
[700x469]Почти 150 лет на территории современного Ростова-на-Дону существовали два города - Ростов и Нахичевань-на-Дону.
В 1779г. в Полуденном форштадте была поселена прибывшая из Крыма большая группа армян, которая и положила начало новому городу у крепости Св. Димитрия Ростовского - Нахичевани-на-Дону.
Выбор места для Нахичевана определялся рядом условий. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга ? рекой Доном, а с запада ? границей крепости Дмитрия Ростовского.
Полуденский форштадт был расположен к востоку от крепости Дмитрия Ростовского. Обитатели Полуденского форштадта частью удалились в крепость Святого Дмитрия и увеличили тем самым ее население, а частью же переселились за реку Дон и основали селение Койсуг на речке того же имени.
Полуденка составляла юго-западную часть Нахичевана. Улицы Полуденки образовали линии, позднее названные: Нижняя нольная, 1-я, 3-я, 5-я, 7-я, 9-я, 11-я, 13-я, идущие от берегового обрыва местами до улиц Листопадова, Пролетарской, Мясникова.
Археологическими исследованиями установлено, что благодаря выгодному для обороны рельефу местности, плодородию края и наличию источников с хорошей ключевой водой здесь, начиная с бронзового века, продолжительное время существовали различные поселения.
На высоком откосе балки Кизитеринки, в месте ее выхода к Дону, обнаружены следы древнего Кизитеринского городища с крепостными стенами и рвом. Здесь найдены различные изделия местного и греческого производства, боспорские и римские золотые, серебряные и медные монеты, датируемые от 71 до 341 гг.
Прерванная гуннами в IV веке жизнь на городище возобновилась вновь во времена половцев. Во времена монголо-татарских нашествий городище было покинуто.
В XV веке территория Приазовья попала под власть крымского ханства, от которого отошла к России временно в 1698?1711 гг. и окончательно после войны 1735?1739 гг.
[550x362]По преданию, переселенцы остановились на месте, где сейчас находится памятник Карлу Марксу. Это место и стало центром Нахичевани. Вскоре в городе был основан армянский магистрат, , то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями.
Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела ? армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой ? на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, ученого монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана.
По указу Екатерины II им было отведено 12000 десятин из общей площади ростовской земли и дарованы права самоуправления.
18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону.
Екатерининская (Гостиная) площадь.
Памятник ЕкатеринеII
и собор Григория Просветителя.
Конец XVIII - начало XIXвв.
Но, к несчастью, это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами А. М. и М. М. Чижовыми, было снесено большевиками. А на месте, где стояла Екатерина II, был установлен памятник Карлу Марксу. Главная площадь Нахичевана стала называться площадью Карла Маркса. При всем уважении к таланту этого немецкого ученого остается непонятным, какое отношение он имеет к Нахичевану. В отличие от Екатерины II у истоков города не стоял, да, думается, что, живя на этом свете, он даже и не подозревал о существовании такового.
И.А.Тер-Абрамян, объясняя появление имени нового города, пояснил: "Название Нахичевань было дано городу, чтобы обозначить, что армяне нашли в нем первое в России пристанище, как доказывает этимологический разбор слова : нах - первый; ичеван - пристанище, точно так, как Ной назвал Нахичеванью (Эриванской губ.) место, на которое он высадился прямо из Ковчега".
Историки выделяют два периода в развитии Нахичевана:
* первый период? со дня основания этого города и до 1860 года, когда он, заселенный преимущественно армянами, пользовался особыми правами, льготами и играл немаловажную роль в экономическом развитии Дона и всего Юга России;
* второй период ? примерно с 1860 года, когда начался очень быстрый экономический рост соседнего города ? Ростова. В этот период хозяйственное значение Нахичевани падает, а Ростова возрастает.
Нахичевань представала перед путешественниками как город очень необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Таким он предстал перед А. С. Пушкиным, когда он вместе с генералом П. Н. Раевским в 1820 году был проездом на Кавказ. Об этом путешествии генерал Раевский оставил свои воспоминания:
LНа другой стороне крепости (св. Дмитрия) есть другой форштадт, или город по имени Нахичеван, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения ? все своеобразном."
А вот описание Нахичевани французским путешественником :
"Мы заезжали в Нахичевань, город наполненный армянами. Сей город знатнее, правильнее расположен и богатее Ростова. Армяне производят торговлю по Дону; мы там видели много магазинов с различными товарами, а особливо с шелками ..."
А вот как писал о Нахичеване Анатолий Демидов в своей книге LПутешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию:
L...город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующий, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности... Хотя Нахичеван находится не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские. Из глубины этой пустьши, почти никем не посещаемой, они содержат постоянные сношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии... Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна. По причине своих многочисленных базаров Нахичеван обратился в богатое складочное место, способное наводнить товарами все окрестные ярмарки... Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами. Здесь нам не понравилась только чрезвычайная дикость женщин, простирающаяся даже до того, что мы едва имели случай увидеть, и то вскользь, огромные косы здешних красавиц, расположенные на голове венцом, и их шелковые платья¦.
Одно из первых сведений о численности населения городов относятся к 1782г., тогда в Ростове числилось населения 1600, а по Нахичевани 3000 человек.
Нахичеван со дня своего основания получил четко выраженную планировку в виде сетки из пересекающихся под прямым углом улиц, полностью сохранившуюся до наших дней. Такая планировка характерна для русской градостроительной практики XVIII века. Но, надо отметить, что такая планировка городов характерна и для древнейших государств Востока, в частности, и для Армении.
В 1811г. У Ростова и Нахичевани-на-Дону появились свои гербы.
11 мая 1811г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону - два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIXвека крепостью Святого Димитрия Ростовского, получили первые генеральные планы, утвержденные царем Александром I. Слова "на Дону" прибавлялись к наименованиям уезда и города, чтобы отличить их давно существовавшего Ростова Ярославского.
[560x373]К сожалению, документально точно не установлено, кто является автором генерального плана города. Можно предполагать, что им был исполнитель задания Екатерины II и Г. А. Потемкина, известный русский зодчий И.Е.Старов, по проектам которого на Юге России были распланированы Николаев и Екатеринослав (Днепропетровск), в одноименную губернию которого входил в то время и Нахичеван. Однако некоторые краеведы, в частности, известный ростовский краевед И. С. Чардаров, предполагали участие в планировке города А. И. Ригельмана, коменданта и строителя крепости Дмитрия Ростовского, уделявшего много внимания благоустройству округа, в котором располагалась эта крепость.
Нахичеван развивался в традициях классицизма. На плане Нахичевани 1811г. здание Гостиного двора располагалось посередине площади, занимая практически всю ее территорию.
В данной композиции ведущее значение в ансамбле площади принадлежало пространству обширного двора, образованного корпусами этого здания. Роль доминанты отводилась собору Св. Григория Великого.
В непосредственной близости от Гостиного двора предполагалось строительство городового магистрата. Несколько церквей(Вознесения Господня, Св.Мученика Федора, Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца) должны были стать доминантами малых площадей, на которых проектировались дома с лавками в первом этаже или просто лавки и магазины. Определялись места для мясных лавок и "общественных на бирже магазинов". Промышленные предприятия выносились на окраину, к Дону, специальные участки отводились для садов тутовых деревьев.
В 1812г. И.А.Безбородко, оставивший описание своего "Вояжа из Петербурга через Москву, Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск Кавказской губернии, к минеральным водам, горячим и кислым и обратного пути в Малороссию" писал о Нахичевани:
"Армянский город Екатеринославской губернии, круговою дорогою, 20 верст от Аксая. Был в гостином дворе, город многолюдный, регулярно расположенные улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, но большей частью крыты черепицею. Есть и хорошие каменные дома. Церквей каменных несколько, довольно огромные. Положение города прекрасное на горе при реке Дону".
Коренные горожане ? интеллигенция, торговцы и ремесленники скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров.
В 1825 г. по LСтатистическому описанию городов и посадов Российской империи¦ в Нахичеване число фабрик ? водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. В связи с развитием экономики и ростом торговли, в первой четверти XIXвека большой размах получило строительство амбаров, лавок, складов, карантинов и лазаретов.
С 1860-х годов пошел рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством ? кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других.
В течение всего XIX века застройка и благоустройство Нахичевани постоянно улучшались. В основе строительной деятельности было следование Генеральному плану 1811г., но этот план полностью не был осуществлен.
К концу XIX века на месте, предназначенном для административно-торговой с Гостиным двором, возникло сразу четыре площади: Гостиная, Базарная, Полицейская и Бульварная. Роль доминанты, как и предполагалось, выполнял собор Св.Григория, Просветителя армян. Он был композиционным ядром всех площадей, а парковая зона вокруг собора объединяла их в единый ансамбль.
Долгое время на Гостиной и Базарной площадях возводились деревянные здания лавок и магазинов. Только в 1870-е годы были построены два ряда кирпичных торговых лавок по проекту городского архитектора В.В.Сазонова.
В Нахичеване самыми лучшими архитекторами России строились церкви: кафедральный собор им. Григория-Просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Ионна Предтечи. Эти все церкви были уничтожены за годы советской власти. Это были храмы, неповторимые по своей красоте, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, Хач-кары¦ (армянские камни-кресты), привезенные из Ани (Армения) и Крыма. Эти камни-кресты люди несли на себе, спасаясь от варваров и завоевателей. Лишь чудом сохранилась армянская кладбищенская церковь св. Карапета. Ценой огромных усилий была восстановлена часть церкви-монастыря LСурб-Хач¦, безколокольни, как музей. Сейчас периодически проходят службы в этом уникальном музее-монастыре. В Нахичеване существовала прекрасная русская православная Александро-Невская церковь, которая также была варварски уничтожена большевиками.
В последней четверти XIX века облик Нахичевани окончательно сформировался, особенно в центральной части.
"Ныне Нахичевань, по внешнему виду весь правильно планированный, красивенький городок",- свидетельствовал Ростово-Нахичеванский календарь на 1875г. И далее: "...Кроме собора Святого Григория Просветителя в остальных частях города выстроены еще пять церквей:
* Св.Божьей Матери,
* Св.Вознесения,
* Св.Николая,
* Св.Федора,
* Св.Георгия.
По большой, так называемой Соборной, единственно мощенной в городе улице, красуется множество двухэтажных домов. Внутренность же жилища отличается вообще чистотой и опрятностью".
Улучшалось и благоустройства города. Улицы до 1850 г. имели древесное и кирпичное покрытие. Кстати, из-за того, что в Нахичеване в то время многие дома и постройки были деревянные, довольно часто случались пожары. После 1850 г. появляются улицы, мощенные камнем, в 1887 году прокладывают рельсовые пути в городе, по которым ходят запряженные лошадьми конки-вагонки. Улучшается освещение улиц. Если в середине XIX в. улицы освещались спиртовыми и керосиновыми лампами, то к концу XIX века в городе появилось электрическое освещение, а также очень хороший водопровод.
Наряду со следованием образцовому проектированию в Нахичеванской застройке в планировках домов проявляются особенности быта населения. Этнические традиции обогащают жесткие схемы, придавая им своеобразие и приспосабливая их к привычкам населения. Особенности южного климата проявляются в появлении козырьков, крылец, веранд. Летние помещения, также не предусмотренные "образцовым проектом" становятся неотъемлемой частью владений нахичеванских жителей. Все эти элементы затем применяются в индивидуальном проектировании особняковой застройки в городе.
Однако, по-прежнему в этот период в Нахичевани не было "ни одного общественного сада". В южных городах отсутствие озеленения ощущалось довольно сильно, и поэтому попытки устроить сады и скверы предпринимаются неоднократно. Рост города, хотя и не такой интесивный как у соседнего Ростова, требует корректировки планов развития, такая работа ведется в 1890г., 1893г, 1899г.
Корректировки не решают всех городских проблем и в 1913г. городской архитектор Н.Н.Дурбах представляет в думу заявление по вопросу о необходимости составления нового плана города. Приняв во внимание, что селитебная черта городской застройки в силу естественного роста населения должна быть отодвинута к северо-восточной части, новый план должен быть составлен с таким расчетом, чтобы под городскую площадь были отведены роща и все земли, прилегающие к полотну юго-восточной железной дороги. Между новыми кварталами и пашнями отводится 45 десятин для образования городской рощи. На новом плане намечается второй базар и несколько скверов.
Судьбой не было суждено этому плану осуществиться, по "неизвестным причинам его утверждение не состоялось".
Не прошло и ста лет с тех пор, как армяне поселились на Дону, как Нахичеван, состоящий изначально из неграмотного и малообразованного населения, превратился в город европейской культуры. Это без преувеличения. Армяне посылали своих детей учиться в Петербург, Москву, Париж, Лондон, Берлин. Они возвращались, принося с собой культуру и знания.
Резко изменился культурный уровень населения. Нахичеван из города, где люди ходили в восточных одеждах, превратился в европейский город, в котором сохранился аромат Востока, национальная неповторимая самобытность. А светские нахичеванские салоны ничем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Уже ничем не отличались эти города друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре.
Переселение крымских армян на территорию Российской империи, отразилось на многих сторонах их жизни. С первых же дней своего переезда они не только вынуждены были осваивать русский язык, вводить его в повседневный обиход, менять национальные привычки и обычаи, но и переделывать транскрипцию личных имен, фамилий и даже прозвищ на русское звучание. Окончание Lян¦ заменялось на Lов¦ и Lев¦. Берберяны становились Берберовыми, Костанаяны ? Кастанаевыми, Алавердяны ? Алавердовыми, Хатламаджияны - Хатламаджиевы и т. д. Существуют многочисленные примеры перевода армянских имен и названий на русские. Например, Ованеса на Ивана, Мкртыча на Никиту, Гукаса на Лукьяна. Появились очень известные нахичеванские фамилии в русской транскрипции. Такие, как Генч-Оглуевы, Шапошниковы, Черновы, Хаэизсвы, Берберовы, Эзековы, Эскндаровы и т. д. Отсутствие подобных изменений в фамилиях затрудняло получение права на открытие торговых и промышленных, а также ремесленных заведений. В частности, отсутствие подобных изменений в фамилиях затрудняло поступление на государственную службу.
ИсточникФото с сайтаМесто на карте