приятельствовала с Хаимом Сутиным, Гийомом Аполлинером, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Амедео Модильяни. Пабло Пикассо обещал сделать из нее художницу "не хуже, чем Мари Лорансен", Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи.
Максимилиан Волошин заботился о ней почти как отец, в этом было много трогательного и нежного. "Волошин был низкорослым, плотным и широким… - писала Маревна. - Голова его выглядела львиной, в то время как голова Эренбурга напоминала мне о большой обезьяне… А если с ними был еще Диего Ривера и я сама, то можно было услышать от уличных мальчишек: "Эй, парни! Да тут цирк появился! Две обезьяны, толстый слон и девица из "Трех мушкетеров"!"
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Диего Риверу Маревна впервые увидела в кафе на Монпарнасе. Его слава как художника была еще далеко впереди, а пока он был известен своим темпераментом и любовью к женскому полу. " В 1917 году Ривера неожиданно увлекся Маревной. Характеры у них были сходные - вспыльчивые, ребячливые, чувствительные. Два года спустя у Маревны родилась дочь Марика…" Маревна жила с Диего шесть лет, пока он не уехал в Мексику и не женился там на художнице Фриде Кало.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Сегодня Маревна прочно заняла свое место среди художников "парижской школы". Манера письма - соединение кубизма с пуантилизмом - немного напоминала рукоделие, но вполне совпадала с ее девичьим румянцем и нежным обликом, так волновавшим мужское окружение. Несмотря на классические студии, Маревна долгое время находилась под влиянием кубизма, именно эти работы высоко оценил тогда и Матисс. Позднее она изобрела свою манеру письма, заполняя пространство полотна мелкими точками. Ее пейзажи и натюрморты того времени запоминаются чувственностью и романтической приподнятостью, которая иногда соседствует с карнавальностью образов. Мария Воробьева-Стебельская долгое время была практически неизвестна в России. Лишь после выставки в Третьяковкой галерее в 2004 году и издания мемуаров ее имя оказалось на слуху, а картины начали успешно продаваться на аукционах. Еще при жизни значительная часть ее работ была выкуплена у самой художницы музеем современного искусства "Пти Пале" в Женеве.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
|
Маревна - Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская родилась в 1892 г. в Чебоксарах. Дочь польского дворянина и русской актрисы. С 1912-го по 1948-й жила в Париже. Автор книг воспоминаний "Жизнь в двух мирах", "Моя жизнь с художниками "Улья"", "Воспоминания кочевницы". Воробьева-Стебельская умерла в 1984 году, в Лондоне, успев в 1977 году увидеть собственную персональную выставку и документальный фильм,
посвященный ей и ее дочери Марике, ставшей довольно известной танцовщицей. |
дочь, Марика Ривера
|
|
Clemente Modigliani. Портрет Маревны |
Есть никем не упомянутое стихотворение Константина Бальмонта, посвященное Марии Воробьевой - Стебельской |