Дослушиваю этот потрясающий роман Д. Рубиной, вышедший год назад. Но слушать, это все-таки не читать. Захотелось пройтись уже по книжке, пусть и электронной, чтобы отметить для себя еще раз то в этом романе, что особенно тронуло. А еще места, где обитали Леон и Айя. И музыку, и голос Леона.
Итак.
Прежде всего мне захотелось представить зрительно главных героев. И я думаю, что они выглядят так:
Леон Этингер. [430x466]
– Ты странный, опасный, на острове чуть меня не убил. У тебя нет ни мобильника, ни электронки, ты не терпишь своих фотографий, кроме афишной, где ты – как радостный обмылок. У тебя походка, будто ты убил триста человек…
Айя-– «Мария Аннунциата». [573x700]
Да-да: голубое покрывало, широковатый нос, высокое чело с благородными бровями – мальчиковое лицо из плавных раскосых овалов, и все вместе подчинено единому замыслу. Глаза с припухшими верхними веками ускользают, не смея на тебя взглянуть; щепоть левой руки придерживает на груди покрывало, а правая слегка приподнята: то ли Мария потянулась остановить того Невидимого, кто ее покидает, то ли ощупывает воздух перед собой, еще не веря в произошедшее… И странное ощущение, что эта девушка никого не слышит… Вернее, слышит только жизнь внутри себя.
Затем вспомнить как звучит голос контратенора.
И кратко переесказать сюжет.
Успешного контратенора Леона Этингера, экс-агента израильских спецслужб, выискивающего по всему свету террористов, накрыла безудержная, всепоглощающая страсть к глухой девушке Айе. Полюбила и Айя. Каждый из них не может раскрыть всю правду о прошлом. Но в один прекрасный момент это все-таки приходится сделать. Ну Леон-то давно догадывается, чего страшится эта девушка с бровями-ласточками. А вот она подозревает его в убийстве никак не менее трех сотен человек! И у Леона возникает дерзкий план. Он предлагает Айе отправиться в Лондон в гости к Фридриху, ее дяде, крупнейшему торговцу оружием...
Боюсь, что "повествование" мое будет длинным. Наверное в трех частях. В этом посте только портреты героев, голос Леона и небольшие выдержки из книги с картинками. про Париж и Дорогу в Англию.
I. ПРО ПАРИЖ.
1. [550x413]
Темно-красный фасад кабаре «Точка с запятой», оптика, магазин головных уборов с болванками голов в витрине (одна – с нахлобученной ушанкой, приплывшей сюда из какого-нибудь Воронежа), парикмахерская, аптека, мини-маркет, сплошь обклеенный плакатами о распродажах, брассерия с головастыми газовыми обогревателями над рядами пластиковых столиков, выставленных на тротуар, – все казалось Леону странным, забавным, даже диковатым – короче, абсолютно иным, чем пару дней назад.
2. [700x465]
Он мечтал закатиться с ней куда-нибудь на целый день – хотя бы и в Парк импрессионистов, с вензелистым золотом его чугунных ворот, с тихим озером и грустным замком, с картинным пазлом его цветников и кружевных партеров, с его матерыми дубами и каштанами, с плюшевыми куколями выстриженных кипарисов. Запастись бутербродами и устроить пикник в псевдояпонской беседке над водоемом, под картавый лягушачий треп, под треск оголтелых сорок, любуясь плавным ходом невозмутимых селезней с их драгоценными, изумрудно-сапфировыми головкам
3. [700x525]
На улицах и в переулках квартала Марэ уже пробудилась и заворочалась еженощная богемная жизнь: мигали лампочки над входом в бары и пабы, из открытых дверей выпархивали струйки блюза или утробная икота рока, за углом по чьей-то пухлой кожаной спине молотили кулачки и, хихикая и всхлипывая, изнутри этого кентавра кто-то выкрикивал ругательства…
4. [700x466]
Ресторан «Вагенэнде» был для Леона своеобразным талисманом: здесь они с Филиппом раза три проводили на редкость удачные деловые обеды и ужины с людьми, от которых так зависит «наш оперный бизнес». Здесь и кухня была отменная, но прежде всего с порога покорял интерьер: изысканный модерн, никакой проклятой современности.
Благодаря зеркалам, опоясывающим стены и оплетенным лианами красного дерева в стиле nouille[1], просторный зал пребывал как бы в плавном кружении. Все арабески, овалы, вензеля, витражи и фарфор, благородные бронзовые люстры и овальный потолочный плафон работы Пивена (неброские, но удивительно чистые тона) – все сливалось в праздничный аккорд.
II. ДОРОГА В АНГЛИЮ.
1. [700x393]
В Амьене погода еще крепилась, не давая воли слезам, хотя пейзажи равнинной Пикардии никого бы не развлекли и не порадовали: унылый горизонт, как по школьной линейке, туманы на голых полях, безликие коробки промышленных блоков. И над всем – пелена утреннего неба, сквозь которую изредка процеживался парафиновый луч. Только бы не дождь, заклинала Айя, в дождь так скучно ехать…
2. [269x187]
Он странный, да? – Айя кивнула на собор. Она сидела, вытянув и скрестив ноги в джинсах, все еще похожая на мальчика, хотя мягкий ежик ее волос уже стал завиваться на висках и затылке. – Какой-то неуравновешенный.
– Он самый большой во Франции, знаешь? – отозвался Леон. – Акустика изумительная, я пел здесь раза три.
3. [524x700]
Палермо, Музей изобразительного искусства, картина Антонелло да Мессина – «Мария Аннунциата»…
Он приходил туда дважды и оба раза – ради Марии. Подолгу стоял, нащупывая интонацию, меру, тембр… В те месяцы работал над несколькими барочными ариями, посвященными образу Девы. Многое не чувствовал, во многом сомневался… Странно – почему вдруг решил продираться к своим открытиям через иное искусство, через живопись?
4. [640x428]
Наконец повезло: на одной из парковок виртуозно втиснулись между двумя микроавтобусами и под ровным, жестким, но все еще терпимым дождем нырнули в подвальчик, в обещанную Леоном пивную, название которой «Cercueil» переводилось просто и брутально: «Гроб». У них и в витрине наглядно расположился скелет – в роскошном гробу со снятой крышкой, непринужденно свесив кости бывших рук по краям своей узкой обители.
Внутри псевдотаинственной крипты в мерцании свечных огоньков накачивалась пивом веселая публика. Скамьями служили, разумеется, гробы.
5. [700x525]
Фламандский Брабант.
– Что ты еще придумал, что за замок…
– Скорее поместье. Для классического замка там нет оборонительных укреплений – ну, рва с водой, подъемного моста, чего еще? Дальнобойных мортир на стенах… Но галерея для менестрелей в дубовом зале и поворотный круг, такой, чтоб развернуться четверке лошадей, – это есть. И камин, в котором можно гулять по утрам, если пробить железную заслонку.
6.
– А что такое «аллилуйя»? – спросила Айя, когда они уже выехали из ворот, оставив позади мрачных грифонов в навершиях въездных колонн. – Знаю, что молитвенное заклинание, но что означает само слово?
Леон помедлил и сказал:
– Оно означает: «Славьте Господа!»
– На церковнославянском?
Еще одна крошечная пауза:
– Нет. На древнееврейском.
И улыбнулся этой своей непробиваемой улыбочкой, подмигнул ей и нажал на газ…
--------
На сегодня все...
Постскриптум.
Как же хорошо пишет Дина Рубина, она просто маг слова. И пусть этот роман у нее получился этакой смесью детектива, путеводителя по Европе и популярной классической музыки, но все равно увлек он меня необыкновенно.
Ответ на комментарий Nataly2012 #
Не сомневаюсь, что Вы получите удовольствие от знакомства с пером Д. Рубиной. Я ее узнала этак лет уже 10 назад. По небольшой книжечке рассказов. И полюбила, да нет просто влюбилась в ее творчество. У нее какая-то феноменальная способность то, о чем она пишет, наделять поэтикой. Хотя бы эту вещь прочтите для начала http://www.dinarubina.com/texts/muzyka.html
Ответ на комментарий Потопешка #
Думала, думала...И не представляю по другому себе их. Может быть Леон и не такой уж красивый, а Айя не такая уж «Мария Аннунциата».)))