• Авторизация


Город Ростов-на-Дону. Дом братьев Мартын 02-05-2008 12:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x525]


Этот старинный европейский особняк в стиле немецкой готики, расположенный на углу переулка Крепостного и ул. Б. Садовой давно уже стал одной из ярких архитектурных достопримечательностей главной улицы Ростова. Он восхищает оригинальным решением архитектурно-художественного облика - элементов и мотивов, взятых из зодчества немецкого и русского средневековья. Взлетающий силуэт с высокой шатровой угловой башней-эркером, щипцовые завершениями выступающих узких ризалитов по ее сторонам, "белокаменный" декор в сочетании с красным кирпичными плоскостями стен - все указывает на своеобразный стиль курляндского немца, выдающегося городского архитектора Николая Матвеевича Соколова.

Здание архитектор строил более ста лет назад в ансамбле с постройками всего имения братьев Г.И. и В. И. Мартын. В него входили жилые и служебные дома, расположенные по красной линии Большой Садовой и переулка Крепостного. Корпуса механического завода Мартын также построенные по проекту Н.М. Соколова в начале 1890-х гг. замыкали территорию имения со стороны Мало-Садовой улицы (ныне ул. Суворова).

Имение братьев Мартын занимало важную часть исторической территории г. Ростова-на-Дону - вблизи центра крепости Святого Димитрия Ростовского (1761-1835).

Непосредственная связь комплекса с территорией примыкающей к главной площади крепости требует экскурса в историю эпохи строительства крепостных сооружений.

В начале 1760-х гг. для защиты низовьев Дона от набегов турецких захватчиков, ногайцев и крымских татарских орд против урочища Богатый колодец началось строительство грандиозной цитадели.

Автором проекта был военный инженер М.А. Деденев. Руководил строительством инженер-полковник, позднее генерал-лейтенант А.И. Ригельман - опытный военный инженер, построивший много крепостей от берегов Дуная до Западной Сибири и от Балтики до Черного моря. А.И. Ригельман участвовал в двух войнах с турками, имел большой боевой опыт.
Уже в 1761 г. было насыпано семь редутов с напольной стороны. Возведение земляных укреплений и основных зданий внутри крепости закончилось в 1763 г.

Ростовская крепость имела большое военно-стратегическое значение в обороне южных границ. Она стала самой мощной и крупной среди южных крепостей. Ее окружность превышала 3,5 км, а площадь была около 70 десятин. Система ее укреплений явилась новым словом в фортификационном искусстве.

На исторических планах крепость изображена в виде неправильной звезды с девятью редутами, названными именами святых покровителей России. Они выступали острыми углами с высокими насыпными стенами. С напольной стороны выступали девять редутов, соединенных восемью равелинами, образуя восемь фронтов. Редуты, расположенные по окружности от юго-западного до северо-восточного, назывались в следующем порядке: Во имя Святой Живоначальной Троицы – Троицкий, Во имя Святой мученицы Анны, во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, во имя Святой великомученицы Екатерины, Во имя Первоверховного Апостола Петра, во имя Святого Первоверховного Апостола Павла, во имя Святого князя Александра Невского, Свято-Донской редут. Осененные именами великих святых особо почитаемых на Руси и освященные по специальному чину, они и ныне, сокрытые в археологических слоях, хранят духовную историю нашего города, являясь его невидимой святыней - оберегом. Не случайно гарнизон крепости не встречал серьезных нападений и успешно участвовал во взятии Азовской крепости.

С южной стороны находились два редана с бастионом, носившим имя Святого Димитрия Ростовского. Редан находился и у вошедшего в крепость "Богатого колодезя". Редуты окружались по периметру глубоким рвом с укрепленным контрэскарпом. Прикрытый путь предусматривался с плацдармами. Прибрежное плато, занятое крепостью, возвышалось на 30 сажень (64 метра) над уровнем Дона. На террасах обрыва со стороны реки была создана система укреплений. К крайним редутам примыкали Троицкий и Донской реданы, между которыми находился бастион во имя Святителя Димитрия Ростовского с кронверком. Под реданами располагались Темерницкий и Аксайский редуты, еще ниже три батареи. На нижней террасе был редан Богатый, названный так в честь Богатого колодезя. По его сторонам размещались полубастионы Азовский и Черкасский. В редутах были возведены пороховые погреба в виде обширных подземных сооружений, перекрытых балконом. Погреба и казематированные помещения объединяли протяженные подземные ходы. Крепость имела многочисленный гарнизон, была вооружена 238 орудиями и на протяжении второй половины ХVIII являлась важнейшей базой в завоевании турецких крепостей.
В крепостной стене было двое главных въездных ворот с запада – Архангельские, с востока – Георгиевские. Внутри крепости была размечена сетка прямоугольных кварталов, разделенных улицами десяти и пяти-саженной ширины. Широкие улицы были направлены перпендикулярно к реке с севера на юг. Центральная улица крепости была проведена в сторону Богатого источника и была названа Богатяновской. Богатяновский переулок ныне именуется проспект Кирова. Крепость занимала территорию, ограниченную современными улицами: на востоке – Нахичеванским переулком, на западе – проспектом Чехова (бывший Малый проспект) на севере – ул. Горького (бывшая Сенная) на юге - улицей Станиславского (бывшая Почтовая позднее - Старопочтовая).

В 1768 г. по данным А.И. Ригельмана, население крепости исчислялось свыше пяти тысяч человек. Жителей прилегающих к ней слобод - Доломановской , Полуденки, Солдатской было около 1000 человек.

В 1779 году по воле Екатерины Великой, восточный форштадт, под названием Полуденного, занимается армянами, которых из Крыма сразу прибыло 3000 человек. Жителей Полуденки после этого пришлось переселять в Солдатский форштадт, который переименовывается в купеческий".

Вскоре после окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. крепость Димитрия Ростовского теряет значение важного пограничного укрепления. Однако возрастает роль ее форштадтов – слобод, которые указом Императора Александра 1 от 17 августа 1806 г. названы в совокупности с территорией крепости г. Ростовом-на-Дону. В 1811 г. из бывших крепостных форштадтов был образован уездный город Ростов-на-Дону Екатеринославской губернии.

После перенесения гарнизона в Анапскую крепость, территория города стала застраиваться, срывались земляные валы. По высочайше утвержденному плану города 1845 г. земляные укрепления постепенно застраивались. В результате нового строительства все надземные земляные сооружения крепости: редуты, реданы, равелины не сохранились. Хорошо сохранился лишь холм редута Святого Благоверного князя Александра Невского, расположенный на территории Первомайского парка (бывший Сад Летнего Коммерческого клуба).

Как показывают исторические планы, наложенные на топосъемку, усадебный участок с ансамблем жилых и служебных построек имения Дома братьев Мартын, был устроен на месте, где располагались казармы и провиантский магазин – к востоку от центральной площади крепости. Это подтверждают недавно проведенные исследования археологов РО ВООПИиК.
Как показывает книга "Оценка недвижимых имуществ г. Ростова-на-Дону для раскладки Государственного налога и других сборов на 1906 год" владельцем дома, стоимостью по тем временам немалой - 18900 рублей серебром, расположенного по ул. Бол. Садовая, 137-ныне №125, являлась Мартын Полина Ивановна. Позднее, ее братья застроили прилегающий участок, занимающий территорию в границах улиц: Большая Садовая, Крепостной переулок, ул. Суворова. Об этом свидетельствуют Адресные книги "Весь Ростов и Нахичевань – на - Дону " за 1910-1914 гг. указывающие новых владельцев особняка и территории прилегающего имения - Василий Иванович и Георгий Иванович Мартын. Последний под именем Джон Мартин возглавлял до революции Консульство Северо-Американских Штатов, располагавшееся на первом этаже особняка.

Акт технического осмотра строений имения Мартын, выполненный после муниципализации зданий в 1920-е годы, сохранил генеральный план имения и экспликацию всех строений с указанием их площадей. В нем названы: "Дом жилой двухэтажный кирпичный на кирпичном фундаменте с погребами служебного значения и мансардой крытый железом, двухэтажный дом кирпичный на кирпичном фундаменте служебного значения специального значения (вероятно здание примыкавшее к цехам механического завода), здания литейной и кузницы, машинного отделения, литейный цех, кирпичный погреб механический и модельный цеха, кирпичная кочегарка…" и пр. Здания механического завода ныне уничтожены для освобождения территории под новое строительство. В ансамбль имения братьев Мартын входили, примыкающие к особняку и ограничивающие подворье по красной линии Б.Садовой улицы стена-ограда с въездной аркой и одноэтажный флигель - привратницкая, а вдоль переулка Крепостного – одноэтажный флигель для прислуги. Архитектурно-художественный образ особняка и примыкающих к нему построек решен в стиле модерн с элементами направления ретроспективизм конца Х1Х-начала ХХ вв., оригинально преломляющем в решении силуэта и кирпичном декоре всех построек традиции готики и древнерусских теремов.
Угловое положение здания подчеркнуто в объемно-планировочном решении полуциркульным башнеобразным объемом, увенчанным пирамидальным шатром, объединяющим южный и восточный фасады особняка.

В композиции фасадов выделяются две раскреповки: фланкирующая угловой объем и юго-западная, акцентирующая парадный вход в здание. Художественный облик фасадов формируют средневековые архитектурные элементы и кирпичный декор, представляющие художественную ценность:
- балконы второго яруса центральной части южного фасада и углового объема устроены на мощных ступенчатых кронштейнах, со сводчатым низом плиты и угловыми тумбами ограждения;
- ложные выступы раскреповок второго яруса решены на ступенчатых кронштейнах с щипцовыми завершениями;
- ниша в первом ярусе восточной угловой раскреповки, полуциркульная в плане, перекрыта конхой и оформлена архивольтой;
- лопатки в простенках второго яруса на ступенчатых кронштейнах с ложными выступами, имитируют машикули с щипцовыми завершениями;
Торжественность архитектурно-художественного облика определяют венчающий карниз с поясом из белого камня и аркатурный фриз со ступенчатыми сухариками;
Дополняют художественное оформление фасадов средневековые элементы: сандрики в виде коробовой арки и массивные наружные подоконники в оформлении оконных проемов первого яруса; массивные пологие перспективные клинчатые перемычки над проемами первого яруса; сандрики в виде лежачей арки, завершенные щипцами, увенчанные стилизованным флероном, в оконных проемах второго яруса; подоконные ширинки с имитацией массверка; междуэтажная тяга с зубцами; стрельчатые проемы слуховых окон; ложный выступ второго яруса углового объема, завершенный щипцом; стрельчатые проемы слухового окна и балконной двери.

Симметрию западного фасада подчеркивает центральная раскреповка, увенчанная трехступенчатым аттиком с аркатурным фризом и двойным стрельчатым слуховым окном, обрамленный сандриком и лопатками. Крайние оконные проемы первого и второго ярусов слепые.

Архитектурно-художественный облик западного и северного фасадов формирует кирпичный декор, аналогичный декору главных экстерьеров. Все углы выступающих частей в уровне второго яруса имеют фаску. К раскреповке западного фасада, в уровне второго яруса примыкает балкон-терраса, опирающийся на систему столбов и стрельчатых арок. Ограждение выполнено в виде литых чугунных угловых тумб и с навершиями и решеток с массверком.

Убранство фасадов дополняют двух- и трехстворчатые окна с исторической расстекловкой. Сохранились исторические балконные двери, наружная деревянная двухстворчатая дверь парадного входа с остекленной фрамугой и декоративными накладками. В решении фасадов важную роль играет первоначальное сочетание красного цвета кирпичных неоштукатуренных стен (ныне окрашены силикатными составами) и белых элементов декора вносящее праздничный строй в архитектурно-художественный облик зданий.

В двух первых комнатах и крайних помещениях второго этажа находятся отопительные печи, встроенные в общую перегородку. Зеркала печей и их обрамление облицованы изразцами, сохранились бронзовые приборы.

Одноэтажный флигель, расположенный по Крепостному переулку, оформлен в едином с домом стилистическом ключе. Его восточный фасад формирует ритм слепых окон и простеночных лопаток на ступенчатых кронштейнах. Кирпичный декор решен в виде венчающего карниза, разорванного щипцовым завершением лопаток, фризом с ширинками из поребриков, ложными выступами лопаток на ступенчатых кронштейнах, завершенными щипцами ,имитирующими машикули, тягой с зубцами, сандриками в виде коробовых арок в оформлении оконных проемов, массивными наружными подоконниками. Западный фасад флигеля украшенен: венчающим карнизом на ступенчатых сухариках, тенией, подоконной тягой, сандриками в виде коробовых арок. Фасады привратницкой также вторят стилю особняка в оформление стен щипцовыми завершениями, стрельчатыми слуховыми окнами и килевидными сандриками слуховых проемов.

Объединяющим элементом планировочного решения 1-го этажа является входная группа, представленная тамбуром, вестибюлем с маршем внутренней лестницы и гардеробными комнатами. Два парадных анфиладных зала выходят окна
ми на главный фасад. Планировочная структура 2-го этажа представлена коридорным расположением комнат. В оформлении фасадов и интерьеров здания применены кованые и литые декоративные элементы. Помимо ограждения балкона, козырек над проемом парадного входа, выполнен из кованых ажурных элементов: тимпана, фриза, кронштейнов. Художественную ценность представляет ограждение парадной междуэтажной лестницы, выполненное из сборных литых чугунных элементов: ступеней, подстенков, стоек ограждения.

Особняк братьев В.И. и Г.И. Мартын является важной градоформирующей доминантой старого центра г. Ростова-на-Дону, градостроительным элементом, обладающим высокой историко-архитектурной ценностью как единственный в своем роде особняк в ансамбле с постройками имения, выполненный в стиле псевдоготики. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года №176 "Дом братьев Мартын", как памятник градостроительства и архитектуры вошел в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Историко-архитектурный анализ ансамбля построек имения братьев Мартын показывает, что предмет охраны составляют:
- объемно-планировочное решение,
- высота, конфигурация крыш всех литеров построек;
- архитектурно-художественный облик и историческое оформление фасадов с уникальными архитектурными элементами, включая все литеры здания;
- историческая планировка интерьеров, печи и их декор, парадная лестница интерьера;
- подворье с оградой и каменными воротами.

Особняк и постройки имения Мартын, используемые в течение многих лет, ныне пустующие, находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Угрозой ансамблю является масштабное строительство гигантского Конгресс - центра, на территории снесенного механического завода. Если не будут проведены комплексные исследовательские и реставрационные работы по состоянию грунтов оснований фундаментов, конструкций зданий и их укреплению, уникальный объект культурного наследия может быть уничтожен как масштабно, так и физически.


Источник: http://www.temernik.ru/content/view/166/128/
Фото с сайта: http://www.temernik.ru/gallery/displayimage.php?pos=-7082

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
02-05-2008-12:31 удалить
Этот старинный европейский особняк в стиле немецкой готики, расположенный на углу переулка Крепостного и ул. Б. Садовой давно уже стал одной из ярких архитектурных достопримечательностей главной улицы Ростова.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Город Ростов-на-Дону. Дом братьев Мартын | Ростовская_область - Дневник Ростовская_область | Лента друзей Ростовская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»