• Авторизация


Минеральные Воды 01-04-2008 20:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[372x279] В первой половине XIX века там, где сейчас расположен город Минеральные Воды, была бескрайняя степь. На глинистых неудобьях серебрилась полынь, кустился низкорослый шиповник, в болотистых низинах шелестел камыш. И только в пойме реки Кумы широкой полосой, особенно по северному ее склону, высился настоящий лес.Земля эта принадлежала генерал-майору Султан-Менгли Гирею, полученная от государя в подарок на вечное пользование за заслуги перед Отечеством.В Высочайшем повелении Александра I генералу Ермолову от 24 июня 1822 года говорится так: «…Поручаю Вам по местному усмотрению и в приличной постепенности привести в исполнение следующие меры: (приводятся только 3 пункта указания).“Управление ногайцами соединить в лице одного главного пристава, коего выбор и определения Вам предоставляются. Сложить все по новому предмету обязанности Султан-Менгли Гирея, нынешнего ногайского пристава.Предоставить Султан-Менгли Гирею свободу жить, где пожелает; в вознаграждение же оказанных Российскому правительству заслуг, сверх получаемого им пенсиона в 4800 руб. ежегодно, отвести в вечное и потомственное пользование 5 тысяч десятин земли”.Получил ли, где и когда генерал-майор Султан-Менгли Гирей в личное пользование дарованную государем землю? Как выяснилось - получил, только несколько лет спустя. Очевидно, генерал-майор сначала выбирал место, потом последовало рассмотрение этого вопроса в Министерстве финансов, Правительствующем Сенате. Копии решений и переписка этих учреждений, взятых в архиве ЦГИА, хранятся в музее железнодорожников на станции Минеральные Воды. Из этой переписки имеется заключительный документ счетного отделения Департамента Государственного имущества за № 2453 от 28 сентября 1826 г.: “Правительствующий Сенат, утвердив представление господина министра финансов об отдаче, по Всемилостивейшему пожалованию, генерал-майору Султан-Менгли Гирею 5000 десятин земли, избранной им в Кавказской области, по обеим сторонам реки Кумы, указом № 56183 от 21 июля 1826 г., предписал Казенной палате означенную землю из казенного ведомства исключить”.Управляющий счетного отделения Департамента Госимущества М. Плисов.У одной из излучин реки Кумы Султан-Менгли Гирей расположил свою усадьбу, татарский хутор с десятками дворов и мечетью.Сохранился план участка земли генерал-майора Султан-Менгли Гирея, выделенного из свободной казенной земли Георгиевского уезда Кавказской области. Документ датирован 1827 годом.В экспликации плана указана общая площадь участка - 6080 десятин. Очевидно, местные власти земельную площадь увеличили. Но в эту площадь входили и неудобные земли: под болотами, камышами, реками Кумой и Джемухой, каменистыми и глинистыми почвами. Удобной земли, пригодной для обработки, оставалось 2887 десятин.Но и она в большинстве своем не обрабатывалась. Приезжих людей, переселенцев-арендаторов было еще мало. Не было и удобных дорог. На минеральные источники Пятигорья люди ехали, минуя султангиреевские земли, по построенному почтовому тракту Санкт-Петербург - Ставрополь - Георгиевск - Пятигорск.После смерти Султан-Менгли Гирея земля по наследству перешла его детям Джанбеку и Тохтамышу. Но она их тоже не очень интересовала. Больше занимались лошадьми, а часть земли сдавали в аренду.К экономическому развитию обширного региона, каким является (опорный Кавказ, правительство и русская буржуазия проявляли большой интерес. Еще в 1869 году наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич предоставил императору Александру II записку с соображениями о необходимости скорейшего соединения Кавказа железнодорожной линией с общей сетью империи в направлении Ростов-на-Дону - Владикавказ.И после того, как последовало Высочайшее повеление - “включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших железных дорог и обеспечить исполнение этих дорог перед другими и начать строительство не позже 1872 г.”, Министерство путей сообщения, во главе с министром А. П. Бобринским, стало рассматривать варианты прохождения этой дороги.Министром были представлены в Комитет железных дорог, на выбор, четыре направления: 1) через Богословскую (15 верст севернее Невинномысска) на Железноводск - Пятигорск - Моздок с веткой на Владикавказ (731 верста); 2) через Невинномысскую, долинами Кубани, Березки, Курсавки, Кумы, Малки, Терека (651 верста), оставляя Пятигорск в 23 верстах южнее; 3) через Ставрополь (639 верст); 4) дорога на Владикавказ (южнее Ставрополя на 15 верст).Министром путей сообщения отдавалось предпочтение второму варианту, как проходящему по более ровной местности и обладающему в долинах рек богатой черноземной почвою со всеми задатками будущего экономического развития.Мнение это было поддержано его Высочеством и министрами, причем до Пятигорска признано выгодным ограничиться особой ветвью. Решение было Высочайше утверждено 7 марта 1872 года.И кто его знает, может быть на месте Минеральных Вод так и остался бы пустырь, если бы был выбран другой вариант прохождения железной дороги.После рассмотрения ряда кандидатур министр путей сообщения предложил выдать концессию на строительство инженеру, коллежскому асессору барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю.Созданное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (позже она стала называться Владикавказской) обязалось приступить к строительству железной дороги через шесть месяцев и открыть ее для движения через 3 года, построить шоссе от станции Минеральные Воды на Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и содержать это шоссе в исправности.Общество под председательством Р. В. Штейнгеля обратилось к Султану-Джанбек Гирею и Султану-Тохтамыш Гирею о передаче части земли в аренду для проведения железнодорожной линии, постройки станции и других служебно-технических сооружений. Землевладельцы согласились.Оставив в стороне города-курорты, железнодорожная линия от Ростова-на-Дону до Владикавказа протяженностью 651 версту была построена в установленный срок. В эксплуатацию она сдавалась участками. Сохранился документ, свидетельствующий о начале движения на новой железнодорожной дороге от 23 апреля 1875 г.:“Тифлис. Его Императорскому Высочеству наместнику Кавказскому. Имею честь всеподданнейше донести, что мною сделано распоряжение об открытии временного пассажирского движения по Ростово-Владикавказской железной дороге, между станциями Ростов и Минеральные Воды на условиях, предложенных Департаментом Главного Управления Вашего Высочества. Министр путей сообщения Посьет”.30 апреля 1875 года было открыто движение поездов от Ростова-на-Дону до Минеральных Вод. На своем тяговом плече поезда обслуживало паровозами и паровозными бригадами паровозное депо Минеральные Воды. День открытия движения и считается днем рождения локомотивного депо Минеральные Воды. Первоначально оно было рассчитано на 19 ремонтных стойл с подсобными цехами, в том числе и цехами по ремонту вагонов.С открытием движения поездов начали свою биографию и станция Минеральные Воды и Минераловодская дистанция пути, начальниками которых были соответственно инженер дворянин Ю. А. Жеребовский и М. Д. Ставровский. Первый транзитный поезд из Ростова в сторону Владикавказа прошел через станцию Минеральные Воды 2 июля 1875 года. Этот день для Северного Кавказа - исторический. С этого момента начался экономический рост Предкавказья.Уже через год станция Минеральные Воды становится ведущей на сети железных дорог. В 1876 году со станции отправлено 15664 пассажира (третье место в России).Дорога вполне оправдала свое военно-стратегическое назначение. В русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг. для действующей Кавказской армии по ней через станцию Минеральные Воды во Владикавказ подвозились войска, вооружение, боеприпасы, фураж.

источник: http://www.smga.ru

фото: http://all-hotels.ru

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Для наглядности приводим данные отчета правления общества Ростово-Владикавказской железной дороги за 1876 год, где указывается, что кроме ремонтных стойл в паровозном депо имеются: мастерская, кузница, столярное отделение, слесарная, кладовая, котельная. В мастерских имеются следующие машины и станки: ручная сверлильная машина - 1, ручная строгальная машина - 1, аппарат для рассверловки цилиндров - 1, аппарат для строгания золотниковых окон - 1, кузнечные горны - 4, паровая машина системы Майера - 1, вентиляторы - 3. В этом же отчете говорится, что на станции Минеральные Воды имеются 4 телеграфных аппарата, где работают 8 мужчин. За 1876 год было подано 12680 поездных телеграмм (при отправлении поездов. прим. автора), 3708 - железнодорожной администрацией, 120 - жандармских.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Минеральные Воды | Ставропольский_край - Дневник Ставропольский_край | Лента друзей Ставропольский_край / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»