Мост Александра III был построен ко времени проведения Всемирной выставки 1900 г., чтобы создать маршрут от павильонов на левом берегу Сены к дворцовым сооружениям, предназначенным для размещения произведений искусства на другом берегу. Мост решено было создать импозантным и пышно украсить; в то же время он не должен был портить панораму памятников архитектуры в районе Площади Инвалидов. Другая проблема состояла в том, чтобы мостовой бык не мешал речному судоходству (вниз по течению реки и вверх к мосту Инвалидов). Поэтому существовала необходимость выстроить одноарочный мост. Инженеры Жан Ресаль и Амадей Альби с помощью архитекторов Бернара Кассье и Гастона Кузена представили проект, который удовлетворял всем многочисленным требованиям.
На церемонии, посвященной подписанному накануне договору о дружбе между Россией и Францией, 7 октября 1896 г. царь Николай II заложил первый камень в основание будущего моста, который был назван именем недавно почившего русского императора Александра III.
Строительство моста началось в начале 1897 г. и было завершено к открытию Всемирной выставки.
Пересекающий Сену мост имеет низкий одноарочный пролет в 120 м. Сооружение состоит из 15 параллельных трехшарнирных арок из прокованной стали, встроенных в угловые камни свода, которые собирались на месте. Настил шириной 40 м сделан из листовой стали.
Помимо своей впечатляющей ширины мост весьма выделялся роскошным убранством; подобная художественная тенденция в ту историческую эпоху была необычайно сильна.
Даже на стадии проектирования пышный декор бросался в глаза так же, как и два массивных каменных пилона на концах сооружения, которые служили постаментами для больших статуй. Фронтоны моста также обильно украшены скульптурными композициями работы многих мастеров. Две бронзовые скульптурные группы (на замковых камнях с каждой стороны) под названием «Нимфы Сены» и «Нимфы Невы» создал Жорж Реси-пон; трое других художников потрудились над аллегорическими бронзовыми позолоченными скульптурами четырех пилонов — это «Слава и наука» и «Слава и искусство» Эммануэля Фремье на правом берегу и «Слава и торговля» Пьера Гранье и «Слава и промышленность» Клемента Штейнера на левом берегу. Мраморные статуи в основании пилонов (также отягощенные архитектурными украшениями) были созданы скульпторами Поставом Мишелем, Альфредом Ленуаром, Жюлем Куланом и Лораном Марквестом.
Несмотря на критику со стороны сторонников функционализма, тяжеловесный и величественный мост Александра III отлично вписался в грандиозный барочный ландшафт Парижа между парками Елисейских Полей и Площадью Инвалидов.
Мост царя Александра III — самый роскошный из парижских мостов. Типичный образец декоративного искусства Третьей Республики щедро украшен величественными бронзовыми канделябрами, золотыми херувимами и роскошными огромными статуями.