[480x360]
Против входа в Троицкий собор когда-то стояло казенное каменное двухэтажное здание. В нем помещались уездное казначейство и архивы Присутственных мест. К началу прошлого века здание было уже ветхим с многочисленными трещинами в стенах. В 1805 году его разобрали.
На месте разобранной постройки саратовское купечество вознамерилось возвести каменный Гостиный двор, который бы не уступал другим губернским городам. Разработку проекта поручили Василию Ивановичу Суранову, выпускнику Петербургской академии художеств, назначенному в 1805 году саратовским губернским архитектором.
В 1815 году проект Гостиного двора был готов и отправлен на согласование в Петербург. Оттуда затребовали изображение фасада со стороны Троицкого собора, затем еще одну бумагу, потом еще. И только спустя два года началось строительство.
Возведенный вскоре двухэтажный Гостиный двор представлял собой длинное каре торговых помещений, объединенных обходной наружной галереей. Со стороны собора комплекс украшал портик с колоннами и треугольным фронтоном. Местные газеты того времени отмечали, что “в этих двухъярусных галереях, уверенно очерченных полуциркульных арках запечатлена целая эпоха”.
Но Гостиному двору не суждено было дожить даже до эпохи революционных перемен. В начале XX века это крупное сооружение сломали до основания. На его месте по проекту архитектора А.М. Салько в 1907-1914 годах стали строить дом для размещения Управления Рязано-Уральской железной дороги.
Новое огромное многоэтажное здание с эклектическими фасадами во многом копировало здание в Петербурге на Екатериногофском проспекте и резко выделяло площадь из окружающей застройки.
Не будем сейчас выяснять насколько прав был корреспондент "Саратовского вестника", который писал: “Это самое грандиозное здание в Саратове действительно в стиле “салькоко”... хуже холерных бараков. Это нелепая пятиэтажная глыба кирпича”... “Казарма в стиле “салькоко” совсем задавила старый собор которому никто не откажет в прелести строения”. Корреспондент обвинял огромное эклектичное здание в том, что оно бесцеремонно вторглось в сложившийся в эпоху классицизма городской ансамбль, разрушило его продуманный масштаб.
Справедливости ради стоит отметить, что комплекс Управления, с его корректными и представительными фасадами, удобными и целесообразными интерьерами, уютным двориком, доказал как зрелость мастерства зодчего, так и большие возможности стиля. Фасады, тонко изукрашенные фигурной кирпичной кладкой, совсем не монотонны. Соблюдена манера, подчиняющая частное общей композиции: ритм стены диктуют крупные угловые башенки, широкие зеркала окон, балконы, ризалиты.
[480x360]Огромная плоскость фасада, принадлежавшего площади, ни в коей мере не довлеет над ней, а (опять в силу присущей большинству построек эклектики равнозначности) образует, по аналогии с театральной декорацией, своеобразный "задник", фон, нарядный и нейтральный одновременно, как для Троицкого собора, так и для всего интерьера площади, для зданий, сквера.
Помогает восприятию и двухцветная окраска фасадов. И еще одно нужно констатировать: огромное здание Управления железной дороги обладало по тем временам многими инженерными и техническими достоинствами и исправно служит все это время по прямому назначению.
Источник фото
Источник информации
Точка на карте