История фотографии берет начало с первой половины 19 века, когда в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом было сделано первое закрепленное изображение. Но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок "Вид из окна” (гелиография), полученный Ньепсом в 1826 году. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. В 1861 году английский физик Джеймс Клерк Максвелл получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода.
В конце 19-го - начале 20-го веков фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии: фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. Но только очень малая доля этих исторических негативов сохранилась. И здесь хочется отдельно сказать о наследии фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Прокудин-Горский
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене и Адольфом Мите, совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Посмотрите снимок бухарского эмира. Не правда ли отличнейшее качество для 1913 года:
На Алтае, в Барнауле работал известнейший сибирский фотограф Сергей Борисов. Он совершил ряд путешествий по Горному Алтаю в 1907-1914 годах. К сожалению, в отличие от Прокудина-Горского (все его негативы - 1902 шт - хранятся в Библиотеке Конгресса США) его фотографии практически не сохранились в первозданном виде, а остались лишь в виде открыток, большинство который не самого лучшего качества.
Итак, фотографии Сергея Борисова:
Алтаец в национальном костюме
Алтай
Алтай
Алтай
Алтайка
Алтайская дорога
Алтайский шаман с бубном
Аргут
Бом на Катуни
В Алтайском селении
В долине реки Ирголь. Развлекающиеся дачники Кумысники
В долине реки Ирголь. Развлекающиеся дачники Кумысники
В долине реки Капчала
В курумнике
В селе
Верховья реки Кумир
Вид с вершины утёсов на реке Чёрная Берель
Вид с истоков реки Идольгон на Берельские ледники
Водопад
Водопад
Водопад на реке Идольгон, в близи Берельских ледников
Возле жилища
Горный Алтай
Горный Алтай
Горный Алтай
Девичий плёс на реке Кумир
Девичий плёс на реке Кумир
Долина реки Катуни близ Тогус-Кана
Долина реки Нижний Кураган
Долина Тельдекмень (Тельдекпень), река Катунь
Долина Тельдекмень (Тельдекпень), река Катунь
Долина Тельдекмень (Тельдекпень), река Катунь
Казахи Алтая
Казахи Алтая
Каскадный водопад
Катунь
Манжерокский порог на реке Катунь
Мост через реку Кучерла
На реке
Нижнее озеро в долине реки Арасан
Озеро Алтын-Коль (Телецкое)
Перевал Чике-Таман
Переправа через Катунь выше устья Чуи
Пещера возле реки Каракол, в окрестности села Чёрный Ануй (возможно Денисова пещёра)
Протока реки Катунь вблизи Манжерока
Проходной мост через водопад на реке Арасанка
Рахмановское озеро
Село
Сельская мельница в долине реки Уймон
Синий бом
Теке
Чемальский бор, главная аллея
Чемальский бор, главная аллея
Черга
Чуйский тракт
Чуйский тракт. На склонах бома Кынграр. Выше впадения в реку Катунь реки Малый Еломан
Юрты казахов в долине среднего течения реки Катунь. Урочище Аирдаш между селами Узнезя и Чепош
Всего Сергей Борисов сделал более тысячи снимков Горного Алтая. Но до нас дошли лишь несколько десятков.
С.И. Борисов
С 1907 г. С. И. Борисов начинает фотоэкспедиции по Горному Алтаю. Барнаульская газета от 9 мая 1911 г. "Жизнь Алтая" писала: "Летом минувшего года местный фотограф С. И. Борисов совершил продолжительную поездку по Горному Алтаю со специальной целью фотографировать его в возможно большем масштабе и затем познакомить широкую публику с Алтаем при помощи волшебного фонаря. В план его съемочной работы кроме пейзажа, который является главной работой, входили также и жанровые этюды, рисующие жизнь алтайских инородцев… За время поездки сделаны им до 1000 снимков для стереоскопа и открытых писем… Господин Борисов намерен в 1000 видах продемонстрировать Горный Алтай с севера до юга, с востока до запада… ". За одно лето ему удалось сфотографировать села Черный Ануй, Улалу, Чергу, Элекмонар, Чемал, Онгудай, р. Катунь с притоками на значительном протяжении, мосты и паромные переправы через них. С. И. Борисов поднялся до горы Белуха и сделал серию снимков самой горы и ледников в ее районе.
Вернувшись из экспедиции, фотограф познакомил барнаульцев с результатами работы. Для этой цели были вручную раскрашены диапозитивы, приобретен диапроектор. Демонстрация состоялась 14 и 16 января 1911 г. в барнаульском Народном доме, причем ежедневно давалось 2-3 сеанса. Показ диапозитивов сопровождался комментариями самого автора.
С первозданной красотой Горного Алтая смогли познакомиться не только барнаульцы, но и жители других сибирских городов. Изданный в 1911 г. Сибирский торгово-промышленный календарь, для иллюстраций очерка "По Алтаю" использовал снимки фотографа. Окончательным результатом длительных фотосъемок стали черно-белые и цветные открытки. "Торговый дом А. Г. Морозова с сыновьями", "Книжный магазин В. К. Сохарева" в Барнауле, шведская полиграфическая фирма - "Акционерное общество Гранберг в Стокгольме" и другие фирмы выпустили многочисленные серии открыток с видами Барнаула и Горного Алтая.
Высокий профессионализм С. И. Борисова, его желание запечатлеть увиденное, делает эти открытки необычайно привлекательными для нас, спустя столетие. Рассматривая их, можно вместе с фотографом пройти по узким горным тропам, заглянуть в казахский аил на свадьбу, полюбоваться гордой осанкой алтайца, сидящего на лошади, или пройти по улице Улалы, а в районе Чемала неожиданно столкнуться с первыми дачниками.
Горный Алтай С. И. Борисова, величественный и таинственный, несомненно, будоражил воображение еще не очень искушенного российского путешественника, звал в дорогу. В 1920-1930 гг. С. И. Борисов работал в фотоартели "Объединение", о чем свидетельствуют уже немногочисленные снимки того периода. Профессионализм и творчество фотографа были отмечены грамотой и знаком "Ударник пятилетки". Сергей Иванович Борисов - личность, несомненно, ярко одаренная, увлекающаяся и очень обаятельная. По-видимому, у него было две страсти в жизни - фотография и театр. С. И. Борисов был постоянным участником благотворительных спектаклей Общества попечения о начальном образовании, ученических спектаклей и вечеров. 29 января 1917 г. барнаульцы отметили 25-летие его сценической деятельности в Народном Доме. В этот вечер, зачитывая памятные адреса, барнаульцы выражали искреннюю благодарность бескорыстному труженику: "Служа искусству, Вы всегда чутко относитесь к нуждам общества и способствовали успехам последнего..". К этим словам присоединяемся и мы, живущие в XXI в. Сергей Иванович Борисов, остановив мгновение, сохранил для нас нечто большее, чем фотографию на память.
Умер Сергей Иванович в 1935 г., похоронен в Барнауле на Булыгинском кладбище (около р. Пивоварки).
При написании статьи использованы материалы статьи И.В. Поповой "150 лет со дня рождения фотографа С. И. Борисова" и сайта "Российская империя в цвете".