Городской пейзаж Добужинского.
Несколько раз порывалась написать "Городской романс" Добужинского. Думаю, что это тоже было бы правдою Мелодия города звучит в каждом пейзаже художника.Домик в Петербурге 1905
[688x558]
М. Добужинский "Автопортрет у книжной полки" 1910 г. бум., гуашь, акв.
ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875–1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.
[802x506]
Портрет Сюнненберга
[561x584]
Петербург. Фонтанка, Летний дворец Петра !, 1902
Старый домик. 1905.
[690x540]
Домик в Петербурге, 1905.
[763x520]
Кукла, 1905.
[534x606]
Лондон, монумент. 1906.
[648x557]
Стеклянная улица в Вильно. 1906.
[684x933]
Гримасы города. 1908.
Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).
[528x795]
Иллюстрация к повести Достоевского "Белые ночи", 1922.
[904x520]Сад. Эскиз к опере "Раймонда", 1933 г.
Добужинский был и
выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным
театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим
театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера»
(Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его
декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом.
Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как
замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в
1976, в Москве в 1987).
Умер Добужинский в
Нью-Йорке 20 ноября 1957.