• Авторизация


Портрет в раннем творчестве Пикассо 21-12-2013 19:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пабло Пикассо. Эволюция женского портрета

, безусловно, является величайшим художником ушедшего XX века. Влияние, которое он оказал на развитие современного искусства, позволяет поставить его в один ряд с гениями эпохи Возрождения. Родился художник в Малаге, Испания, 25 октября 1881 года. Отец Пабло – Хосе Руис Бласко (Пикассо – фамилия матери художника, ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо), учитель рисования и куратор местного музея, возлагал на сына большие надежды и надеялся, что тот сделает карьеру в области академического искусства. Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему исполнилось 13 лет.

 

В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но не завершил курс обучения. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в 1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения», исполненная в академической манере. В 1901 году открылась его персональная выставка на улице Лаффит, известной своими престижными художественными галереями. Юноша был практически неизвестен в то время за пределами Барселоны, но уже создал сотни картин. Работы молодого художника были с восторгом приняты французскою публикой и получили благожелательные отзывы придирчивых парижских критиков. Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться там окончательно.

[620x832]

Пабло Пикассо. Портрет матери художника. Период: Ранние годы. 1896. . Барселона. Испания

Работы Пикассо, более 50 000 картин, рисунков, гравюр, скульптур, керамики, созданных более чем за 80 лет творческой активности, принято разделять на периоды, которые по времени часто перекрываются.

[620x834]

Пабло Пикассо. Голова женщины. Период: Голубой период. 1902—1903. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Картина написана в голубой период творчества Пикассо, начавшийся с самоубийства его близкого друга, Карлоса Касагемаса. «Скорбь составляет фон жизни», считает в этот период молодой Пикассо. Пабло живет между Барселоной и Парижем, в преддверии окончательного переселения в столицу Франции.
[620x814]

Женщина с вороной. Период: Розовый период. 1904. Художественный музей Толедо. Толедо. США

Первым заметным периодом творчества художника считается голубой, начавшийся вскоре после его первой выставки в Париже. В работах этого период преобладают серо-голубые и глубокие сине-зеленые холодные цвета, цвета меланхолии, уныния, печали, старости и смерти. Персонажи картин – изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, алкоголики, проститутки, слепые.

Содержание его произведений того времени необычно для французской живописи, но типично для испанской традиции. Беспросветное одиночество, обездоленность, бедность на грани нищеты, физическая ущербность персонажей порой заслоняют их человечность, но сочувственное отношение художника к своим героям передаётся зрителю.

[620x480]

Фернанда Оливье (1881—1966)

Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо, с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Пикассо познакомился с ней в 1904 году, после того как поселился в Париже. Художник изобразил Фернанду на многих картинах розового периода. Несмотря на то, что Фернанда была замужем, она оставалась с Пикассо в течение девяти лет. В 1900—1905 годах Оливье была профессиональной натурщицей, но когда она переехала к Пикассо, тот запретил ей позировать другим художникам.

[620x791]

Пабло Пикассо. Женщина с веером – модель Фернанда Оливье (1881—1966). Период: Голубой период. 1905. искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США

После знакомства с Фернандой мрачную, почти монохромную живопись с трагичными, депрессивными персонажами сменяют исполненные изящества, тонкости и очарования картины в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового, и серого оттенков. Этот короткий период в творчестве испанского художника принято называть розовым. В это время он заводит новых друзей, в основном среди литераторов. У него впервые в жизни появляется большая любовь, и они с Фернандой поселяются в его мастерской на Монмартре, в общежитии Бато-Лавуар, где жили начинающие художники. В розовый период Пикассо пишет множество сюжетов с циркачами, французскими комедиантами – они с друзьями часто посещают цирк, который располагается рядом с их общежитием. В циркачах художники всегда видели много родственного – те и другие занимали маргинальное положение в обществе, были бедны и держались вместе. Пикассо часто изображает в роли Арлекина себя, а в роли других персонажей – своих друзей. В этот период Пикассо приобретает своих многолетних покровителей – Гертруду Стайн и ее брата Лео – коллекционеров, которые покупают картины почти нищенствующего художника и выставляют их в своей галерее. С их помощью он попадает в круг парижской богемы, вращается в среде авангардных идей и новейших художественных течений.

[620x764]

Пабло Пикассо. Бюст женщины. Период: Африканский период. 1907. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия


[620x780]

Пабло Пикассо. Женщина с грушами (Фернанда). Период: Кубизм. 1909. . Нью-Йорк. США

Впереди – период кубизма, начало которого принято отсчитывать с его «Авиньонских девиц». Свое новаторское произведение, вдохновлённое африканскими масками, древним иберийским искусством и творчеством Поля Сезанна, Пикассо создавал больше года. Фрагментированные, искаженные женские фигуры вызвали откровенное неприятие даже у его близких друзей. Публика была в состоянии шока. Эта картина стала поворотным пунктом в творческом развитии Пикассо – он окончательно порывает с европейской живописной традицией. Когда улегся ажиотаж, Анри Матисс, мэтр фовизма, был вынужден признать, что скорее картина Пикассо «Авиньонские девицы», чем его «Танец» – ключ к дальнейшему развитию живописи.

Главная мысль концепции кубизма, сформулированной Пабло Пикассо и арт-дилером Жоржем Браком, сводилась к тому, что произведение искусства не должно отображать реальность. Только тогда оно приобретает художественную ценность. Период кубизма разделяется на три фазы – африканскую, аналитическую и синтетическую. Пикассо и Брак много экспериментируют в этот период, используют в своих произведениях новаторские художественные приемы, например, коллаж.

После кубизма Пикассо недолго работает в стиле сюрреализма, но вскоре возвращается к изучению классического средиземноморского художественного наследия. В его работах становится больше образов страданий и насилия. Пикассо горячо выступает против фашизма, который захватывает Европу. Во время Второй мировой войны художник остается в оккупированном немцами Париже. В 1944 году он становится членом Французской коммунистической партии.

[620x770]

Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн. Период: Розовый период. 1906. Метрополитен. Нью-Йорк. США

Гертруда Стайн описала позднее в своей книге «Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке» историю создания этого портрета. Она приходила позировать в мастерскую Пикассо в общежитие Бато-Лавуар десятки раз, портрет не давался, Пикассо непрерывно переписывал голову, сначала в профиль, потом анфас, потом в три четверти. Наконец, он воскликнул — Всё, я больше уже не вижу вас! — и отставив работу, уехал с Фернандой в путешествие в Испанию. Вернувшись, он закончил работу. По словам всех, кто знал Гертруду Стайн на протяжении ее жизни, она стала очень похожа на свой портрет только в пожилом возрасте. Когда он ее писал, ей было всего 32 года, Пикассо «сумел увидеть» суть Гертруды, которая проявилась в ее облике лишь через десятилетия.
[620x950]

Марсель Умбер (Ева Гуэль). Фото, 1914

Фернанда оставила Пикассо в 1912 году, после того, как Пикассо увлекся Марсель Умбер, известной в парижских богемных кругах, как Ева Гуэль. Когда в мае 1913 года умер отец Пикассо, Ева переехала к нему, ее поддержка и участие помогли художнику преодолеть депрессию. Пикассо был опустошен ранней смертью Евы в декабре 1915 году.

[620x960]

Пабло Пикассо. Женщина в сорочке, сидящая в кресле (Ева). Период: Синтетический кубизм. 1913. Частная коллекция


[620x470]

Пабло Пикассо и руская балерина Ольга Хохлова

В 1917 Пикассо познакомился с русской балериной Ольгой Хохловой (1891—1955). В то время он оформлял балет «Парад» в Риме. Они обвенчались в русской православной церкви в Париже в 1918, и с тех пор началась их супружеская жизнь полная конфликтов и противоречий.

[620x856]

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Период классицизма (1917—1925). 1917. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция

Пикассо попадает в театральную среду, он оформляет спектакли для балета труппы Дягилева, влюбляется в русскую балерину Ольгу Хохлову, в следующем году они поженятся. Ольга хочет, чтобы на портретах она была похожа, она склонна к традиционности, консерватизму и респектабельности. Влияние Ольги, классического балета в целом, а также архитектурной классики Рима, где он работает над балетами, способствуют его повороту в сторону реалистической живописи. В творчестве Пикассо начинается период классицизма.
[620x840]

Ольга Хохлова в кресле. Фото, ок. 1917. Архивное фото. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция

Фотография, с которой Пабло Пикассо написал свой знаменитый Портрет Ольги в кресле, в самом начале периода, который принято называть периодом классицизма в творчестве художника.
[620x738]

Пабло Пикассо. Ольга в мантилье. Период классицизма (1917—1925). 1917. Музей Пикассо в Малаге. Малага. Испания

Портрет Ольги в испанском национальном наряде написан Пикассо во время его поездки с Ольгой в Барселону — труппа балета Дягилева, где она танцевала, гастролировала в это время в Испании. Он представил Ольгу своим родителям, и по легенде, мать Пикассо предостерегла ее от брака со своим сыном: «Ни одна женщина не может быть счастлива с ним, он любит только себя и своё искусство».
[620x887]

Пабло Пикассо. Задумавшаяся Ольга (Портрет мадам Ольги Пикассо). Период классицизма (1917—1925).1923. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция


[620x842]

Пабло Пикассо. Задумавшаяся Ольга (Портрет мадам Ольги Пикассо). Период классицизма (1917—1925).1923. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция


[620x757]

Пабло Пикассо. Классическая голова. Период классицизма. (1917—1925). 1922. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США

Пикассо живет спокойной, счастливой и респектабельной семейной жизнью, у него молодая жена, бывшая русская балерина из балетной труппы Дягилева, и маленький ребенок, его сын Пауло. В его творчестве — период неоклассицизма. После новаторства и экстравагантности кубизма он пишет фигуративные картины во вполне реалистической стилистике. Сюжеты его работ перекликаются с сюжетами античных фресок. Во множестве вариантов повторяются образы классических матрон, темы материнства. Он пишет многочисленные женские портреты, в каждом из которых, так или иначе угадываются черты его жены Ольги Хохловой.
[620x848]

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова. Период. (1917—1925). Период классицизма. (1917—1925). 1923. Местонахождение неизвестно


[620x756]

Пабло Пикассо. Портрет Марии Пикассо Лопес. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Коллекция картин Пикассо в Музее Реаттю. Арль. Франция

 

Мать Пикассо изредка гостила у сына в Париже, он водил ее по выставкам, галереям, ресторанам. Он хотел, чтобы она вкусила его известности и успеха. В детстве она гораздо в большей степени, чем отец, верила в счастливую звезду и таланты сына, его амбиции в искусстве во многом были заложены ее воспитанием.
[620x764]

Пабло Пикассо. Мадам Пикассо. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США

На портрете – Ольга Хохлова, русская жена Пабло Пикассо. К этому времени они женаты уже около пяти лет, их сыну Пауло — два года. В этот период Пикассо пишет множество их портретов в стилистике неоклассицизма.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Портрет в раннем творчестве Пикассо | Наташа_Ходош - Путешествия в страну "Искусство" | Лента друзей Наташа_Ходош / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»