• Авторизация


Сахалинский театр им. А.П.Чехова 08-04-2008 02:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x266]

Пожалуй, ни один театр, по крайней мере, в России, не переживал таких трансформаций всяческого рода, как Сахалинский. Начиная с названия. Без истории в данном случае никак не обойтись. В 1930 году в Александровск-Сахалинском, административном центре северной, российской, части острова был организован первый профессиональный театр. Оправдывая свое название (Сахалинский областной драматический театр), он являлся единственным на то время очагом профессиональной культуры на острове. Его первым художественным руководителем и главным режиссером был Е.В.Муратов, собравший первую труппу из московских артистов. В 1946 году островной столицей становится Южно-Сахалинск. В этом же году здесь открывается Южно-Сахалинский областной драматический театр. В следующем году сюда переходит практически вся труппа Александровск-Сахалинского театра, с ними же перекочевало и название. И с 1947 года он назывался Сахалинский областной драматический театр. В 1954 г. театр получил ко многому обязывающее имя А.П.Чехова. А генетическая прародительница получает скромное название и положение городского театра. Дальнейшие структурные трансформации дали ряд труднопроизносимых аббревиатур в названии театра, но для коренных южно-сахалинцев и театралов он остался и остается просто драмтеатром.

В августе 1992 г. областной драматический театр был преобразован в областной театральный центр им. А.П.Чехова. Его первым директором и художественным руководителем стал А.Е.Полянкин, ныне – генеральный директор «Сатирикона». Созданием Чехов-центра он попытался реализовать идею создания принципиально нового, экономически самостоятельного, типа учреждения искусства и культуры, своеобразный симбиоз «коня и лани». В состав Чехов-центра вошли три театра – драматический им. А.П.Чехова, театр для детей и молодежи, музыкальный театр и театральный колледж. Создание последнего было вызвано острейшим дефицитом актерской молодежи. Проблема эта всегда была и остается актуальной для театра. Кстати, не только в отношении молодой части труппы. Специфичность географического расположения, удаленность от центра создают клубок проблем, от которых свободны их коллеги по профессии на «большой земле» или, как говорят здесь, на материке. Заманить хорошего актера на Сахалин нелегко. Если же такие смельчаки и находились, то любовь к искусству оказывалась заживо погребенной жилищными проблемами и мизерной зарплатой. Поэтому остаются действительно фанатически преданные своей Музе люди. Как народная артистка России Клара Константиновна Кисенкова, 40 лет прослужившая родному театру. В 1965 году, сразу же по окончании театрального факультета Дальневосточного педагогического института искусств, она была зачислена в состав труппы и поныне верна своему единственному театру. Как легенду вспоминают в театре заслуженного артиста России В.П.Новикова, 50 лет отыгравшего на сцене родного театра и потом продолжавшего работать вахтером. Или народный артист России Александр Андреевич Ульянов, родом из Ленинграда, почти 30 лет радующий сахалинских театралов своей игрой.

Дальнейшим шагом в реорганизации театра стало преобразование в том же 1992 году областного театрального центра в международный театральный центр им. А.П.Чехова. По замыслу организаторов, вновь созданная структура должна была вовлечь Сахалин и Курилы в орбиту культурных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и стать частью федеральной государственной программы сохранения и развития культуры и искусства. Предусматривался обширный комплекс мероприятий, способных решить новые задачи. Но, к сожалению, многое так и осталось проектом. Объективная причина: социально-экономический кризис, охвативший всю Россию и особенно больно ударивший по организациям некоммерческого характера. Им пришлось буквально «наступать на горло собственной песне», чтобы выжить. Дилемма «муза – кошелек» не всегда перевешивала в сторону первой. Для драмтеатра, несомненно, это тоже были самые трудные годы. В классическом лозунге «хлеба и зрелищ» из второго компонента почти исчез «театр». Повальный отток зрителей из театра шел практически по всей стране, не обойдя и сахалинский театр. Но труппа, в составе всего12 человек, продолжала работать. Это были самые стойкие и преданные: Абашев В.В., Боговин В.С., Кисенкова К.К., Храпко И.Я., Капелько Л.И., Соловейкина Г.П., Кошелев А.В., Мироедов В.Г., Суханова Л.Л., Тогулев В.В., Ульянов А.А., Сафонова Л.С. На малой (и в прямом смысле слова) сцене – поскольку игра на основной площадке представляла уже опасность для жизни – прошли премьеры двух чеховских пьес: «Чайки» и «Иванова» в постановке А.Полянкина. Положительную оценку вызвала постановка «Леса» А.Островского, осуществленная худ. руководителем театра П.Цепенюком. Одновременно вышел спектакль «Спокойной ночи, мама!» М.Нормана. Эту сложную психологическую драму блестяще сыграли народная артистка РСФСР К.Кисенкова и заслуженная артистка РСФСР Р.Ренева.

К этому же времени относится начало международных контактов театра. Хотя опыт совместных постановок у театра уже был. В 1990 году с немецкими коллегами была осуществлена постановка «Разбойников» Ф.Шиллера. Ставил пьесу М.Мандель, а оформил художник З.Мойер. Спектакль имел шумный успех и у публики, и у критиков. У последних – как первый опыт совместной работы провинциального театра с зарубежными художниками. А крупным первым «блином», оказавшимся совсем не «комом», стал спектакль по пьесе Сэма Шепарда «Настоящий Запад». Спектакль явился первой международной акцией Чехов-центра и Университета Аляски в Анкоридже. Осуществили постановку американский режиссер Майкл Худ, профессор Анкориджского университета и художник Фрэнк Биби. Четырех героев пьесы сыграли В. Абашев, Г. Соловейкина, А.Ульянов и ныне покойный В. Мироедов. Успех сопутствовал спектаклю с премьеры. Он стал одним из самых ярких событий конкурса «Звезды дальневосточной сцены», проводившегося в рамках фестиваля, посвященного 100-летию театрального искусства г. Хабаровска. Открытием фестиваля стал народный артист России В. Абашев, уже давно по достоинству оцененный сахалинским зрителем. Поразительный мастер импровизации, удивительно органичный в любой роли, которому по плечу любые режиссерские фантазии. А для театра высшим комплиментом стала оценка Олега Табакова, назвавшего «Настоящий Запад» «жемчужиной на золотом кольце фестиваля». Признанием заслуг может служить и приглашение Московского государственного театра наций с показом спектакля в Москве. Два дня сахалинские артисты показывали его на сцене МХАТа, а затем дали два представления в Доме-музее А.П.Чехова в Мелихове.

Не меньший успех сопутствовал театру и в первой зарубежной творческой поездке. Труппу театра пригласили со спектаклем «Настоящий Запад» на ежегодную театральную конференцию, которую проводят на Аляске с 1993г. Четвертая по счету, участниками которой стали сахалинские артисты, состоялась в городе Валдиз в театральном колледже им. Принца Вильяма под патронажем знаменитого драматурга Артура Миллера. Островные артисты получили право открыть просмотр спектаклей. Как примет американский зритель «свою пьесу о своей жизни», сыгранную русскими? Успех превзошел все ожидания. Зрители и критики были потрясены глубиной игры и профессиональным мастерством российских актеров. А М.Худ даже хотел взять актеров в свой театр. Спектакль стал самым заметным событием конференции.

Второй международной акцией театра стал совместный российско-японский спектакль «Журавлиные перья» по одноименной легенде Д.Киносита. Постановку осуществила народная артистка России К.Кисенкова. Это был не первый опыт режиссерской работы известной актрисы, которая ничего не может делать плохо. Премьеры и на Сахалине и в стране восходящего солнца прошли на «ура».

Но более привычны, конечно, для театра родные, сахалинские пути-дорожки. Тысячи спектаклей для островитян дали артисты театра. Иногда просто в экстремальных условиях. Например, в красном уголке животноводческого комплекса. Или на палубе авианосца и плавбазы.

Маршрут гастролей театра по России тоже внушителен: Иркутск, Чита, Красноярск, Киев, Семипалатинск, Чернигов, Ташкент, Бишкек, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Томск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре. И это далеко не полный список.

В 75-летней истории театра, естественно, были и периоды творческого взлета и довольно грустные времена. Неизменным оставалось одно: он всегда являлся своеобразным индикатором эстетического уровня зрительской аудитории и средством его активного формирования. К этому обязывало и присвоение театру в 1954 году имени А.П.Чехова.

Театр – удивительно сложная система различных технических и вспомогательных служб, работающих на конечный результат – спектакль. Но никто из них не обидится, если сказать, что история театра персонифицируется в актерах. Не исключение и Сахалинский театр. Широкому зрителю их имена, скорее всего, не скажут ни о чем, но для островных театралов, особенно старшего и среднего поколений, – это и их собственная жизнь и жизнь любимого города. Отдавая дань уважения и благодарности, мы вспоминаем имена актеров и режиссеров, стоявших у истоков театра и долгие годы прослуживших родной сцене.

В 30 – 40-х г.г. деятельность театра была связана с именами Л.Н.Россовой, В.А.Сучкова-Федоренко, А.С.Колосова, А.С.Лыткина, М.Ш.Хасановой, В.П.Любимова, Н.Ф.Орского, А.А.Росиланова, П.Е.Андросова и многих других. Они были не только образцом профессионального мастерства, но и людьми с интереснейшими судьбами, интеллигентность и интеллект которых послужили причиной драматических поворотов в их биографии в трагические годы истории страны.

Новый этап в истории театра связан с созданием драмтеатра в Южно-Сахалинске и с именем его первого художественного руководителя – известного режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.И.Уралова. В составе сахалинской труппы 50–60-х гг. работали прекрасные мастера сцены – заслуженные артисты РСФСР Н.Е.Ходорович, Н.Я.Коротеева, В.А.Герке, Р.Д.Маленкова, М.П.Малинин, В.П.Новиков, А.Е.Оськина, Р.С.Ренева-Чухина, К.В.Соболевская, Н.Н.Шамраев, Н.И.Ладыженский, М.Ш. Хасанова, Г.И.Байбиченко, и другие.

В 70–90-е гг. лицом театра были такие яркие творческие индивидуальности как И.Я.Храпко, М.Варшавер, В.Щербаков, В.Степанов, М.Березин, А.В.Поздоровкин К.Кисенкова, В.Абашев, В.Боговин, А. Ульянов, В.Мироедов, Л.Капелько, Г.Соловейкина, Л.Шипилова и другие.
Нынешний состав труппы театра гармонично сочетает опыт и молодость. Продолжают работать мастера старшего поколения: Народные артисты России К.К.Кисенкова, В.В.Абашев, А.А.Ульянов, Заслуженный работник культуры Сахалинской области Л.Л.Шипилова. С большой творческой нагрузкой работают А.Кошелев, Т.Максимова, Л.Овсянникова, совсем молодые, но достаточно опытные А.Кузин, К.Кузнецов, А.Антонова, В.Дроняева, Е.Ловягова, М.Семенова, К.Кочуева.

За 75 лет существования театра сменилось немало его художественных руководителей и главных режиссеров. Но особенный след оставили, по словам актеров и персонала театра, двое – П.А.Цепенюк и безвременно ушедший из жизни И.С.Гуревич. Более 10 лет отдал сахалинскому театру П.А.Цепенюк. Среди его постановок, принимавшихся с неизменным успехом и у зрителей, и у театральной критики, превалировали классические – «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Лес», «Свои люди – сочтемся!», «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Васса Железнова» М.Горького. Он первым на острове осуществил постановки музыкальных спектаклей. «С любовью к оперетте» – так назывался дипломный спектакль первого выпуска Сахалинского театрального колледжа, организации которого, кстати, режиссер приложил много усилий. Продолжением «музыкального» направления стали следующие работы режиссера: «Севастопольский вальс», «Принцесса Кру», «Неосторожность».
Но особо тепло в театре до сих пор вспоминают И.С.Гуревича. Чрезвычайно жесткий в работе, он добивался от актера реализации его творческого максимума. Многие его работы («Шум за сценой», «Номер 13») до сих пор идут в театре с неизменным аншлагом. Среди них – «визитная карточка» сахалинского драмтеатра – «Прибайкальская кадриль».

С 2004 года художественным руководителем и главным режиссером Чехов-центра назначается А. Бажин. Труппа театра ему знакома хорошо: до назначения он уже осуществил здесь несколько постановок. Приход нового главного режиссера практически всегда означает и новое лицо театра. По осуществленным и готовящимся работам А. Бажина можно с уверенностью говорить о пристрастии режиссера к классике и к поискам современных средств и форм сценической выразительности. Премьерой юбилейного сезона стал спектакль «Инкогнито» по «Ревизору» Н.В.Гоголя в его постановке. Два несомненных плюса спектакля: неприкосновенность гоголевского текста и юный актер Константин Вогачев в роли Хлестакова, практически ровесник своего героя. Вчерашний выпускник Сахалинского театрального колледжа начинает профессиональную карьеру (надеемся, удачную) с одной из труднейших ролей классического репертуара в блестящей компании корифеев театра: народных артистов России К.Кисенковой, В.Абашева и А.Ульянова. Еще одна премьера сезона – «Таксист», «бестселлер» многих театров страны, поставленный режиссером из Новосибирска С.Таюшевым. Средний уровень драматургии не привлечет внимание истинных театралов, но у определенной части публики, несомненно, будет иметь успех. В репертуарном плане театра и классика («Доходное место» А.Н.Островского) и модные «хиты» («Очень простая история» М.Ладо).


Источник текста

Источник фото

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
В конце XIX века на Сахалине существовал первый театральный балаган, который содержала легенда криминального мира России «Сонька Золотая ручка».


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сахалинский театр им. А.П.Чехова | Сахалинская_область - Дневник Сахалинская_область | Лента друзей Сахалинская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»