Датировка: вторая половина 3 тыс. до н.э. - начало 2 тыс. до н.э.
Регион: Южная Сибирь
Ареал: Южные районы Сибири, Алтай, Минусинская котловина
Самые древние в Южной Сибири памятники эпохи металла получили название афанасьевских.
У афанасьевцев еще нет металлических орудий и им неизвестна техника литья, но металл (причем не только медь, но и золото, серебро и даже железо) уже используется для украшений, для оковок и починки деревянных сосудов, для игл и небольших ножичков. В их быту еще широко применяются каменные орудия - топоры, песты, наконечники дротиков и стрел.
Вторым важнейшим культурным приобретением афанасьевцев был переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству. Они уже разводили все основные виды домашнего скота: коров, лошадей, баранов; а каменные песты и колотушки возможно служили для растирания злаков.
Хорошо было развито у афанасьевцев и домашнее ремесло - резьба по дереву и кости, прядение, выделка кож. Посуда изготовлялась из глины и дерева. Горшки яйцевидные, остродонные или круглодонные, покрытые простым орнаментом: иммитация плетенки, черточки, гребенки, елочки. В целом керамика примитивна, тело пористое, слабо обожженное, быстро крошится.
Их погребальные сооружения имеют вид небольших земляных курганов с выложенными на них каменными кольцами от 5 до 16 м в диаметре. Могилы были перекрыты бревенчатым накатом. Погребенных укладывали головой на запад в южной половине могилы, а в северной помещались сопровождавшие их вещи.
Афанасьевские племена на Енисее представляют собой крайне восточную ветвь европеоидных племен Евразии: можно видеть определенные черты сходства с ямной и катакомбной культурами степей Причерноморья.
Изучение памятников афанасьевской культуры на Алтае имеет длительную историю. Открыты они были здесь раньше, чем в Минусинской котловине (первые раскопки В.В.Радлова относятся к 1865 г.), уже многое было сделано ко времени выхода в свет обобщающей работы С.В.Киселева "Древняя история Южной Сибири". Однако интенсивное исследование памятников афанасьевской культуры на Алтае началось только через столетие после их открытия - в 70-е годы. По последним сведениям, в настоящее время на Алтае известно около 40 памятников афанасьевской культуры, раскопано более 100 объектов на 30 могильниках. Это меньше, чем в Минусинской котловине, но можно предполагать, что фундаментальные вопросы хронологии и происхождения афанасьевской культуры будут решаться именно на алтайском, а не минусинском материале.
Афанасьевские памятники на Алтае представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, устье р.Теплой, Большой Толгоек и другими. Наибольший интерес вызывают погребальные памятники этой культуры, которые представляют собой оградки - кромлехи. В оградках обычно имеются овальные или прямоугольные ямы с перекрытием. В ямах погребенные лежат на спине или боку с подогнутыми ногами. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.