• Авторизация


ПРОВОДНИК ЧЕРЕЗ ТЕМНЫЕ НАЧАЛА 28-11-2011 07:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Филип Пулман – сегодня один исамых известных и интересных, и в тоже время один из самых неоднозначных детских писателей. Он прочно и надолго вошел в литературу, по его книгам ставят фильмы, с успехом идущие во всем мире. Но в тоже время ревнители христианской морали видят в нем и его книгах гораздо большего врага, чем в том же Гарри Поттере. Для них имя Пулмана, как красная тряпка для быка. И надо сказать, что сам он отнюдь не старается примириться с религиозными противниками. Пулман уверен в своей правте, и то и дело провоцирует своих оппонентов. Согласитесь, довольно смело для нашего неспокойного века. И вся эта любовь и ненависть, обрушилась на автора, которму в октябре этого года исполняется всего 65 лет. Самый подходящий возраст для сказочника... Так кто же он — Филип Пулман? Когда он начал писать сказки и чем еще знаменит? Вот эти секреты мы и постараемся раскрыть в предверие его дня рождения. В поисках потерянного рая Филип Пулман родился 19 октября 1946 года в Норидже (Великобритания), в семье офицера. В детские годы ему пришлось много поездить по миру - его родной отец — он погиб, когда мальчику было всего семь лет, а потом и приемный служили в Королевских ВВС. «Мы были как перекати-поле», — вспоминает писатель. Похоже, именно плаванье по морям и океанам способствовало развитию писательского воображения: отсюда такой эпический размах и широкое видение мира. Детство, в начале пятидесятых, он провел на юге Африки и в Австралии, где впервые познакомился с комиксами и историями о Бэтмене и Супермене. (А в пятнадцать лет его поразили «Иллюстрированная история живописи» Джансонов и сборник писем Бернарда Шоу). Но своей любимой детской книгой Пулман сегодня называет «Волшебный пудинг» Нормана Линдсея. С 11 лет будущий писатель жил в Северном Уэльсе. Там мальчик провел много времени со своим дедом, английским сельским священником. Это было время, когда детям разрешалось ходить где угодно, играть на улицах, бродить по холмам, так что Филип полностью вкусил радости вольной жизни. Большое влияние на него оказала его учительница английского, мисс Энид Джонсон. Пулман до сих пор посылает ей копии своих книг. Закончив школу, Филип Пулман продолжил обучение в Оксфорде, в Эксетер-колледже, где изучал английскую филологию (он говорит, что Эксатер послужил прообразом Иордан-колледжа в его книгах). Позже работал библиотекарем, а потом, получив соответствующую подготовку, стал школьным учителем словесности — преподавал в своем любимом Оксфорде ряд специальностей в школе второй ступени. В оксфордской и других школах Пулман проработал учителем двенадцать, а потом преподавал в Вестминстер-колледже — вёл курсы по викторианскому роману, народных сказаниях и сочетании текста и иллюстраций. Он — прирожденный рассказчик и хороший учитель, дети обожали, когда он читал им «Илиаду». Его кумиры — Гомер, Свифт и Диккенс. На создание своего лучшего произведения «Темные начала» его вдохновила книга «Потерянный рай» Дж.Милтона, о чем он неоднократно говорил в своих интервью. Со временем Пулман оставил преподавательскую деятельность, чтобы полностью посвятить себя писательскому делу — а писать он начал в 1972 году, когда ему было 26 лет. Пулман называет себя «сочинителем историй». Он больше известен как детский писатель, но первый его роман «Галатея» (1978) был адресован взрослой аудитории (по другим данным первым его романом был «The Haunted Storm» (1972). Хотя дебютная книга писателя относилась к «взрослой» литературе, еще будучи учителем, он начал писать для детей. В основу части его романов легли пьесы, которые созданы для школьных постановок. Все книги Пулман пишет от третьего лица, предпочитая работать в саду своего дома по раз и навсегда заведенному порядку - каждый день он сочиняет в среднем 1100 слов (три страницы), всегда пишет от руки шариковой ручкой в специально разлинованном блокноте и придумывает первое предложение накануне, чтобы не начинать утро с пустого листа. Своим деймоном автор хотел бы видеть дельфина за сообразительность или сороку за ее проворство и сообразительность. «Я сижу за столом на весьма дорогом ортопедическом датском стуле, благодаря которому моя спина не болит. Мой стол немного выше обычного, он приподнят на деревянных блоках. - рассказывал в одном старом интервью сам Пулман. - Я останавливаюсь, когда три страницы исписаны, однако всегда знаю, какое предложение я напишу на следующей странице завтра утром. Потом я пью чай и смотрю сериал «Соседи». Мыльные оперы интересны тем, что могут продолжаться как угодно долго - месяцами, и так живо. Мне нравится наблюдать работу сценаристов: они теряют интерес к одной сюжетной линии, начинают развивать другую, характеры героев совершенно меняются, передавая друг другу какие-то черты, свойства… занятно бывает разобраться в том, как всё это устроено. Сериал «Соседи» нравится мне больше других сериалов, потому что «Соседи» - это история в чистом виде: одни события следуют за другими вне всякого социального контекста»... Писатель женат, до сих пор живет в Оксфорде с женой Джуди, с которой вырастил двух сыновей и продолжает работать над новыми произведениями. Старший сын писателя, Джэйми - музыкант, играет на альте. Младший, Том, изучает музыку в университете. Известность Пулману принес детский детективный цикл о шестнадцатилетней Салли Локхарт, действие которого происходит в 19 веке в Лондоне: «Рубин во мгле» (1985), «Тень полярной звезды» (1988), «Тигр в колодце» (1990) и «Оловянная принцесса» (1994). Кстати, первый роман этого цикла написан на основе пьесы, которую Филип Пулман написал для своих учеников, когда работал в школе. В 1996 г. появился роман Пулмана «Северное сияние» (вышедший в США под названием «Золотой компас»), ставший началом знаменитой фэнтезийной трилогии «Темные начала», название которой взято из поэмы Джона Милтона «Потерянный Рай». Затем последовали «Чудесный нож» (1997) и «Янтарный телескоп» (2000). Трилогию дополняют книги «The Book of Dust» и «Lyra's Oxford». Главная героиня эпопеи - девочка Лира Белаква, которую издатели прозвали «Гарри Поттером в юбке». Она путешествует по сказочным «параллельным» мирам, населенным ведьмами, призраками-убийцами и фантастическими бронированными медведями. Отметим, что первая книга трилогии даже получила награду как лучшая книга для детей за последние 70 лет. В 2007 году Пулман стал лауреатом юбилейной премии Карнеги за трилогию «Темные начала». Когда Пулмана спросили, почему он написал трилогию в жанре фэнтези и сознательно ли сделал это, писатель ответил: «Я хотел написать реалистическую книгу. Я не думаю, что жанры - это объективная классификация текстов. Всё это очень надуманно. Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези». Кроме этого, Пулман является автором романов: «Spring-Heeled Jack» (1989) - его герой напоминает Робина Гуда и «The Broken Bridge» (1990) - здесь он рассказывает о взрослении девочки, родители которой принадлежат к разным расам; также он написал современный детектив об утрате иллюзий «The White Mercedes» (1992); фэнтезийную историю «Clockwork» (1998), действие которой происходит в Германии; восточную сказку «The Firework-Maker's Daughter» (1999); фэнтези о животных «I was a Rat...or the Scarlet Slippers» (1999)... А еще Филип Пулман автор нескольких пьес на основе классических произведений и составитель антологии «Детективные рассказы» (1998). Всего в мире было продано 15 миллионов экземпляров книг Пулмана, благодаря чему школьный учитель английского языка превратился в очень богатого человека. Произведения Филиппа Пулмана неоднократно подвергались критике со стороны религиозных организаций за ярко выраженный антиклерикализм и отрицательное отношение к религии. Сказочный атеист Пулмана не раз обвиняли в том, что в его интерпретации церковь предстает как исключительно репрессивная организация. Сам Пулман признается, что первоначально даже не собирался затрагивать религиозные аспекты в своих книгах. «Вначале я хотел рассказать историю о девочке, которая попадает в запретную комнату и случайно подслушивает то, что ей нельзя знать», - поясняет он. Лишь впоследствии, когда волшебное содержание книги обрело своих поклонников, Пулмана осенила мысль использовать это для выражения собственных мыслей. «Был момент, когда я понял, что, так или иначе, овладел повествованием», - добавляет писатель. «Религиозная тема стала частью того, против чего борется Лира», - говорит Пулман. Писатель признается, что глубокое впечатление на него произвела работа прусского поэта и драматурга начала XIX века Генриха фон Клейста «О театре марионеток», прочитанная им 20 лет назад. «Все, что я излил на 1300 страницах, есть в этом эссе», - считает Пулман. Клейст писал о том, что человек всю жизнь идет по пути движения от бессознательного к разумному, и остановиться на нем невозможно. Мы можем только продолжить путь к мудрости через жизнь, через образование, через страдание, через опыт, передает писатель мысли Клейста. «Конечно, как было принято говорить во время Первой мировой войны, в окопах нет атеистов. Но если Вы привыкли рассуждать начистоту, Вы можете взять эту привычку с собой в окоп, - рассуждает Пулман. - Но это намного сложнее, чем быть просто верующим». Сергей Лукьяненко пишет, что первая книга трилогии «Темные начала» полна ярких идей, литературных аллюзий, живых персонажей, но все эти достоинства сведены на нет богоборческими идеями автора. А Диакон Андрей Кураев и вовсе назвал книгу «откровенно сатанинской сказкой». И эта дискуссия о «вредной книге» только набрала силу после выхода на экраны экранизации сказки. Продолжается она и сегодня. Но Пулмана, похоже, это только подзадоривает. Всего месяц назалд вышла его книга в масштабном международном проекте «Мифы», где известные писатели всего мира излагают свои фантастические версии народных сказания, миов и историй, изменивших мир. Еще когда шла жаркая дискуссия о его трилогии, Филип Пулман много рассуждал о мифах: «...В основе трилогии лежит миф о сотворении и восстании, развитии и сопротивлении. Я не писал об этом прямым текстом, но мне было важно раскрыть именно эту тему. Это вечная борьба: с одной стороны, контроль, за которым стоит многовековая история, сила и власть (вспомним инквизицию, травлю еретиков, сожжение ведьм, весь этот кошмар, который религиозные фанатики готовы осуществлять там, где это возможно, и сегодня) - с другой стороны, те, кто сражаются с этим контролем, искатели свободы, идеологи Небесной Республики. Это борьба: Царство Божие против Небесной Республики. Миф позволил мне затронуть в одной истории самые разные темы. Они соединились прочной, но невидимой нитью, незаметной читателю, но очень важной для меня. Откуда берутся деймоны, что происходит с нами после смерти, почему вселенных так много - всё свелось в одну историю. Если кого-то из христианских критиков смущает мой подход, и им кажется, что я не вижу разницы между добром и злом, - всё, что я могу сказать в ответ: я буду за них молиться»... «Добрый человек Иисус и негодник Христос» - называется его новая книга. «Это повесть об Иисусе и его брате Христе: о том, как они родились, о том, как жили и как один из них умер. Смерть второго в историю не вошла…» Так начинается поистине ошеломляющая (и невероятно остроумная) книга Филипа Пулмана, написанная в рамках международного литературного проекта «Мифы». У этого знаменитого фантазера загадка двойственной природы Спасителя из Назарета решается очень легко: один брат-близнец был Иисусом, другой - Христом, один истинно верил и познал Бога, а другой хотел подчинить себе мир и построить на земле только иллюзию Царства Божия… Неоднозначная, но при этом увлекательнейшая трактовка «самой великой истории» человечества. Трудно даже представить, какую реакцию вызовет эта книга. Но вряд ли предстоящий юбилей Пулмана будет скучным после ее выхода... Подготовил Олег ФОЧКИН.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРОВОДНИК ЧЕРЕЗ ТЕМНЫЕ НАЧАЛА | Олега_Фочкина_книжный_мир - Дневник книжный_мир_Олега_Фочкина | Лента друзей Олега_Фочкина_книжный_мир / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»