• Авторизация


Ростовский-на-Дону Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородице 01-04-2008 10:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x449]

Свою историю Кафедральный собор ведёт ещё, со времён Крепости Святого Дмитрия Ростовского, а точнее с 1766г. в этом году в крепости соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы на месте бывшей маленькой часовни. В 1778г. её заменили на новую, но тоже деревянную, простоявшую 13 лет до 1791г. Когда в неё ударила молния, и она сгорела. После чего на площади старого базара (ныне Ц.Рынок.) была построена новая каменная, но с деревянным куполом, на хорах был размещён Преображенский предел. В 1822г. Святейшим Синодом церковь была возведена в ранг Собора и 20 апреля он был освещён.
В середине XIX века население Ростова резко возросло, после чего соответственно собор перестал вмещать всех верующих. В 1845 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по просьбе ростовских коммерсантов обратился в Святейший Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона.
ТОН Константин Андреевич (1794-1881), российский архитектор. Создатель "русско-византийского" стиля: храм Христа Спасителя (1837-89, разрушен в 1931) в Москве, Большой Кремлевский дворец (1839-49) и Оружейная палата (1843-51) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (б. Николаевской) ж. д. в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844-51). * * * ТОН Константин Андреевич [29 октября (9 ноября) 1794, Петербург — 25 января (6 февраля) 1881, там же], русский архитектор. Создатель "русско-византийского" стиля в русской архитектуре 19 в. Девятилетний ученик Академии художеств. Родился в богатой семье ювелира. В 9-летнем возрасте был определен в петербургскую Академию художеств
Все его курсовые проекты отмечались наградами. После окончания с золотой медалью академического курса был оставлен при академии; в 1819 как пенсионер академии побывал в Германии, Австрии, Италии. Основное время жил в Риме, где в 1823 за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий. Живя в Риме, сблизился с Карлом Брюлловым. Начало творческой деятельности. По возвращении в Россию в 1828 был причислен к Кабинету императора. В 1830 был избран академиком, а спустя три года — профессором. С 1833 член "Кабинета строений и гидравлических работ". По просьбе президента Академии художеств занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии художеств (Конференц-зала и др.; 1829-37). В 1832-34 проектировал великолепную гранитную пристань "со сфинксами" против здания Академии художеств. В своих первых работах выступает как продолжатель традиций архитектуры русского классицизма. В 1830 Тон, выполнив проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в "русском старинном вкусе", получил личное одобрение императора Николая I, а новый "русско-византийский" стиль — статус "официального" стиля русской архитектуры. Храм Христа Спасителя. Вскоре император поручает Тону разработку проекта Храма Христа Спасителя. Его прототипом стал Успенский собор Московского Кремля, однако проект Тона не является копией кремлевского собора — он несет на себе отпечаток творческого почерка мастера, его интерпретации древнерусского наследия. Проект был окончен в 1832, а строительство — только в 1880. Больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Освятили храм в 1883, уже после смерти автора. В 1931 храм был разрушен; в 1995-2000 восстановлен.
Так же его руке принадлежит второй вариант Вознесенского собора в Новочеркасске частично использовавшийся для постройки Храма Александра Невского в Ростове-на-Дону.
Строительство собора велось шесть лет с 1854 по 1860г. в последнем и состоялось его освящение. Новый собор был трёхпрестольный и пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых медью. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара.
Ростовский кафедральный собор возводился на пожертвование исключительно купцов, деньги думы не использовались и это не удивительно в Ростове всегда не мало обеспеченных людей, которые выделяли немалые средства для церкви. Главным спонсором постройки собора можно спокойно считать И. С. Панченко почётного гражданина Ростова на его средства были расписаны стены собора, изготовлена дорогая церковная ограда, куплены иконы и установлены кресты на купола.
После захвата Дона большевиками в начале 1920 г. начались гонения на Церковь. Была создана комиссия по приведению в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства», деятельность которой в частности была направлена на закрытие храмов.
К 1920-му г. в Ростове было закрыто 4 церкви. В 1923 г. постановили закрыть еще три: Архангела Михаила, Владимирскую и Екатерининскую. Ростовский кафедральный собор в этой политике не был исключением. Здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована.
В 1921-1922 гг. в связи с голодом в Поволжье большевиками была развернута кампания по изъятию церковных ценностей. Первая акция кампании в Ростове проходила 11 марта 1922 г. в Ростовском кафедральном соборе, но была фактически сорвана, т.к. комиссию избили возмущенные ее поведением люди. В связи с этими событиями были арестованы священники, члены приходской комиссии и другие церковные люди, всего перед судом предстало 37 человек.
В 1930-е гг. ужесточились гонения на Церковь. Повсеместно осуществлялось массовое закрытие и разрушение храмов. С колоколен снимали колокола и тысячами сжигали иконы, сбрасывали с куполов кресты. Оставшиеся храмы использовались под производственные цеха, склады и клубы, а монастыри - под тюрьмы и колонии. Не был исключением и Ростовский кафедральный собор. В 1929 г. с куполов были сбиты кресты, а 1937г. собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища, но облик ни Собора, ни Колокольни, ни соборных флигелей не изменялся.
Строительство колокольни
После возведения собора пришло время строительства колокольни так в 1875г. войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони вместе с художником - архитекторам Д. И. Лебедевым приступил к строительству. Попечителями новой стройки были такие известные ростовцы как: комерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И. Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко.
На первом ярусе стала распологатся часовня им. Николая Чудототворца, на втором и третим звонница, а на четвёртом часы с четвертным боем подаренные городом.
Главный колокол весил 1032 пуда (более 16 тонн), и звон его разносился на 42 версты по Задонью.
Во время Великой Отечественной Войны в 1942 году по решению ГК и ОК ВКП(б) в целях демаскировки городскими властями принимается решение о взрыве колокольни т.к. она была довольно высокая (более 70 метров) и могла служить ориентиром для немецких бомбардировщиков. Но успевают взорвать только два верхних яруса.
Через три года после окончания войны в 1948г. ростовским архитектором Л. Ф. Эбергом по заказу по заказу Епархии был разработан проект восстановления колокольни, но был отвергнут городскими властями - в 1949 году уцелевший ярус Колокольни был разобран. Разборка осуществлялась немецкими военнопленными, работавшими в послевоенные годы в Ростове.
В середине 50-х годов сохранившийся первый ярус колокольни перекрыли кровлей и завершили малой главкой и восстановили храм Николая Чудотворца, где и совершались крещения.
Возрождение ростовской колокольни было начато в 1992 году. Новые колокола отлиты в Воронеже. Устанавливали их в конце 90-х годов уже не вручную, а с помощью специальной техники.
На колокольне сегодня одиннадцать колоколов и одно било. Самый большой из них весит около пяти тонн. Колокольный звон для верующих это прославление Творца, попытка обратиться к Богу, призыв к молитве. Не зря же люди крестятся, услышав колокольный звон! Нынче в соборе колокола звучат реже, чем прежде: в большом городе приходится мириться с тем, что не всем это по душе... Считается, что колокольный звон оказывает благотворное воздействие на душу человеческую. В этом многие ростовчане могли убедиться сами. А некоторые известные ученые пришли к выводу, что колокольный звон еще и очищает воздух, и убивает туберкулезную палочку. Не менее удивителен и тот факт, что от колокола звук истекает не по кругу, а крестом. Несведущему человеку может показаться, что колокольный звон всегда одинаков, но на самом деле мелодии разные. Существует в церкви Устав звона, где четко расписано, на какой службе, в какой праздник должна звучать та или иная мелодия. Колокольный звон в Ростове сегодня, к сожалению, не разносится на 42 версты, как прежде, — высотные здания и грохот миллионного города приглушают благостную мелодию. Но желающий слышать — услышит...
Завершающий Этап
В середине 50-х гг. в ходе реконструкции собор снова стал играть главную роль на «Старобазарной площади». В 1954г. архитектором Л.Ф.Эбергомбыл составлен проект трех иконостасов по аналогу иконостасов-часовен в разрушенном храме Христа Спасителя. Проект осуществили после смерти архитектора,> умершего в том же году.
Одновременно с этим - художником К.Волковым началась работа над восстановлением росписей стен (фресок). А в год 1000 - летия крещения Руси (1988г.) заменили покрытие куполов с последующим их золочением, как и было, предложено в первоначальном проекте академика К.А.Тона. В 1989г. были восстановлены изначальные границы храмового подворья, и начата реконструкция флигелей закончаная в 1991г. после чего сразу приступили к восстановлению колокольни, автором проекта восстановления стал - архитектор СКДП института "Спецпроектреставрация" Ю.Н.Солнышкин. На данный момент закончены все восстановительные работы по реконструкции храма, колокольни и подворья.
Место на карте
Источник текста и фото
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
14-04-2008-10:22 удалить
Не забудьте посетить собор... Одно из самых красивых мест Ростова-на-Дону...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ростовский-на-Дону Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородице | Ростовская_область - Дневник Ростовская_область | Лента друзей Ростовская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»