Пабло Пикассо, безусловно, является величайшим художником ушедшего XX века. Влияние, которое он оказал на развитие современного искусства, позволяет поставить его в один ряд с гениями эпохи Возрождения. Родился художник в Малаге, Испания, 25 октября 1881 года. Отец Пабло – Хосе Руис Бласко (Пикассо – фамилия матери художника, ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо), учитель рисования и куратор местного музея, возлагал на сына большие надежды и надеялся, что тот сделает карьеру в области академического искусства. Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему исполнилось 13 лет.
В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но не завершил курс обучения. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в 1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения», исполненная в академической манере. В 1901 году открылась его персональная выставка на улице Лаффит, известной своими престижными художественными галереями. Юноша был практически неизвестен в то время за пределами Барселоны, но уже создал сотни картин. Работы молодого художника были с восторгом приняты французскою публикой и получили благожелательные отзывы придирчивых парижских критиков. Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться там окончательно.
[620x832]
Пабло Пикассо. Портрет матери художника. Период: Ранние годы. 1896. Музей Пикасо. Барселона. Испания
Работы Пикассо, более 50 000 картин, рисунков, гравюр, скульптур, керамики, созданных более чем за 80 лет творческой активности, принято разделять на периоды, которые по времени часто перекрываются.
[620x834]
Пабло Пикассо. Голова женщины. Период: Голубой период. 1902—1903. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия
Первым заметным периодом творчества художника считается голубой, начавшийся вскоре после его первой выставки в Париже. В работах этого период преобладают серо-голубые и глубокие сине-зеленые холодные цвета, цвета меланхолии, уныния, печали, старости и смерти. Персонажи картин – изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, алкоголики, проститутки, слепые.
Содержание его произведений того времени необычно для французской живописи, но типично для испанской традиции. Беспросветное одиночество, обездоленность, бедность на грани нищеты, физическая ущербность персонажей порой заслоняют их человечность, но сочувственное отношение художника к своим героям передаётся зрителю.
Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо, с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Пикассо познакомился с ней в 1904 году, после того как поселился в Париже. Художник изобразил Фернанду на многих картинах розового периода. Несмотря на то, что Фернанда была замужем, она оставалась с Пикассо в течение девяти лет. В 1900—1905 годах Оливье была профессиональной натурщицей, но когда она переехала к Пикассо, тот запретил ей позировать другим художникам.
[620x791]
Пабло Пикассо. Женщина с веером – модель Фернанда Оливье (1881—1966). Период: Голубой период. 1905. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США
После знакомства с Фернандой мрачную, почти монохромную живопись с трагичными, депрессивными персонажами сменяют исполненные изящества, тонкости и очарования картины в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового, и серого оттенков. Этот короткий период в творчестве испанского художника принято называть розовым. В это время он заводит новых друзей, в основном среди литераторов. У него впервые в жизни появляется большая любовь, и они с Фернандой поселяются в его мастерской на Монмартре, в общежитии Бато-Лавуар, где жили начинающие художники. В розовый период Пикассо пишет множество сюжетов с циркачами, французскими комедиантами – они с друзьями часто посещают цирк, который располагается рядом с их общежитием. В циркачах художники всегда видели много родственного – те и другие занимали маргинальное положение в обществе, были бедны и держались вместе. Пикассо часто изображает в роли Арлекина себя, а в роли других персонажей – своих друзей. В этот период Пикассо приобретает своих многолетних покровителей – Гертруду Стайн и ее брата Лео – коллекционеров, которые покупают картины почти нищенствующего художника и выставляют их в своей галерее. С их помощью он попадает в круг парижской богемы, вращается в среде авангардных идей и новейших художественных течений.
[620x764]
Пабло Пикассо. Бюст женщины. Период: Африканский период. 1907. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия
[620x780]
Пабло Пикассо. Женщина с грушами (Фернанда). Период: Кубизм. 1909. Музей искусств Метрополитен. Нью-Йорк. США
Впереди – период кубизма, начало которого принято отсчитывать с его «Авиньонских девиц». Свое новаторское произведение, вдохновлённое африканскими масками, древним иберийским искусством и творчеством Поля Сезанна, Пикассо создавал больше года. Фрагментированные, искаженные женские фигуры вызвали откровенное неприятие даже у его близких друзей. Публика была в состоянии шока. Эта картина стала поворотным пунктом в творческом развитии Пикассо – он окончательно порывает с европейской живописной традицией. Когда улегся ажиотаж, Анри Матисс, мэтр фовизма, был вынужден признать, что скорее картина Пикассо «Авиньонские девицы», чем его «Танец» – ключ к дальнейшему развитию живописи.
Главная мысль концепции кубизма, сформулированной Пабло Пикассо и арт-дилером Жоржем Браком, сводилась к тому, что произведение искусства не должно отображать реальность. Только тогда оно приобретает художественную ценность. Период кубизма разделяется на три фазы – африканскую, аналитическую и синтетическую. Пикассо и Брак много экспериментируют в этот период, используют в своих произведениях новаторские художественные приемы, например, коллаж.
После кубизма Пикассо недолго работает в стиле сюрреализма, но вскоре возвращается к изучению классического средиземноморского художественного наследия. В его работах становится больше образов страданий и насилия. Пикассо горячо выступает против фашизма, который захватывает Европу. Во время Второй мировой войны художник остается в оккупированном немцами Париже. В 1944 году он становится членом Французской коммунистической партии.
[620x770]
Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн. Период: Розовый период. 1906. Музей искусств Метрополитен. Нью-Йорк. США
Фернанда оставила Пикассо в 1912 году, после того, как Пикассо увлекся Марсель Умбер, известной в парижских богемных кругах, как Ева Гуэль. Когда в мае 1913 года умер отец Пикассо, Ева переехала к нему, ее поддержка и участие помогли художнику преодолеть депрессию. Пикассо был опустошен ранней смертью Евы в декабре 1915 году.
[620x960]
Пабло Пикассо. Женщина в сорочке, сидящая в кресле (Ева). Период: Синтетический кубизм. 1913. Частная коллекция
В 1917 Пикассо познакомился с русской балериной Ольгой Хохловой (1891—1955). В то время он оформлял балет «Парад» в Риме. Они обвенчались в русской православной церкви в Париже в 1918, и с тех пор началась их супружеская жизнь полная конфликтов и противоречий.
[620x856]
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Период классицизма (1917—1925). 1917. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
[620x840]
Ольга Хохлова в кресле. Фото, ок. 1917. Архивное фото. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
[620x738]
Пабло Пикассо. Ольга в мантилье. Период классицизма (1917—1925). 1917. Музей Пикассо в Малаге. Малага. Испания
[620x887]
Пабло Пикассо. Задумавшаяся Ольга (Портрет мадам Ольги Пикассо). Период классицизма (1917—1925).1923. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
[620x842]
Пабло Пикассо. Задумавшаяся Ольга (Портрет мадам Ольги Пикассо). Период классицизма (1917—1925).1923. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
[620x757]
Пабло Пикассо. Классическая голова. Период классицизма. (1917—1925). 1922. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США
[620x848]
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова. Период. (1917—1925). Период классицизма. (1917—1925). 1923. Местонахождение неизвестно
[620x756]
Пабло Пикассо. Портрет Марии Пикассо Лопес. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Коллекция картин Пикассо в Музее Реаттю. Арль. Франция
[620x764]
Пабло Пикассо. Мадам Пикассо. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США