Существует много видов сексуальности, хотя главные из них - три: оральная, анальная и генитальная.
Поскольку каждое влечение отличается от всех других: источником, объектом, целью и силой - то налицо дробление, множественность влечений. Но, с другой стороны, поскольку энергия одного влечения относительно легко сливается с энергией другого или ее нейтрализует, поскольку влечение способно направляться на разные объекты, можно говорить об универсальности психической энергии, ее едином источнике, который Фрейд условно называл Эросом, недвусмысленно связывая это понятие с философской и мифологической традицией.
Языческая религия греков рисует бога Любви в различных образах, причем, считается, что все живые существа подвластны Эросу, могут быть поражены его стрелами. Фрейд близок к платоновской трактовке эротического влечения. Устами Аристофана - одного из участников Пира - Платон говорит о стремление Эроса воссоединить в едином организме мужскую и женскую половинки человека. Ища какой-то физический аналог человеческой любви, психическому либидо, Фрейд говорит, что Эрос есть общая тенденция живой материи к сплочению ее рассеянных частиц, тенденция к поддержанию и повышению активности жизни.
Фрейд признавал дуализм основных влечений. В первых его работах это - дуализм сексуальных влечений "оно", направленных вовне, на объект и влечений "я", имеющих целью самосохранение и ориентированных вовнутрь, любовь к самому себе (нарциссизм). В работе 1920 года Фрейд вводит понятие "влечения к смерти", которое трактуется, как тенденция к разрыву энергетических и смысловых связей, стремление к абсолютному покою, первичному неорганическому существованию. Влечение к смерти ("танатос", "мортидо") может проявляться в желании умереть, агрессивности и деструктивности, садистских и мазохистских желаниях.
Влечение к смерти оказывается, согласно Фрейду, даже более древним и глубоким, чем влечение к жизни. Жизнь может быть понята как замедленный, окольный путь к смерти. Однако, фактически, каждый жизненный порыв предполагает сложную игру влечений к жизни и смерти (либидо и мортидо). Фрейд не видел возможности строго научно определить смысл Эроса и Танатоса как универсальных жизненных влечений. "Теория влечений - это наша мифология", - писал он. - "Влечения - это мистические существа, величественные в своей неопределенности".
Не признавая Бога в качестве источника психической энергии, отвергая Провидение и Предопределение, Фрейд одновременно отрицал и свободу воли человека. Подобно Марксу, он был склонен акцентировать необходимость - конечно, не экономическую или историческую, а психологическую. Идею свободы воли он откровенно третировал, как антинаучную. Согласно его представлениям, решение, выбор, поступок являются лишь суммарными результатами сложения и перекрещивания психических импульсов, исходящих из "оно", "я" и "сверх-я".
Но отрицание свободы воли неизбежно влечет за собой отрицание ответственности, а, значит, подрывает корни как светской, так и религиозной морали. С философской точки зрения, детерминизм в психологии весьма уязвим. Да и цели клинической психиатрии, стремящейся вернуть невротику, который страдает навязчивыми идеями и не волен над своими поступками, свободу воли и самообладание - очевидным образом противоречат психическому детерминизму.
"Низвержение воли" в теории Фрейда можно объяснить, по мнению Р. Мейо, как симптом протеста против "викторианской культуры", утверждавшей в качестве главного достоинства личности способность подавлять свои природные влечения. Фрейд понимал волю "по викториански", как инструмент подавления, а не как свободу и положительную силу. Вместо исследования того, как расширяется и углубляется волевая свобода человека в процессе становления личности, он исследовал "перипетии инстинктов", "судьбы репрессированного либидо". У Фрейда, по мысли Поля Рикера, феномен воли подавляется инстинктами "оно" - с одной стороны и властью "сверх-я" - с другой.