Освоение коллективного бессознательного сталкивает человека с двумя важнейшими родовыми архетипами, соответствующими душевным сущностям женщины и мужчины ("анима" и "анимус"). Идентификация с одним из них определяет половую или гендерную принадлежность. Анима и анимус - это общечеловеческие архетипы. Анима находится в тени у мужчины, анимус - в тени у женщины. Правда, стремление к андрогинизму, то есть объединению обеих гендерных начал в одном существе, как это доказывается в диалоге Платона "Пир", по-видимому, изначально присуще человеку.
Архетипы мужественности и женственности универсальны и контрастны. Чтобы охарактеризовать их, Юнг, как обычно, прибегает к мифологическим образам, которые для него первичны, фундаментальны, тогда как личностные черты - вторичны.
Анима олицетворяется в четырех архетипических образах: Евы, Елены, Марии и Софии. Каждый из них амбивалентен, включает в себя положительные и отрицательные черты, может вызывать восхищение и неприязнь, притягивать и отталкивать.
Ева - Земля, Мать, Прародительница. Она символизирует Родину, природную и культурную стихию. Это - работница, труженица, крестьянка. Она дает тепло и заботу. Но Ева - обыденный персонаж, она не одухотворена, в ней нет таинственного обаяния и сексуальной привлекательности.
Елена - соблазнительница, предмет сексуальных вожделений. Она прекрасна, привлекательна, но ветрена. Елена - аристократка или проститутка.
Мария - чистая девственница, невинная, непорочная, воплощение милосердия и доброты. Она может предстать во сне в образах школьной учительницы, авторитетной дамы. Но она суха, не подпускает к себе близко, к ней невозможно испытать сексуального влечения.
София - премудрость Божья. Она легко находит правильное решение, способна все понять, всех примирить. Но она не вызывает романтической, чувственной влюбленности, а мудрость свою может использовать и в коварных, мстительных целях. Баба Яга, Ведьма - теневые эквиваленты Софии - Мудрой Старухи.
Как и анима, анимус имеет четыре ступени развития. Сначала он выступает как олицетворение простой физической силы, как атлет-чемпион, Тарзан или Геркулес - работящий, надежный, но духовно ограниченный, может выступать также как разбойник и насильник. Таким видят мужчину совсем молодые девушки-подростки. На следующей стадии анимус обладает инициативой, способностью к целенаправленным действиям. Он может представляться властным лицом, руководителем.
В женщине он видит помощницу, служанку, подавляя ее инициативу. На третьей стадии анимус становится словом, мудростью, предстает как профессор или священник. Наконец, на высшем, четвертом уровне, он становится воплощением смысла. Символической фигурой в этом случае выступает Гермес - посланник богов. Через него жизнь женщины приобретает новое значение. Он дает духовную твердость, внутреннюю крепость. Гермес во всем свободен и судьба не властна над ним. Гермес способствует духовному росту женщины, ее восприимчивости к новым творческим идеям.
Следует подчеркнуть, что анима и анимус - это "проективные образы". Анима рождается в душе мужчины, но проецируется на женщину, а анимус творится женщиной и проецируется на мужчину. Что же касается "самообразов" мужчин и женщин, то они лишены яркости, поверхностны. Глубинная "самость", экзистенция людей обоих полов - одинакова и выражает единую родовую сущность человека и обращенность к Богу.