[500x375]
АРХЕТИП БЕЛОГО БОГА
КАК КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ
Из книги: Гаврилов Д.А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. – С. 54–61.
В ряде исследований на основании анализа канонических мифов индоевропейцев были сформулированы архетипические свойства Чёрного и Белого Богов . Проделанная работа позволяет сопоставить богов относимых к одному архетипу, вне временных рамок. Я указал, что противник Белого бога по сути соответствует архетипу Трикстер.
Белый бог определен как творец, бог старшего поколения с атрибутами белизны, чаще всего он – бог света, противостоящий миру мёртвой материи и разрушения. Он связан с зарождением новой жизни и судьбой. Как культурный герой он просветитель, что добывает и дарит людям и иным богам знания, препятствующий «порче» мира Трикстером.
1. Культ белого бога Свентовита
Высшим богом западных славян (именуемых средневековыми авторами ещё как «рутены» или «вандалы», а ранее – «венеды»), в том числе и ругов, был бог Света – Свентовит. Что характерно, он был уважаем и другими, германскими, народами Северной Европы.
Знаменитый храм Свентовита стоял на острове Рюген на мысе Аркона, он был разрушен в 1168 году данами, т.е. много позже того времени, когда в государствах Европы возобладало христианство. Храм был одной из последних святынь язычества, и пока он стоял, языческая вера у ругов преобладала.
Ещё в середине XVI в. помнили, на каком языке говорила эта самая русь – ругии-ране – с острова Рюген-Руян. Вот что пишет Герард (Георг) Меркатор в «Космографии" :
«На острове Русция том живали люди идолопоклонники, раны или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христиансткую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели... и воевали с датским королем и со иными поморскими князьями и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным государствам грозны и противны были. Язык у них был словенской да вандальской. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте, не токмо воинским делам, прилежные охотники были...»
Рюген, так долго остававшийся во владении язычников, может с большим успехом претендовать на роль мифического острова Буяна – средоточия магии.
«Ай ещё шли где туры подле сине море,
Да и поплыли туры за сине море,
Еще выплыли туры да на Буян остров
Да идут по Буяну да славну острову…»
«А ещё зрит-смотрит Илья во сторону во западную –
А на западе стоит да поле чистое,
Поле чистое да все Куликово.
Там славный Буян-остров он шатаетсе…»
Наличие Куликова поля (ударение в данном случае на втором слоге) не должно смущать: былинная география имеет свои законы. Отмечу, однако, что находится Буян-остров «в западной стороне» за «синим морем».
А вот что писали о владельцах храма Свентовита германцы, ближайшие соседи ругов и современники бытования языческой веры у славян.
Гельмолд, «Славянская хроника» : «Ране, у других называемые руанами – это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.
Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу, жреца у них почитают больше, чем короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой».
Адам Бременский свидетельствует в 1066 году:
«Один из (этих) островов зовется Фембре. Он лежит против области вагров, так что его можно видеть из Альдинбурга (Старогорода)... Другой остров (Руян) расположен напротив вильцев (Волин, лютичи). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие».
«Свянтовид был наивысший бог вандалов с четырьмя головами или лицами» (Кранций и Арнкиель, средневековые историки )
Френцель говорит о нём, как о «De Svantevito, Deo Soraborum Slavorumque supremo» — Свентовит, наивысший бог сорбов-славян.
Cогласно чешскому средневековому словарю «Mater Verborum" Cвентовит – «Ares, bellum», «Mavors: Mavortem poete dicunt martem», уподоблен также богу войны Аресу.
Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы;
Читать далее...