[700x525]
Трамвай Ростова-на-Дону — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей в 1887 года. Сейчас в городе действует 4 маршрута и 2 трамвайных депо. Маршруты обслуживаются как отечественными, так и чешскими вагонами. План развития города подразумевает значительную модернизацию трамвайной системы в будущем.
История
Трамвайная система Ростова-на-Дону — одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм.) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки:
Новое Поселение — Богатяновский Спуск
Сенной Базар — Смирновский Спуск
Городское депо — ул. Большая Садовая
Вокзал — Нахичевань (Нахичевань была соседним с Ростовом городом и в 1890 году была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией).
Впоследствии конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы, на которых раздались трамвайные звонки — Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городке — Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу.
В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал.
Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник — в Ленгородке.
В 1920-е годы были открыты линии на Сельмаш, в Рабочий городок, в Красный Аксай, были объединены обе трамвайные системы.
Впоследствии было начато движение по новым линиям в посёлок Чкаловский, в Западный и Северный жилые массивы, и в итоге протяжённость путей превысила 110 километров.
С 1957 Ростов-на-Дону первым в стране приступил к эксплуатации известных чешских вагонов «Татра».
В 1990-е годы произошло очень большое сокращение сети ростовского трамвая. Сохранились только линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай, к счастью, не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два — в Ленгородке и в Нахичевани. Большое количество вагонов было уничтожено. В городе были выведены из эксплуатации все вагоны Татра Т3.
В начале XXI века наметились позитивные тенденции развития трамвая. В ходе празднования 105-летия со дня начала трамвайного движения, директор МУП «Ростовская транспортная компания» Игорь Политика сделал следующее заявление: «Наша задача — восстановить былую славу и наладить активную и бесперебойную работу электротранспорта в Ростове-на-Дону».[1]
С 2006, согласно последним решениям городской администрации и проекту нового генерального плана города, предполагается преобразование к 2025 сети трамвая в метротрам (скоростной трамвай с подземными станциями в центре), однако до какой-либо практической реализации пока дело не дошло
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовский_трамвай
Фото с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:Tram_Rostov-on-Don.jpg
Место на карте