BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, 1500-1510, Триптих дерево, масло. 388 на 220 см. Мадрид. Музей Прадо. .
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлино неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.Картина переполнена призрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
Центральная часть триптиха.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть. Мадрид. Музей Прадо. .
[642x700]
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений,, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
[565x700]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
.
[535x663]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
[500x607]
.BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
[525x599]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. ..
[534x600]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
[494x599]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
[593x599]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, центральная часть, деталь. Мадрид. Музей Прадо. .
[576x700]
"Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению."Ханс Бельтинг
Левая створка триптиха.
На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, левая створка. Мадрид. Музей Прадо. .
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, левая створка, деталь. Мадрид. Музей Прадо.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, левая створка, деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[540x700]
Правая створка триптиха "Музыкальный АД".
Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка. Мадрид. Музей Прадо.
[322x700]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений,правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[870x1066]
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош),Сад земных наслаждений,правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[900x1180]
Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[1116x860]
Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[800x1164]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[823x1201]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[860x1120]
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала»
У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[600x1556]
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
BOSCH, Hieronymus - Иероним Босх (Бош), Сад земных наслаждений, правая створка.деталь. Мадрид. Музей Прадо.
[870x1126]
Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала», изданное в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа, который может являться символом познания. Босх использует и общепринятую в средневековье символику: жаба - в алхимии обозначает серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных ; чёрные птицы — грех ; стрела — символизирует «Зло», если воткнута в анус полуголой персоны, то это означает намек на «Испорченность» ; сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.