[699x457]
Одним из красивейших зданий нашего города по праву можно назвать Ессентукскую грязелечебницу. Это грандиозное сооружение поражает необычайностью архитектуры. Оно напоминает античные храмы Древней Греции и Рима. Внешнее сходство не случайно, так как в основу проекта автор положил знаменитые древнеримские бани-термы II – III веков нашей эры. Римские термы или их другое название храмы здоровья, сочетали в себе функции, как банных заведений, так и общественно значимых.
История Ессентукской грязелечебницы началась в 1911 году, когда по поручению Министерства торговли и промышленности Санкт-Петербургским обществом архитекторов – художников проводился конкурс на строительство грязелечебницы в
Ессентуках. Премий были удостоены проекты архитекторов: М. М. Перетятковича, Е. Ф. Шреттера и И. А. Фомина. Выбран был проект Е. Ф. Шреттера и с ним заключен договор на возведение грязелечебницы.
В 1912 году на окраину Лечебного парка стали завозить строительный материал – золотистый кисловодский камень.
В течение года от рассвета до заката караван из 40 специально изготовленных телег, куда впрягалось от трех до пяти пар валов, двигался в сторону Ессентуков. На строительной площадке трудилось 140 человек: 90 каменщиков и 50 разнорабочих. 21 июня 1915 года состоялось торжественное открытие Ессентукской грязелечебницы, директором Вод С. В. Тиличеевым были разосланы пригласительные билеты следующего содержания: «В воскресенье, 21 июня, в 12 часов дня (после окончания литургии в Пантелеймоновской церкви в Ессентуках, в новой Алексеевской грязелечебнице) будет отслужен молебен по случаю открытия нового здания. Желающих почтить присутствием открытия новой грязелечебницы, прошу пожаловать на молебен».
Сегодня грязелечебница отметила свое 90-летие. Сейчас она носит название «Грязелечебница им. Н. А. Семашко», до революции это была «Алексеевская грязелечебница», названная так в честь последнего наследника престола – царевича Алексея Романова.
Монументальный дворец из золотистого камня встречает посетителей фигурами львов, каждый из которых зажал в своих лапах змею (в данном случае змея символизирует болезни человека), чтобы она не могла проникнуть в этот храм здоровья. Перед главным входом углубленный дворик – партер, над ним возвышаются огромные скульптуры древнегреческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа) и его дочери Гигиеи, богини чистоты и здоровья. По легенде Асклепий был сыном Аполлона и воспитывался мудрым кентавром Хироном. Он понимал язык животных, достиг высокого мастерства в хирургии и использовании лекарств. Своих детей Асклепий научил врачеванию: Панакея (Панацея) – лечила больных, а Гигиея – предупреждала болезни.
Идея создания этих скульптур принадлежала самому автору грязелечебницы, а воплотили ее в жизнь скульптуры А. А. Дитрих и В. В. Козлов.
Далее взору открывается основное здание грязелечебницы, состоящее из двух половин мужской и женской. Прекрасно смотрятся рустованные грубо обработанные кисловодским доломитом стены, особую торжественность грязелечебнице придает восьмиколонный ионический портик. Над массивной входной дверью – барельеф бога морей Посейдона, возлежащего на колеснице.
В небольшом свиду здании грязелечебницы - три этажа. Под землей устроены бассейны для хранения грязей. В Ессентукской грязелечебнице применяется лечебная грязь озера Тамбукан. В подвальном помещении размещается инженерно – техническое оборудование: для подогрева и подачи грязи на процедуры, для вентиляции, для возврата грязи на регенерацию и т. д.
На первом этаже здания расположен вестибюль, зал ожидания, три зала отдыха, помещения для отпуска процедур. Помещения вестибюля прямоугольной формы, его сводчатый потолок держится на плечах атлантов. Замечательную красоту представляет собой зал ожидания. Он напоминает атриум римских бань – терм (атриумом римляни называли помещение для отдыха и собраний). В центре арочного перекрытия образован световой фонарь, стены украшены горельефами. Свет, проливающийся сквозь цветные витражные стекла плафона на скульптурные рельефы и освещающий пространство зала, придает ему светлый и жизнерадостный вид. В зале ожидания помещены скульптурные фигуры (копии древнегреческого скульптора Поликлета): Венеры – богини любви, Аполлона – бога красоты и искусств, Нимфы – богини рек и ручьев, Меркурия – посланца богов.
Украшением интерьера стали и золотисто – теплые витражи, созданные в 1978 году ессентукским художником И. Катановым, удивительно точно вписавшиеся в царящую здесь атмосферу.
Особо следует сказать о черной гостиной мебели, специально изготовленной для грязелечебницы по рисункам самого Е. Ф. Шреттера в лучших мебельных мастерских Пятигорска - И. Т. Желтикова и Гурджиева. Она подчеркивает торжественную строгость архитектуры, создает особую атмосферу отрешенности от суеты.
От зала ожидания отходят коридоры к процедурным кабинам и залам отдыха, открывающимся в уютные внутренние дворики.
Во время революции и гражданской войны грязелечебница переживала нелегкие времена.
Несколько лет шли работы по восстановлению лечебных корпусов, и в июне 1923 года грязелечебница вновь была пущена в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны грязелечебница стала санитарным пропускником, в ней были сооружены две мощные дезкамеры. Кроме этого было организовано лечение раненых грязью.
А сегодня в самой мощной в Европе Ессентукской грязелечебнице в день может быть отпущено до 2500 процедур.
Этот «Храм целебной грязи» открывает двери каждому кто приходит сюда за здоровьем.
Источник: http://essentuky.info/index.php?mod=5&par=2Фото с сайта: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/ed/Грязелечебница%2C_г._Ессентуки.jpgМесто на карте