[500x375]
АРХЕТИП БЕЛОГО БОГА 
КАК КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ
Из книги: Гаврилов Д.А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. – С. 54–61.
В ряде исследований на основании анализа канонических мифов индоевропейцев были сформулированы архетипические свойства Чёрного и Белого Богов . Проделанная работа позволяет сопоставить богов относимых к одному архетипу, вне временных рамок. Я указал, что противник Белого бога по сути соответствует архетипу Трикстер. 
Белый бог определен как творец, бог старшего поколения с атрибутами белизны, чаще всего он – бог света, противостоящий миру мёртвой материи и разрушения. Он связан с зарождением новой жизни и судьбой. Как культурный герой он просветитель, что добывает и дарит людям и иным богам знания, препятствующий «порче» мира Трикстером.
1. Культ белого бога Свентовита 
Высшим богом западных славян (именуемых средневековыми авторами ещё как «рутены» или «вандалы», а ранее – «венеды»), в том числе и ругов, был бог Света – Свентовит. Что характерно, он был уважаем и другими, германскими, народами Северной Европы.
Знаменитый храм Свентовита стоял на острове Рюген на мысе Аркона, он был разрушен в 1168 году данами, т.е. много позже того времени, когда в государствах Европы возобладало христианство. Храм был одной из последних святынь язычества, и пока он стоял, языческая вера у ругов преобладала.
Ещё в середине XVI в. помнили, на каком языке говорила эта самая русь – ругии-ране – с острова Рюген-Руян. Вот что пишет Герард (Георг) Меркатор в «Космографии" :
«На острове Русция том живали люди идолопоклонники, раны или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христиансткую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели... и воевали с датским королем и со иными поморскими князьями и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным государствам грозны и противны были. Язык у них был словенской да вандальской. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте, не токмо воинским делам, прилежные охотники были...» 
Рюген, так долго остававшийся во владении язычников, может с большим успехом претендовать на роль мифического острова Буяна – средоточия магии.
«Ай ещё шли где туры подле сине море, 
Да и поплыли туры за сине море, 
Еще выплыли туры да на Буян остров 
Да идут по Буяну да славну острову…» 
«А ещё зрит-смотрит Илья во сторону во западную – 
А на западе стоит да поле чистое, 
Поле чистое да все Куликово. 
Там славный Буян-остров он шатаетсе…» 
Наличие Куликова поля (ударение в данном случае на втором слоге) не должно смущать: былинная география имеет свои законы. Отмечу, однако, что находится Буян-остров «в западной стороне» за «синим морем».
А вот что писали о владельцах храма Свентовита германцы, ближайшие соседи ругов и современники бытования языческой веры у славян. 
Гельмолд, «Славянская хроника» : «Ране, у других называемые руанами – это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.
Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу, жреца у них почитают больше, чем короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой».
Адам Бременский свидетельствует в 1066 году:
«Один из (этих) островов зовется Фембре. Он лежит против области вагров, так что его можно видеть из Альдинбурга (Старогорода)... Другой остров (Руян) расположен напротив вильцев (Волин, лютичи). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие».
«Свянтовид был наивысший бог вандалов с четырьмя головами или лицами» (Кранций и Арнкиель, средневековые историки )
Френцель говорит о нём, как о «De Svantevito, Deo Soraborum Slavorumque supremo» — Свентовит, наивысший бог сорбов-славян.
Cогласно чешскому средневековому словарю «Mater Verborum" Cвентовит – «Ares, bellum», «Mavors: Mavortem poete dicunt martem», уподоблен также богу войны Аресу. 
Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, и фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».
Аркона была защищена с севера, востока и юга отвесными скалами, с западной стороны валом высотой в 50 футов (15 метров). В настоящее время остатки этого огромного вала (840 шагов в длину) достигают в среднем 9-10, местами 13 метров высоты, находившаяся на валу стена совершенно разрушена, можно только установить, что её основание достигало толщины 5 метров. Скалы восточного берега высотой до 100 метров, крутые или почти отвесные, хотя есть отдельные спуски. Согласно археологическим данным крупнейшим городом на Рюгене была не культовая Аркона, а Ральсвик, который и в самом деле был портом. Надо учитывать, впрочем, что Балтийское море за минувшие века порядком обмелело и очертания берегов острова в 1168 году были несколько иными, чем ныне.
Итак, кумир бога Света – четырехликий (возможно, что две головы при этом женские), символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту и/или Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита. Вино было сладким, потому что на его терпкий запах слетались насекомые – свидетели верований утверждают, что кумир Белобога был облеплен мухами. Из-за этого его отождествляли с Вельзевулом. На самом деле речь идёт только лишь о том, что требы совершались возлиянием непосредственно в уста кумира (или они мазались жертвенным медом). 
Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом урожае – в следующем году. 
В античные времена те земли, где первенствовал этот великий бог, принято было называть Гипербореей . Локализация гипербореев, согласно Б.А. Рыбакову, анализирующему античные источники, в результате выглядит так: «Гиперборейцы – это земледельческие племена, жившие на север или северо-восток от Греции... Гиперборейцы Гекатея и Геродота живут за Рипейскими горами у Балтийского моря. Гиперборейцы Геродота определяются по записанным им рассказам однозначно: это – живущие у моря северные соседи западной части праславян, т.е. прибалтийские племена первого тысячелетия до н.э., область которых начиналась почти сразу за Вислой на восток и тянулась широкой полосой вглубь Восточной Европы вплоть до бассейнов Оки и Клязьмы. К прабалтам принадлежали и геродотовские андрофаги на Верхнем Днепре и будины на Десне и Оке». 
Согласно Геродоту, гипербореи живут севернее скифов (Причерноморье и Приазовье) и невров (вероятно, часть Белорусии), хотя сам он не верит в их существование. Согласно другим античным авторам – севернее венедов (венеды же западнее скифов). Наконец, севернее венедов-винулов-вандалов живут собственно северные германцы и ругии. 
У «гипербореев» известны четыре «белых» бога. У скандинавов – это ван Фрейр, храм его был в Уппсале, а также белый ас – Хеймдалль. У ругов и других западных славян – Свентовит, а также Радегаст. Первому стоял храм в Арконе на о.Рюген, второму был посвящен знаменитый Ретринский храм.
2. Культ бога Радегаста-Сварожича 
«Готтофред в хронике 402 года по Христе от древних писателей сказует, что вандалы с королём их Радогостом в двести тысяч числом в Италию нападение учинили... И сии имена королей довольно свидетельствуют славян, ибо имя Радегаст самое славянское и славяне идола Радегаста почитали. К тому же имя Радегаста видно от владетеля вандалов дано...» – записал В.Н.Татищев в 1748 году, составляя «Историю Российскую», главу 39. 
М.В. Ломоносов примерно в те же годы (1760-е) указывал: «Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами». Птица Радегаста – петух, возвещающий своим криком приход солнца. Это явная солярная атрибутика.
В самом деле, именно так выглядит Радегаст на части изображений (якобы поддельных ритуальных фигурок из Ретринского Храма) 1771 года издания, опубликованных после указанной работы Ломоносова – 1766 года. Значит, либо Михайло Васильевич видел самих кумиров, либо пользовался независимым от составителя, Андреаса Готлиба Маша, источником .
А вот что сообщали о Радегасте и его Храме очевидцы и современники.
Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»: «Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей славянии ни своей внешностью, ни языком.... Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари – к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и лругие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой.... из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре...
Их город – всемирно известная Ретра – седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота , ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула... Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути».
Обратим особое внимание, что имя «демона» Радигост, а имя города – Ретра. 
Титмар Мерзебургский (ок.1018 г), «Хроника» :
«II … за день до нашего прихода к реке Одер, к нам присоединились лютичи, следуя за своими идущими впереди богами.
23. Хоть я с большим содроганием могу говорить о них, всё же, чтобы ты, любимый читатель, узнал про лживое их суеверие и ещё более бесполезный культ этого народа, я коротко расскажу, кто они и откуда сюда пришли.
(17.) Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.
24. Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители. Когда они собираются там, чтобы принести жертву идолам или смягчить их гнев, те сидят, тогда как остальные стоят рядом; тайно перешептываясь друг с другом, они с трепетом копают землю и, бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение. Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном и, воткнув в землю крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи. Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками и, с радостью валяясь в грязи, являет себя многим…»
Здесь необходимо вспомнить о знаменитом вепре Фрейра (бога Света северных германцев). В «Младшей Эдде» говорится, «что тот может бежать по водам и воздуху, ночью и днём, быстрее любого коня, и ночью, и в самой Стране Тьмы будет ему светло: так светится у него щетина».
«…25. (18.) Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение. Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей. Всеми ими, называемыми общим именем лютичей, не управляет какой-то один правитель. Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии. Сами неверные и непостоянные, от других они требуют великой и нерушимой верности. Мир они заключают, сбривая часть волос, посредством травы и пожатия рук. Однако за деньги их легко можно заставить его нарушить.
Эти воины, некогда рабы, а теперь, из-за нашего нечестия, свободные, пришли к королю на помощь с такой свитой. Избегай, читатель, общества их, а равно и культа, внимая и исполняя заповеди Божественного писания!»
О Радегасте здесь говорится, как о названии города, а имя бога – Сварожич, но это явная ошибка автора хроники. 
Адам Бременский в своём сочинении настаивает, что бога зовут «Радигост», а город – Ретра: «… варвары отрубили ему[епископу] руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копьё, принесли её в жертву богу своему Радигосту в знак победы. Все это происходило в столице славян Ретре, в четвертые иды ноября [10.XI.1066]».
Радегаст почитался и чехами. Он упомянут в «Маter Verborum» как внук бога Крът (Кродо) – «Radihost vnuk Krtov». Значит, Радегаст и есть Сварожич, а Сварог – сын Кръта тем самым.
На землях вятичей, «пришедших из ляхов», можно сыскать города, названные именем этого бога: Радогошь на реке Нерусса к северу от Севска и к западу от Крома. Предполагается, что Радигощ – прилагательное от имени Радегаст, точно так, как «вещий» есть прилагательное от слова «весть». 
Обращает на себя особое упоминание Титмара про вепря. Ведийский бог Вишну, сын кузнеца-Тваштара (в Ригведе X,8, 8-9 и Брихаддевате говориться об асуре Вишваруне, т.е. обладающем всеми формами, а это эпитет Вишну), также имел в качестве воплощения вепря, клыками которого мир поднимался из Первовод. Точно так и наш Сварожич-Радегаст – сын кузнеца Сварога, бог родящих сил и света, являл себя предкам в зверином обличии. «В сём сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто впереди вздымает священное копьё, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамёна?» 
Священник Гельмолд (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал :
«...Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их – Радегаст…»
«...Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений...»
Френцель говорит о нём в главе «De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo» – т.е., Радегаст в сербо-лужицком пантеоне фигура не менее значимая, чем даже сам Свентовит, а Ретринский Храм не менее велик по своему значению, чем Арконский. Но Радегаст и Свентовит разные боги, у них различная атрибутика.
--------------------------------------------------------------------------------
Белкин И. Как выглядел Чернобог// Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4-5, М., 1997; Платов А. Бой на Калиновом Мосту, или прогулка Тропою мёртвых// Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 5, М., 1997; Гаврилов Д. Белбог против Чернобога. Один против Одина // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10, Киев, М., 2001.
Гаврилов Д.А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности // Первая Всеросcийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы», 15 мая 2006 г. [материалы]. –Омск: СИБИТ, ИПЭК, СРШБ (колледж), 2006. СC. 359-368.
см. также раздел: «К началам космогонии в Традиционной культуре...»
Герард (Георг) Меркатор. «Космография» цит. по Забелин И. История русской жизни с древнейших времен, т.1., М., 1908.
Былины, под. ред. М. Сперанского, т.1, М., 1916. С. 228 (былина «Василий Пьяница»).
Былины Печоры и Зимнего берега, отв. ред. А.М. Астахова, М. Л., 1961. С. 158 (былина «Про старого казака Илью Муромца»).
Гельмолд. Славянская Хроника, М., 1963.
«Деяния священников Гамбургской церкви», цит. по: Аdam of Bremen. History of Hee Arihibiskops of Hamburg. – Bremen., N.Y., 1959 (translated with an introduction and notes by F.J.Tsehana). 
Татищев В.Н. История Российская, ч.2, собр. cоч. Т.IV. –М.: Ладомир, 1995. 
Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorun, In quo Slavorum antiquitatues, multague hastenus obscura illustrantur,aut minus recte intellecta ... scripta corriguntur, 1719. 
Чешскія глоссы въ Матер Верборум / разборъ А.О. Патеры и дополнительныя замечанія И.И.Срезневскаго, СПб., 1878. –152 с. (Приложеніе к XXXII-му тому Записок Имп. Академіи Наук. №4).
Saxo Gramaticus. Gesta Danorum, ed J.Olric and H.Raeder, Copenhagen, 1931, 2 vols; Saxonis Gesta Danorum, et J.Olriic et H.Raeder, T.1 Haunal, 1931 (цит. – 1168 г. – в переводе Л.Н. Гумилева). См. также Saxonis Grammatici. Historia Danica. P. I. V. II. Havniae, 1839. PP.822-827, 837-838.
«Один в «Саге об Инглингах» заповедует приносить жертвы богам трижды в год — в начале зимы, чтобы был хороший урожай, в середине — за весеннее прорастание, и летом — за победу. Это странное, на первый взгляд, временное распределение, когда зимой следовало заботиться о будущем урожае, в действительности соответствует народной мудрости, воплощенной в календарных обрядах. Именно зимой, когда был собран урожай и не нужно было работать в поле, наступало время жертвоприношений и календарных праздников, и главный из них — новогодний йуль — был в середине зимы. Летом же викинги отправлялись в морские походы, и наступал черед молитв о победе, « – обращает наше внимание на любопытный факт Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2001, С.277.
Геродот. История. –Л.: Наука, 1972.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. –М.: Русское слово, 1997. –824 с.
Татищев В.Н. История Российская, ч.1-2, собр. cоч. Т.I-VI. –М.: Ладомир, 1994-1995.
Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.6, М., Л. 1952. см. «Древнейшая Российская История», гл.4.
Masch A.G. Die Gottesdienftlichen Ulferfhumer der Obotriten, aus dem Tempel gu Rhetra. Berlin. 1771. см. также. Платов А. Культовые изображения из Храма в Ретре / Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 2., –М.: Менеджер. 1997. 
Аdam of Bremen. History of Hee Arihibiskops of Hamburg. –Bremen., N.Y., 1959 (translated with an introduction and notes by F.J.Tsehana); АдамБременский. История епископов Гамбургской церкви// В.Ляскоронский. Этнография по Адаму Бременскому. – УИ. 1883.
Золото –Металл, соотносимый с солнцем, также солярная атрибутика.
Титмар Мерзебургский. Хроника (в 8-ми книгах). –М.: Русская панорама, 2005. –255 с.
Cвидетельство о гибели епископа Мекленбургского Иоанна, которого принесли в жертву богу Радигосту.
Вспомним о золотом вепре вана Фрейра, скандинавского бога света. 
Письмо св. Бруно Кверфутского к императору Генриху III… (1008 г.).
Гельмолд. Славянская Хроника. пер. Л.В.Разумовского, М., 1963.
Abraham Frentzel. Commentarius philologico-historicus de diis Soraborum aliorumque Slavorun... 
http://www.arkona.swarog.ru
 [500x375]
 [425x319]
 [500x375]