[600x449]
Монастырь Сурб-Хач, названный в память одноименного армянского комплекса близ поселения Старый Крым на Крымском полуострове, находился в семи км к северу от Нахичевани (то есть ее границы в конце XVIII в.). В настоящее время его окружает жилая застройка поселка Мясникован Ростова-на-Дону. Монастырь венчает вершину берегового скалистого холма, что придает его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. Это был наиболее значительный культурно-просветительный центр армянской колонии на Дону, место паломничества армян юга России, особенно в праздник Вартавар. Со временем к северу от монастыря появились дачи нахичеванских зажиточных горожан, к северо-востоку—хутор в 30 домов, в котором проживали безземельные крестьяне, к востоку—поселок занятых перевозкой грузов в пределах города и его окрестностей драгилей, имевших свое кладбище, расположенное к западу от нахичеванских дач.
Вначале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани, что способствовало его благосостоянию. В конце прошлого столетия монастырю принадлежала большая территория (около 50 га), занятая пашнями и огородами, сдававшимися монастырским хуторянам по частям. В излучине протекавшей по тальвегу балки Большая Камышеваха речки Темерник находился парк, площадью 16 десятин, называвшийся Армянским садом, имевший прямоугольную планировку аллей и связанных с ним дорожек. К хозяйству парка относились большой ресторан с открытой верандой и зимним садом, ротонда для оркестра и обширный танцевальный зал.
С монастырем парк связывался пешеходной дорогой. Она пересекала речку по деревянному, замененному в 1900 г. железобетонным, мосту и шла далее по проложенной в 1862 г. на относительно пологом склоне берегового обрыва пятимаршевой двухметровой ширины в 86 ступеней каменной лестнице. Последняя ограждена высокими перилами, а по сторонам трех средних площадок устроены каменные скамейки для отдыха поднимавшихся пожилых паломников.
Построенные на спланированной, обведенной каменной стеной площадке основные сооружения монастыря Сурб-Хач состояли из церкви, колокольни и длинного корпуса, называвшегося архиерейским домом, в котором размещались покои настоятеля, школа, библиотека и типография. В настоящее время в сохранности находится только восстановленная в 1972 г. церковь, превращенная в «Музей русско-армянской дружбы» на Дону, ставшая памятником республиканского значения; остальные постройки, сильно разрушенные в войну 1941—1945 гг., разобраны.
Как следует из записи в упомянутой выше рукописи «Давтар», монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 г. на ее месте заложили каменную, строившуюся с 1786 по 1792 г., авторство которой приписывается также И. Е. Старову. В 1862 г., при обновлении архиерейского дома, служебных построек, воз-ведение колокольни и каменной лестницы, церковь монастыря была отремонтирована, а не перестроена, как это предполагает Е. А. Шахазиз. Во время этого ремонта были искажены оконные сандрики и размеры антаблемента архитектурного ордера, оставленные без исправления при восстановлении здания в 1972 г. по проекту ереванских архитекторов М. С. Мнацаканяна и К. А. Манукяна.
Церковь монастыря Сурб-Хач — единственный из сохранившихся в современном Ростове-на-Дону архитектурных памятников конца XVIII в., повторяющий аналогичные сооружения России этого времени. Здание кирпичное на каменном фундаменте, прямоугольное, в плане несколько расширенное в средней части, в выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Центр храма увенчивает покоящийся на пристенных устоях купол, непропорционально большой но отношению к нижнему объему. Вытянутость помещения вдоль продольной оси приближает церковь монастыря Сурб-Хач к распространенному в Армении сооружению типа купольного зала, таких, как в Птгни, VI в. и в Аруче, VII в.
Расположенные перед южным и северным входами, в пределах расширенной части интерьера четырехколонные портики — один из наиболее выразительных элементов композиции здания. Декоративное убранство западного фасада (перед которым была возведена колокольня) ограничивается поддерживающими антаблемент плоскими пилястрами на углах, а дверной проем лишен обрамления, имеющегося на южном и северном входах. Оконные сандрики различные, внизу с разорванными фронтонами, на куполе спаренные с полуциркульным верхом, чго свидетельствует об их разновременном исполнении. Барабан купола прорезан часто расположенными парными окнами с плоскими пилястрами между ними. Повышенного очертания сферическое покрытие над полуциркулярным кирпичным куполом и венчающий его глухой фонарь усиливают высотность восприятия приземистого, в целом, сооружения.
Стены церкви были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезенными в монастырь Сурб-Хач 13-ю датированными XV, XVI и первой четвертью XVIII в. хачкарами, оживлявшими своей мелко орнаментированной резьбой ее интерьер и фасады. В 1960 г. хачкары были уничтожены. Об их размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют только ниши, в которых они помещались. Не существует ныне также украшенная мелким резным орнаментом деревянная дверь XI в., принадлежавшая одной из церквей Ани, откуда она была вывезена в XIII в. в монастырь Сурб-Хач в Крыму, а в конце XVIII в. в одноименный монастырь на Дону.
Возведенная в 1862 г. перед западным фасадом церкви колокольня была двухъярусной, квадратной в плане с высоким четырехгранным шатром. В отличие от колокольни Соборного храма Нахичевани, она, по примеру колоколен, Армении, имела пониженную, сравнительно с самой церковью, высоту. Несмотря на расположенные ярусами ниши и проемы, а также наличники с фронтонами в первом этаже, которые должны были придать ей известную законченность, колокольня была мало выразительна и не согласовывалась с общим архитектурным обликом ансамбля.
По существовавшей в армянских монастырях Армении и Крыма традиции, в монастыре Сурб-Хач имеется построенное в 1862 г. каптажное здание родника Чорхах (известное также как Сахлых Су), с вытекающей из скалы студеной водой. Ориентированное в сторону парка, оно расположено на расстоянии 85 м к востоку от лестницы и состоит из вместительного резервуара, откуда вода через водослив стекает в чашу перед фасадом, а из нее в устроенный здесь в последние десятилетия искусственный водоем, называемый Маленьким морем.
Оригинален фасад здания. В отличие от традиционных средневековых родников Армении и Крыма, имеющих на фасаде большие арочные проемы, монастырский родник решен в виде глухой стены с тремя ризалитами. Средний, самый крупный из них, заметно выдвинут вперед по отношению к боковым, малым, благодаря чему соединяющие их отрезки стен стоят косо к таким образом трехпролетные аркатуры — их главный архитектурный мотив — видны в развороте. Этот необычный прием вносит элемент динамики в статичную композицию, О древней архитектуре Армении напоминают высокие, треугольного сечения пиши на всех трех ризалитах, а также аркатуры на стенах. Интересно отметить наличие близкой по форме аркатуры в более ранних памятниках Армении, например, притворе 1211 г. церкви Аствацацин и на цоколе северного фасада усыпальницы Захаридов XII—XII 1 вв. в Санаине.
Вокруг церкви Сурб-Хач находятся погребения десяти прогрессивных деятелей русско-армянской культуры XIX в. — Г. Тиграняна, К. Срапяна (Срапноняна), Н. Нагапетяна, А. Тер-Никогосяна и других педагогов монастырской школы. Они отмечены надгробиями в виде прямоугольных плит из красного и черного камня. Надпись на могильной плите М. Данагезяна (Муше) содержит изречение католикоса Геворка, отмечающее ученые заслуги усопшего. Выделялось вертикальное объемное из чугуна надгробие над могилой связанного с декабристом М. Пущиным участника русско-персидских воин 1826—1828 гг., ректора академии Нерсесян в Тифлисе (Тбилиси) и настоятеля Сурб-Хач А. Аламдаряна (1786—1834 гг.), замененное сейчас большим хачкаром, выполненным по проекту М. Григоряна в 1972 г. Своеобразны памятники выдающемуся армянскому революционеру-демократу, поэту, публицисту, философу-материалисту, соратнику и единомышленнику И. Чернышевского, другу А. Герцена и А. Огарева Микаэлу Налбандяну (1829—1866 гг.) и известному педагогу и общественному деятелю, классику армянской литературы Рафаэлу Патканяну (1830—1892 гг.). Их надгробия выполнены в 1902 г. на собранные народом деньги армянским скульптором из Парижа, учеником Огюста Родена, Андреасом Марукьяном. Они представляют собой бронзовые бюсты на пьедесталах, у первого — в виде свободного сочетания каменных блоков, у второго — колонны с Пальмовым листом на оригинальном по форме барочном постаменте. Оба бюста портретно схожи. Духовная красота писателей, их благородство и мужество выявлены с характерной для скульптора гармоничностью трактовки форм.
Сельские церкви фактически не изучены, поскольку письменные сведения о них еще более незначительны, чем данные о городских церквах. Так, С. Паллас только отмечает отсутствие колокольни в приходской каменной церкви с. Чалтырь, Е. А. Шахазиз упоминает святых, которым были посвящены возведенные в армянских селах церкви, а М. Бжишкян приводит название церкви с. Крым — св. Пятницы (Урпат), как в с. Карасу Крымского полуострова.
Большинство армянских селений в низовьях Дона имело по одной церкви. в с. Крым были в соответствии с группами прихожан, выходцев из Старого Крыма и с. Топлу, две церкви, а в с. Катеринаван лишь небольшая часовня. В настоящее время в хорошем состоянии сохранилась только одна церковь в с. Чалтырь, остальные находятся в руинироваином виде.
Вначале сельские церкви строились деревянными, позднее на их месте ставились каменные. Дольше всех просуществовала деревянная церковь Саркиса (Сергиевская) в с. Крым, разобранная в начале XX в. Какой была упомянутая С. Палласом каменная церковь Чалтыря, — неизвестно. Видимо, она была капитально перестроена, поскольку функционирующая в настоящее время церковь датируется серединой XIX в.
Церкви располагались среди сельском застройки (Чалтырь, Крым, Большие Салы) или на окраине, на местной возвышенности (Султан Сала, Несвитай), в окружении принадлежавших им строений—жилых домов священнослужителей школ и т. д.
Сельские церкви, хотя и относятся к типу купольных, однако по своим плановым и объемно-пространственным формам различны и имеют индивидуальные особенности, отчасти навеянные архитектурой городских церквей Нахичевани. Церкви Аменапркич в с. Крым и Аствацацин в с. Большие Салы возведены в 1860—1867 гг., остальные, судя но стилистическим данным, примерно в это же время. Подтверждением этому служит также экономический подъем в жизни армянской колонии на Дону во второй половине XIX в., когда были построены кладбищенская церковь Карапета в Нахичевани и отремонтирован монастырь Сурб-Хач.
Авторство архитектурного замысла и осуществления церквей не установлено. Не исключена возможность выполнения близких по типу и повремени постройки церквей в селениях Крыма и Больших Салах одним зодчим. Что же касается церкви Геворка в Султан Салах, то, учитывая се большое сходство с изображением на упомянутом выше типовом проекте для сельских церквей, она построена по замыслу архитектора Муратова, видимо, при его непосредственном участии.
Источник: http://www.temernik.ru/content/view/303/121/
Фото с сайта: http://www.temernik.ru/gallery/albums/userpics/10222/normal_1~0.jpg
Место на карте