• Авторизация


Нож в славянских традициях и обрядах 27-04-2010 22:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Мы до того привыкли к ножу, что пользуясь им каждый день, не за­думываемся каким предметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует. Нож самый первый предмет, который изобрёл человек много тысяч лет тому [348x245]назад. Само слово нож известно всем от младенца до старца, но как появилось оно знают немногие. Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож ной сократили до короткого– нож. Этим словом до сих пор мы и обозначаем этот древнейший пред мет. Как видим, у этого предмета большая, можно даже сказать великая история, а историю надо изучать, знать, хранить! Где история, там традиции и обряды. А обрядов связанных с ножом, множество и это логично. Одних названий самого ножа более тридцати!

Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож - мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка - 31 и это ещё не всё!

Нож использовали как во время приготовления пищи (резка хлеба,  овощей, мяса и т.д.), так и для различных хозяйственных нужд: для щипания лучины, резки веников, в гончарном и сапожном ремесле, при изготовлении деревянных изделий...

Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи. Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, ежиссеры этот прием широко используют в кино). Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, - мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, - с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.

[312x237]Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож наберёт его энергетику (вспомните о японцах и их трепетному отношению к своим мечам). Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.

При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь. Не трудно понять как хорошо им владели (представьте, Вам подарили в детстве автомат Калашникова и разрешили стрелять в тире, постоянно обучали приёмам стрельбы - только дебил не выучился бы хорошо стрелять!

Когда вносили ребёнка в дом, после крещения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) крёстные родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге. Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.

Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить. При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.

В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый. Применение и ношение ножа строго регламентировалось.

Известны три способа ношения:

1- на поясе,

2- в голенище сапога,

3- в кармане на груди.

Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним .Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.

Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.

Атрибутом мужского начала нож (кинжал) предстаёт в малых фольклорных жанрах, причем образ конкретизируется сопоставлением с мужским органом: «Что у казака повыше колена, пониже пупка?» Ответ: «кинжал». По всей видимости, архаичному сознанию близка ассоциация поясного ножа - кинжала и мужского начала.

Весьма яркой иллюстрацией этого предположения являются скифские идолы 6-5 века до н.э.

У них у всех, при общей скупости обработки и минимальном наличии атрибутов (шейная гривна, рог-ритон), необычайно тщательно изображён нож (кинжал), расположенный на месте мужского детородного органа, как бы заменяя его качественно белее высоким образом мужского воинского начала, у некоторых из них не изображены даже черты лица, но нож обязателен, ибо он характеризует качество субъекта.

Весьма характерным обрядовым вызовом на бой, было втыкание ножа в землю (если обряд на улице и в матицу - если в избе). Было так: один из бойцов исполнял боевой танец под обрядовый наигрыш «на задор» с характерными припевками, приближался к тому, кого он желал видеть своим соперником и втыкал перед ним в землю свой нож, после чего тот выходил на обрядовый пляс, перерастающий в обрядовый бой.

Какое толкование предлагается этого ритуального действа? Со всей очевидностью встаёт перед нами оппозиция мужского и женского начала. Давно сложилось единодушное мнение учёных об обожествлении земли славянскими народами: мать - сыра земля, родная земля, родина, мать - земля русская.

Женское - рождающее - начало земли воспринимается не столько в сексуальном плане, сколько в эпическом, глобальном, космическом, всеобщерождаюем.

Точно таким же - эпическим - мужским началом традиционно наделялся поясной нож (кинжал).

Обрядовое соитие этих двух эпических начал - это не ассоциация с половым актом или обрядом плодородия, мистерия переводит все обряды обычного плана в мир тонкий, возвышая оценочную характеристику любого действия, преломляя его в мир волшебный.

Поэтому сам боец, втыкающий нож, участвует в акте мистического соития начал лишь номинально, постольку - поскольку - это акт соития небесного мужского духа и земного - женского. «Небо - отец, земля - мать, а ты - трава, позволь себя рвать»

[382x280]В результате этого соития, видим, должен родиться (преобразиться) сам боец или его соперник. Он входит в родство с Небесным Отцом и Земной Матерью и получает от них силу и поддержку для подвигов. Не случайно, попав в беду, богатыри просят у матушки сырой земли помощи и силы сразу «вдвое прибывает». Стоящий нож также сравнивают с эрегированным членом, т.к. в народной медицине эрекция является признаком выздоровления, мужской силы. Отсутствие - умиранием, утрачивание яри - жизненной энергии. Способность воткнуть нож и сохранить в воткнутом состоянии - значит сохранить статус волшебного воина, обеспечить право доступа к силе, исходящей от Земли - Матери и от Отца-Неба. (Обратите внимание на центр круга: обычай в общинах, артелях, у казаков, при обсуждении вопросов садились, образовывая крут, в центр которого втыкался нож: думаю сейчас понятно для чего?)

Наряду с отождествлением оружия со своим владельцем, традиция одухотворяет оружие и наделяет его, как бы собственной волей отстраненной от воли хозяина. Всем памятны с детства образы меча-саморуба, дубинки-самобоя, - чудесных помощников сказочных героев, которые по одному желанию хозяина начинают уничтожать врага и сами возвращаются, сделав дело. Постоянно подчеркивается отношение к оружию как к боевому товарищу: «Верный дружок - за сапожный ножок».

Оружие в традиционной культуре русских одушевлялось и наделялось многими чертами и атрибутами человека-воина, причем воина абсолютного, существующего только в волшебном запредельном мире чудесного подвига и ведущего себя неадекватно в мире обычном. В свете этих представлений особым космическим смыслом звучит заповедь отношения к ножу - кинжалу; «без нужды не вынимай, без славы е вкладывай!». Ибо нож инжал - атрибут сокральный, который нельзя попросту использовать всуе, т.к. это приведёт к растрачиванию силы!

Поучительный пример. Смотрел я передачу про горсма. Выпускаются ножи более 200 лет!!! Почти каждый мужчина носит с собой нож. Бывали стычки, драки, стенка на стенку, но (!!!) сторожилы не помнят ни одного случая, когда бы применялся нож, вроде парадокс, но всё правильно - культура обращения с этим предметом на высоте, т.к. с детства с ним знакомы. И обратный пример: часто сам наблюдал и до сих пор наблюдаю, как попадает нож к человеку, воспитанному не в традиции, и он начинает сразу им размахивать. При этом делая страшные рожи так, что с ним действительно небезопасно находиться рядом. Л приобретя нож, начинает им «долбать» всё подряд, даже чугунные батареи, рубить железо, кидать во что попало и виснуть
на нём (привожу примеры):

1. Эксперт-криминалист: "А вместе бля страшно!"               

2. Каширин С. Н. По пьянке рубил чугунную батарею: "Прости, дурака старого!"

3. Пробил дверь иномарки, влез по "медведя"!

4. Леоненко Н. Н. В Красноярске солил рыбу в бочке и ...

5. Директор магазина запчастей у Художки: "Как нож?" - "Во-о-о!!!"

6. 2002 г. Иманова Алла – друг засунул бритвенно заточенный нож в замочную скважину.

7. 1993 г. каратист на выставке ломал нож. вывел из строя руку.

8- 1983 г. студентом был, у бабки рассохлась бочка.

9. 1994 г. Художки зимой, в дерево промазал, полметра искры сыпались!..

10. 1998 г. - Омский учебный центр УВД, лопату сломал, бетонную стену продырявил, полковник Кирштейн: "Беру и не надо чистить!"

11- 1977 г. - Мищенко д. Саша, Сделал "вентиляцию в шапке для горячей

головы".

12. 1977 г. - его сыну пробил дюралевую лыжную палку с 8-ми метров, очень огорчился!

Закончу этот трагикомичный раздел словами Расула Гамзатова: "Чтоб владеть кинжалом (понимай ножом) - помни друг, голова куда важнее рук!"

В свадебной обрядности, как оберег от нечистой силы, нож клали в карман жениху, а невесте давали ножницы. В утро свадьбы брат невесты вооружённый ножом или палкой, или плетью, или скалкой, или поленом, продавал дружке или самому жениху косу невесты. Во время пира в доме жениха, его заставляли "потыцать нож" - поцеловаться с невестой.

В похоронпо-поминалыюй обрядности после выноса покойника, на лавку клали большой нож или топор, кочергу, реже - ухват. Использование в данном случае железных предметов, вызвано стремлением защититься от смерти. Когда священник приходил исповедать тяжелобольного, нож оставляли на столе, чтобы "явившаяся за душою смерть (нечистая сила) устрашилась и отступила от своей жертвы".

В календарной обрядности нож использовали во время святочных и иных гаданий, очерчиваясь им от нечистой силы, чаще всего от "немытика" (чёрта), В гадании, очертясь таким образом, в амбаре, девушки спрашивали у туши поросёнка о своём суженом. В Новый год крестьяне гадали о будущем урожае: взяв с собой нож и парус, приходили на гумно, где очерчивали себя ножом, втыкали его рядом в землю и покрывались парусом. Если во время гадания слышался шум бросаемых снопов и стук молотящих цепов, считалось, что будет богатый урожай. Тишина говорила об обратном.

Парус символизировал облачный покров, нож-молнию. Находясь в очередном круге, под покровом паруса, гадальщики были в безопасности. Вышедшему из круга грозила смерть от ножа, т.е. от удара молнии.

Нож был обязательным атрибутом обряда первого выгона скота в поле, в Егорьев день, 23 апреля (6 мая). В этот день пастух прогонял скот между ножом, топором, ушной серой каждого животного, закатанной в воск, замком, ключами, землёй с муравейника, стоящего на перекрёстке дорог. Затем нож и остальные предметы закапывались в землю на пастбище и оставались там до конца летнего выпаса скота, оберегая от нечистой силы и болезней.

Очертиться ножом и накрыться скатертью нужно было в лесу и при добывании цветка папоротника, в ночь на Ивана-Купала. Когда цветок распускался, следовало сорвать его и под скатертью дойти до дома, где тем же ножом, которым очерчивался круг, разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок, чтобы "всё тайное и скрытое стало ведомым и доступным человеку".

Не разрешалось брать в руки нож, так же как и другие острые предметы, в день Иоанна-крестителя 29 августа (11 сентября), т.к. это напоминало "тот меч, которым отсекли голову Иоанну-крестителю", поэтому хозяйки нарезали хлеб и другие продукты накануне.

Чтобы напугать ведьму и лишить её колдовских способностей, нужно было воткнуть нож в крест оконной рамы в верхнюю часть косяка или в "грядку" под столом в той избе, где находилась колдунья.   

[169x259]Колдун так же и сам употреблял нож во время колдовских действий. Он должен был перекувырнуться через несколько ножей, воткнутых в землю, для того, чтобы превращаться в животных. Нож необходим был колдуну при сотворении "чар на след". По представлениям крестьян, человек, у которого снимали след, лишался умственных способностей, угасал, ссыхался и умирал. "Снять след" фактически означало лишить человека движения, сбить его с ног, заставить слечь в постель. При сотворении подобных чар, колдун обязательно широким ножом, иногда даже "окровавленным вихрем" (в поднявшийся на дороге вихрь - столб пыли, по народному поверью представлявший пляску чертей с ведьмами, бросался нож с молитвою: нож, попавший в середину вихря и воткнувшийся в землю, считался "окровавленным", т.к. таким обзорам наносилась рана ведьме или колдуну), вырезал след своего противника, т.е. землю или дёрн, на котором стояла нога данного человека. Вырезанная земля сжигалась в печи или вешалась в дымовой печи со словами: "Как сохнет дерн, и земля так высохнет, исчахнет и тот несчастный, на чей след твориться чара"

В народной медицине применялся нож при лечении различных болезней, заговорами и приговорами. Лечение испуга на русском Севере проходило так: больного ставили на порог и обходили его по солнцу несколько раз, держа в руках нож и топор, после чего эти предметы вонзались в порог со словами: "Что секёшь? - Испуг секу, топором зарубаю, ножом асекаю боль и испуг, унимаю. Аминь". При колотье знахарь обводил больное место бруском и крестил его столовым ножом со словами приговора, после этого обмывал нож водой, которой поил больного и обмывал больное место.

 

(с)пёто тут

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Gabriela_Lizard 01-05-2010-10:12 удалить
Какой славный пост подробный - о некоторых тонкостях использования ножей даже не подозревала!!!! Почему такие прекрасные материалы по славянам не выкладываются в славянском сообществе СОЛНЦЕВОРОТ, а?:) Они очень интересны - думаю, читателям понравились бы!!!
Ответ на комментарий Gabriela_Lizard # Холодное оружие моя слабость... А не выкладываю в сообществе потому что, это не моя статья.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нож в славянских традициях и обрядах | Мартин_Блик - Дневник Мартина | Лента друзей Мартин_Блик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»