• Авторизация


Леон Бакст - один из первых модернистов в России. 02-06-2014 16:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения гельб Оригинальное сообщение

Леон Бакст-один из первых модернистов в России.

[150x]
АПОСТОЛ РУССКОГО МОДЕРНА.
ЛЕОН БАКСТ.

Стиль ар-деко, стремительно захвативший в начале прошлого века всю Европу, добрался и до России. Здесь новое течение назвали модерном, а его адептов в области живописи – мирискуссниками (по названию журнала «Мир искусства», созданного кружком молодой богемы, возглавляемым Сергеем Дягилевым).
Одним из законодателей нового стиля был Леон Бакст, Leon Bakst — Лев Самойлович Розенберг.


Рожденный в провинциальном Гродно, Лев Самойлович Розенберг, с детских лет влюбленный в искусство живописи, взял себе фамилию деда, почти всю жизнь прожившего в Париже. Став Леоном Бакстом, он обучался у Марка Антокольского и Валентина Серова, после чего воспитывался во французской столице на творчестве французских импрессионистов. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. Став одним из основоположников живописного декаданса, Бакст создал портреты Бенуа, Дягилева, позже Айседоры Дункан, Жана Кокто и т.д. Эта работа не приносила особых доходов, и Бакст преподавал рисование детям Великого князя Владимира, а в 1902-м году получив заказ от Государя — изобразить встречу русских моряков в Париже. К концу первого десятилетия XX-го в. Бакст целиком и полностью сосредоточился на работе для театра – он не только выступал как яркий театральный художник, но и создавал костюмы, например, для великой балерины Анны Павловой.

[580x]
Вацлав Нижинский в роли китайского танцора

[x500]
«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского»

[x500]
Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету "Клеопатра"

[x500]
Эскиз костюма к балету "Клеопатра". Греческая танцовщица

[x500]
Эскиз костюма тамары Карсавиной к балету "Жар-Птица

[x500]
Эскиз костюма к балету "Жар-Птица". Михаил Фокин в роли Царевича

Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». В творчестве живописца удивительным образом сочетались сочная цветовая гамма и графические линии, роскошь и утонченная изысканность. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. Однако, по закону территориального ценза Бакст не имел права жить в столице, и художник переехал Париж, где его имя звучало абсолютно по- французски, критика восторженно относилась к трудам живописца, а публика ходила на спектакли порой исключительно ради декораций и костюмов художника.

[x500]
Эскиз костюма к балету "Жар-Птица". Царевна

[x500]
Эскиз костюма Жар-птицы

[x500]
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Серебряный Негр

[580x]
Эскиз костюма к балету "Шехерезада"

[x550]
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Шах Шахриар

[x500]
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Главный Евнух

[x500]

Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Одалиска

У кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, его наперебой приглашали работать с крупнейшими театрами и труппами, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой, а затем и к полному разрыву. Мотивом его было и то, что в тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. И сам Дягилев, безупречно улавливавший веяния моды, стал все чаще заказывать эскизы декораций Пабло Пикассо.

[x500]
Эскиз костюма к балету "Нарцис". Вакханка

[580x]
Эскиз костюма к балету "Нарцис"

[x600]
Эскиз костюма к балету "Нарцис"

[x600]
Эскиз костюма к балету "Нарцис"

После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром, за год до кончины — в 1923-м. В 1924-м году художника, находившегося в расцвете творческих сил, настиг апоплексический удар, а его творчество продолжил сын Андрей Бакст.

[x550]
Костюм Натальи Трухановой в роли Пери

[x550]
Вацлав Нижинский в балете Пери

[x550]
Эскиз костюма к балету "Голубой бог". Вацлав Нижинский в главной роли

[x550]
Эскиз костюма к балету "Голубой бог". Баядерка

Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских, и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника.

[x550]
Эскиз костюма к балету "Мученичество Святого Себастьяна". Ида Рубинштейн в роли Святого Себастьяна

[x500]
Эскиз косттюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету "Послеполуденный отдых фавна" - обложка программки для Седьмого Сезона "Русского Балета"

[x600]
Эскиз женского платья

[x500]
эскиз костюма к балету "Спящая красавица". Восточный принц и его паж

[x600]
Ида Рубинштейн в роли Иштар

[x500]
Ливень

Забытый в советские времена у себя на родине, Бакст был «реабилитирован» в последние годы многим публикациями в прессе, выходом книг и постановками Андриса Лиепы, представившего на сцене Большого театра дягилевские балеты «Шахеразада» и «Игры» в оформлении Леона Бакста. Апостол русского модерна вернулся из забвения.
текст Владимир ВОЛЫНСКИЙ

[x500]

Портрет Дмитрия Философова

[x600]

Ужин

[580x]
Портрет Александра Бенуа

[x500]
Портрет Андрея Белого

[x500]
Портрет Зинаиды Гиппиус

[580x]
Портрет Вальтера Федоровича Нувеля

[x500]
Автопортрет

[x500]
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней

[x600]
Портрет будущей графини Анри де Буажелен

[x500]
Портрет Исаака Левитана

[x650]
Портрет графини Келлер

[x500]
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой

[x500]
Портрет танцовщицы М.Казати

[x500]
Портрет Жана Кокто

[x500]
Леонид Массин

[580x]

Портрет сына художника

[x500]
Молодой дагомеец


источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Леон Бакст - один из первых модернистов в России. | intera1 - Мой дневник-это моя память | Лента друзей intera1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»