
[600x398]На территории бывшего Солдатского форштадта сохранились три здания, формирующие историческую застройку квартала: два - на углу улиц Донской, 47 и Газетного, находящиеся под одним номером - 8 и доходный посад по улице Донская, 39. Все три дома принадлежали барону Николаю Георгиевичу Врангелю.
Самый характерный из них – одноэтажный особняк, был пристроен к более раннему по времени, возведенному из пиленых блоков камня-ракушечника, двухэтажному зданию, расположенному на углу улиц и был связан с ним общей стеной и планировкой.
Дом ВрангелейВ двухэтажном здании размещалось Агентство Русского Общества пароходства и торговли, которое возглавлял инженер-подполковник Николай Георгиевич Врангель, являвшийся в Ростове-на-Дону уполномоченным РОПиТа. В свой жилой дом - небольшой особняк он проходил прямо через двор, или связанные одной капитальной стеной комнаты.
Жилой особняк в стиле неоклассицизма и сегодня привлекает внимание выразительным художественно-архитектурным оформлением главного фасада на мощном рустованном цоколе.
Оригинально решение ассиметричного как в плане, так и в объемно-пространственной композиции и фасадной тектонике здания. В северной части фасада располагается парадный вход, украшенный классическим порталом из дорических колонн, увенчанный аттиком. Профилированные наличники оконных проемов, объединенные пилястрами дорического ордера, дополняют эту северную, отведенную вглубь от красной линии фасадную часть здания.
[600x449]В южной выступающей части главного фасада выделяется строенное окно, фланкированное пилястрами и украшенное скульптурными гермами на пьедесталах в простенках окон. Лучковый фронтон и классический антаблемент завершает богатое оформление экстерьера.
Классическая планировка небольшого домовладения (220 м2) определена анфиладным расположением комнат с парадным залом в центре, который выделен повышенным объемом. Богатый лепной и штукатурный декор когда-то украшал потолок и стены комнат. В картушах, помещенных в углах потолка парадной залы, был изображен дворянский герб Врангелей.
Автором проекта и строителем особняка был приехавший из Петербурга в Ростов-на-Дону выпускник строительного училища Николай Дорошенко. Этот первый опыт проектирования жилого дома в академическом стиле, был развит зодчим в следующие десятилетия в проектах респектабельных особняков известных ростовцев - таких, как особняк купца Домбровского на улице Пушкинской (ныне здание областного музея изобразительных искусств) или Дом Черновой на улице Большой Садовой.
Особняк на Казанской улице был возведен в 1885 году. В конце XIX - начале ХХ вв. здесь проживала чета Врангелей.
Глава семьи - Николай Георгиевич Врангель, барон, происходивший из старинного шведского дворянского рода. Огромный вклад в военную науку Европы и России внесли его предки - 22 генерала и 11 фельдмаршалов.
В Ростове Николай Георгиевич сделал карьеру на экономическом поприще, был известным общественным деятелем. В 1893-1895 гг. Н. Г. Врангель избирается гласным Ростовской городской Думы, становится членом финансовой подготовительной комиссии, и как попечитель членом общества 1-й Ростовской библиотеки-читальни им. А. В. Кольцова. В 1894 г. Н. Г. Врангель - почетный член ростовского съезда мировых судей. Особую часть его жизни занимало увлечение стариной, он был одним из тонких знатоков европейской и русской живописи, в его коллекции находились подлинники эпохи Возрождения и русского классицизма. Этот талант успешно развил в дальнейшем его младший сын - Николай, став известным русским искусствоведом и собирателем произведений искусства и антиквариата.
Супруга Николая Георгиевича - баронесса М. Д. Врангель была известна в Ростове как трудолюбивый попечитель и благотворитель. За свой счет она открыла при Александровском начальном женском училище первую женскую воскресную школу и «послеобеденное» училище. В период гражданской войны баронесса совершила свой гражданский подвиг архивиста. Она собрала и вывезла в Европу каталог всех имен и фамилий русской Белой эмиграции.
Николай Георгиевич и Мария Дмитриевна Врангель имели двоих сыновей.
Николай Николаевич Врангель (1880-1915 гг.) – младший сын в семье Врангелей. Проявил себя, как тонкий художественный критик, искусствовед, деятельный организатор художественных выставок. Он был знатоком и ценителем изобразительного искусства. Многочисленные печатные работы и каталоги по истории русской живописи сделали его имя известным широкому кругу ценителей искусства. К числу его изданных работ относятся: "Иллюстрированный каталог русской портретной выставки за 150 лет" ,"Каталог Русского музея" в двух томах; "Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств" ;"Миниатюра в России"; "Помещичья Россия" ; "Иностранцы в России" ; "История русской скульптуры" ; "А. Г. Венецианов в частных собраниях"; "О. Г. Кипренский в частных собраниях" и др.
Роль Николая Николаевича Врангеля в развитии отечественного музейного дела трудно переоценить. Он был не только знатоком истории искусства коллекционирования и собирательства, но и создателем первого менеджмента в области искусства и антиквариата в России, определяя политику и качество закупки антиквариата для собраний Эрмитажа и Музея Императора Александра III.
Н. Н. Врангель являлся основателем журнала «Старые годы» и одним из редакторов журнала «Аполлон». Был учредителем и членом первого в России «Общества охраны памятников искусства и старины». Скончался Николай Николаевич во время первой Мировой войны, на фронте, служа добровольцем санитарной части.
Петр Николаевич Врангель (1878-1928 гг.) - одна из самых известных политических фигур Белого движения в гражданской войне.
Детские и юношеские годы будущего командующего Кавказской Добровольческой Армии прошли в Ростове, в родительском доме. Вместе с братом Николаем он учился в Петровском реальном училище, а затем, будучи студентом Горного института, часто приезжал сюда погостить.
Военную стезю выбрал не сразу, лишь в 1901 г., после окончания Горного института. Основные этапы жизненного пути будущего командующего можно проследить по сухим строкам его военной биографии: в 1901 г. поступил рядовым-вольноопределяющимся в лейб-гвардии конный полк; в 1902 г. экзаменовался на офицерский чин в Николаевском кавалерийском училище, был произведен в корнеты и зачислен в запас гвардейской кавалерии. В период Русско-Японской войны пошел добровольцем на фронт, где с 1904 года воевал в частях Забайкальского казачьего войска. В 1910 г. окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1911 г. проходил службу в кавалерийской школе; с мая 1912 г. командовал эскадроном лейб-гвардии конного полка; в 1914 г. в этой же должности Врангель прибыл на германский фронт. С сентября 1914 г. Врангель назначается начальником штаба сводно-кавалерийской дивизии. В декабре 1914 г. за боевые отличия производится во флигельадъютанты и получает звание полковник. В октябре 1915 г. назначается командиром 1-го Нерчинского полка. В декабре 1916 г. становится командиром 2-ой бригады Уссурийской конной дивизии. В январе 1917 г. П. Н. Врангель произведен в генерал-майоры и назначен командиром Уссурийской конной дивизии.
В период гражданской войны судьба вновь приводит его в город, где прошли детство, отрочество и юность. В августе 1918 г. П. Н. Врангель вступает в ряды Добровольческой армии и назначается командиром бригады 1-ой конной дивизии. В ноябре 1918 г. произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром 1го конного корпуса. В январе 1919 г. - Командующий Кавказской Добровольческой Армией. Главным его подвигом было героическое спасение 150 тысяч человеческих жизней – десант в Европу Вооруженных сил Юга России из Крыма.
После окончания гражданской войны П. H. Врангель восемь лет прожил в эмиграции. Скончался П. Н. Врангель в апреле 1928 г. в Брюсселе от туберкулеза. По его завещанию и с разрешения сербского короля Александра прах генерала был перенесен в Белград.
Сегодня мы понимаем, что здания Н.Г. Врангеля несут огромный историко-культурный пласт - в понятии "Дом Врангелей" заключено осмысление вклада представителей известнейшей дворянской фамилии в историю, экономику и культуру России и Европы.
Особняк и служебный дом Н. Г. Врангеля являются объектами культурного наследия не только как градостроительные элементы исторического центра города, но и как мемориальные здания, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся исторических личностей – целой семьи, которая совершила подвиг общественного служения России. Здания нуждаются в хозяйской опеке и реставрации. Хочется верить, что они будут служить будущим поколениям как музеи – Дом РОПиТа - как дом истории развития Донского пароходства, а особняк - как первый в России мемориальный музей Белой армии.
ИсточникФото с сайтаМесто на карте