[300x380]
Разгуляй, Егошиха... Эти старинные и странные слова знакомы пермякам с детства. Можно не знать многого о Перми, но про то, что история города начинается здесь, знает, пожалуй, каждый пермяк.
Удобно начинать прогулку по Городским Горкам отсюда. Мы стоим на старом трамвайном мостике, связавшем однажды Мотовилиху с Пермью и навсегда сделавшем их частью одного большого городского организма.
Если встать лицом к Мотовилихе, то можно увидеть место, которому народная молва и документальные источники приписывают сакральный смысл. Говорят, что однажды октябрьским днем, за несколько лет до строительства Егошихинского завода, крестьянину деревни Горки явился святой Евстафий Плакида. Святой мученик простер свою руку вдаль, указал в сторону Разгуляя, предсказав, что в будущем это место будет обитаемо и заселено. В память об этом явлении крестьянин установил деревянный столб с иконой, который после был перенесен в первый деревянный храм Перми – Собор Петра и Павла.
Вскоре всё так и случилось: на месте, указанном святым, началось строительство Егошихинского медеплавильного завода, давшего жизнь целому городу.
Оглянемся ненадолго и посмотрим на Разгуляй. Откуда пошло такое название? Большинство версий связано с любовью русского народа погулять, «разгуляться» на полную катушку. Говорят, что здесь находился один из первых питейных домов Перми; неподалеку располагались камские пристани, где пропивали свои деньги грузчики, а в заводском пруду любили прогуливаться на лодках чиновники.
Некоторые исторические строения Разгуляя до сих пор несут печать былого размаха: трамвайное депо, сооруженное в 1917 году, а также двухэтажный особняк, принадлежащий теперь фирме ритуальных услуг «Статим». Без сомнений, это самый красивый дом на бывшей Разгуляевской площади. Его мрачноватое сегодняшнее предназначение чуть приглушает картину «веселящегося» разгуляйского прошлого - но, как это ни странно, подобная близость смерти у колыбели города не производит угнетающего впечатления: даже сейчас, попадая в Разгуляй, вы окунаетесь в неторопливую патриархальную атмосферу старого города, чей уютный жизненный круговорот не боится смерти.
Кстати, это едва ли не единственное здание в округе, работающее в бесконечные новогодние и майские праздники. Работает еще, пожалуй, в доме напротив, пункт приема стеклотары и вторсырья...
Хотя, есть в этом историческом месте еще один дом, выделяющийся среди остальных. Первый от мостика, этот дом прячет от посторонних глаз с десяток лошадиных сил. Хозяев этого дома – многодетную семью – можно встретить на площадях и улицах города, и в праздники и в будни, разъезжающими на лошадях. Лошади, живущие в центре города XXI века – это может быть, наверное, только в Разгуляе! Хотя, опять же, век назад этим было никого не удивить. Как свидетельствует живший где-то в этом местечке Сергей Ильин,
«Когда наступит месяц май
Семью свою переселяй
Ко мне в здоровый Разгуляй
<...>
Здесь очень важные условья
Для сохранения здоровья:
На площадях трава растет,
Пастух коровушек пасет;
Индюшки, гуси, свиньи, куры –
Здесь непременные фигуры...»
Однако пора двигаться в сторону Городских горок. Пройдемся по самому мосту. Заметим, что он достаточно узок, может вместить лишь двух человек, идущих навстречу друг другу. Непонятным становится определение его как трамвайного. Но! Если присмотреться, то мы поймем, что громоздкие коммуникационные трубы положены прямо на ветхие трамвайные рельсы. Мост этот был сооружен по проекту инженера Н.Г.Слаутина ещё в 1925 году. А через год по нему началось движение первого автобусного маршрута: Пермь II – Мотовилиха. Движение было односторонним. Ну а в 1929 году – это было событием! - пущен первый трамвай. Он соединил Базарную площадь Мотовилихи (площадь Восстания) с ул. Красноуфимской (ул. Куйбышева). Пуск был приурочен к годовщине Октября. В Перми и Мотовилихе прошли митинги, после которых первые трамваи, украшенные флагами и транспарантами, повезли на праздник в Пермь ветеранов революции. Вдоль всей линии пестрели лозунги и плакаты, которые рассказывали о строительстве пермского трамвая и его перспективах.
Пермская писательница Бэла Зиф в своей книге «Провинция» вспоминает, что перед ноябрьскими праздниками по крыше трамвайного депо начинал ходить маленький трамвайчик. «Он был побольше игрушечного и несравненно меньше настоящего – единственный в своём роде. Казалось, что его дорога вперёд и назад будет вечной. Над кабиной водителя развевался красный флажок, внутри сидели пассажиры. Но даже из моих окон, выходящих прямо на крышу, по которой совершался загадочный маршрут, невозможно было разглядеть – кто ведёт и кто наслаждается поездкой.<...> Трамвайчик был детищем Разгуляя, частью его стихии, целой жизнью, меняющей поколения на поколения внутри своего замкнутого и сокровенного мира».
Сегодня трамвайный мост служит пешеходам, по-прежнему сокращая расстояние между двумя районами города. Весной и летом на нем можно встретить ребят-альпинистов, отрабатывающих свои трюки на высоте егошихинского оврага. Не дает покоя этот мост и жителям близлежащих элитных домов: они мечтают сделать его автомобильным.
Но, пока это пешеходная зона, (каких в Перми немного), мы последуем по старому ходу движения трамвая, пройдемся по вымощенной булыжниками мостовой, и, оставляя трамвай разворачиваться по кольцу, устремимся вверх по ветхой лестнице, носящей в народе название «100 ступенек». Если не полениться, и сосчитать их количество, то получится как раз сто (вместе с отсутствующими).
Взобравшись на достаточно высокую гору, с непривычки переведем дыхание. Теперь с высоты становится понятно название района. Мы стоим наверху высокого холма (у географов Пермь значится как «всхолмленная равнина»). Отсюда Пермь не назовешь равниной! Возвышаемся мы не только над тем оврагом, с которого только что любовались видом старой Перми, но и над большинством современных районов города.
Интересный вид отсюда приобретает Егошихинский лог. Он напоминает древнеримский Колизей. Ряды заброшенных садовых участков - словно повышающиеся уступы древнего амфитеатра. Создается стойкое впечатление, что стоишь в верхнем ряду этого грандиозного сооружения, и внизу вот-вот начнутся бои.
А бои сегодня ведутся в основном у человека с природой за неплодородные участки земли и небывалую свалку на склонах «Колизея». Её чистят несколько раз в год, но размеры её, почему-то, не уменьшаются.
Но что-то мы застоялись на одном месте. Пора двигаться в сторону Камы. На месте современной улицы Степана Разина начинались когда-то Крестьянские горки. Дома здесь стояли по двум сторонам улицы, а сама деревня тянулась клином до высокого речного берега. Это была настоящая деревня. По дворам бегали козы и куры. А отношения людей друг к другу были по-деревенски теплыми. Двери домов никогда не закрывались, преступности в округе практически не было. Сильные воспоминания о себе оставила система безопасности деревни: от дома к дому ходили двое мужчин, и «били в колотушку». Конструкция представляла собой деревянную досочку с деревянным же шариком, привязанным к ней. Удивительно, но этот стук никого не раздражал, и даже наоборот, умиротворял покой спящих: все в порядке, ничего страшного не происходит… Возможно, поэтому жителей современных прибрежных домов не очень раздражает стук проносящихся внизу поездов – дело привычки, память о былом безмятежном спокойствии деревни Горки.
Незаметно мы подошли к самому обрыву над Камой. Именно здесь, вопреки общепризнанному «Разгуляевскому следу», скорее всего и начиналась история Перми. Как пишет исследователь-краевед Б.Кириллов в своей книге «Рассказы о Мотовилихе», «Некогда в IX веке в устье речки Ягошихи на высоком берегу, на месте нынешней улицы Красновишерской, располагалось древнее городище ломоватовской и родановской культур – предков нынешних коми-пермяков. В археологии этот памятник известен под названием «Пермская вышка». Просуществовало оно до XV в. Обследовав городище в 1892 – 1893 годах пермский краевед И.Н. Глушков, нашёл здесь зубы животных, обломки глиняной посуды, клад ювелирных изделий XII-XIII вв. Городище явилось предшественником Брюхановского починка, названного в 1692 г. деревней Егошихой, Егошихинского завода, а затем Пермью». Так звание исторического центра в первый раз обошло Городские горки.
О, если бы только берег здесь был не такой крутой, жизнь деревни Горки могла бы круто измениться. Дело в том, что во времена Екатерины II, когда Пермь превратилась в губернский город, было задумано строительство Кафедрального собора. И изначально этот собор должен был смотреть на Каму с деревни Горки. Однако судьба распорядилась иначе, и Спасо-Преображенский собор (нынешняя Художественная галерея) возвели на горе Слудке. Возможно, потому, что берег у Слудки более пологий, и там легче было выгружать стройматериал. Ведь привезли его не откуда-нибудь, а из богатейшего по тем временам Спасо-Преображенского мужского монастыря из северного села Пыскор. Строить культовые здания из старых кирпичей было в традициях тех лет. Вероятно, считалось, что принцип действия материалов тот же, что и у "намоленной" иконы, усиление которой происходит со временем и от молитв.
На этот раз Городские Горки лишились возможности стать центром губернского города Пермь.
Сегодня это – так называемый «тихий центр» города. Высота горы и вид на реку определили роль района как место для элитной застройки. И вот уже который год строится огромный жилой комплекс «Паруса над Камой». Воздвигается, несмотря на непрекращающиеся споры, относительно надежности такой постройки. В народе этот комплекс уже окрестили "Паруса смерти над Камой". Слухи ходят разные: пугает людей находящаяся рядом высоковольтная линия электропередачи. Пущенная не так давно в эксплуатацию башня – антенная опора, а в народе «Вышка УСИ», страшит небывалым излучением, а уж на то, что дома стоят над крутым обрывом на шахтах старой горной выработки, глаза закрывают разве что застройщики. Жители соседних хрущевских «пятиэтажек» утверждают, что лично видели, как ушел под землю фундамент первого из домов комплекса на начальном этапе строительства. Потом, видимо, были предприняты меры по укреплению.
Видимо, также, и то, что в бесхитростной пермской душе поселился эстет. Изумительный вид на Каму оказывается для него важнее, чем здравый смысл и вопросы безопасности. Завораживает, впрочем, не только Камский пейзаж, но и грандиозность прибрежного комплекса. Кроме выполненных в голубых тонах «Парусов над Камой» впечатляет и пугает одновременно огромная «Вышка УСИ». Возведенная в 2003 году многофункциональная антенная опора стала, по утверждению некоторых, украшением Перми: 180 метров высотой, весом 400 тонн, уникальная в своем роде (таких башен в мире пока две – в Самаре и Перми). Несмотря на уверения ученых, что «чем башня выше, тем излучения меньше», башня окутана нескончаемыми легендами и слухами. Говорят, что и голова частенько болит из-за электромагнитного излучения. И вода из крана течет «заряженная», т.к. рядом – водоканал. Но главное – что будет, если она упадет? Ведь в плохую погоду невооруженным взглядом видно, как раскачивается верхушка башни. Сравнивают её и с двумя другими вышками, «украшающими» наш город. Вон, мол, в домах на Технической улице (возле телебашни ГТРК Т7) каждую весну кто-нибудь да выбрасывается из окна… Но если подойти к вышке УСИ поближе в темное время суток, то зрелище неоновой подсветки вновь пробуждает в душе эстета. Опоясанная огнями башня, инфернальное свечение луны, очертания раскинувшегося во тьме под ногами города – вот она, воспетая поэтом ХХ века «ночная мифология страшилки» - приобретшая слегка гламурный вид.
В начале XX века на высокой Егошихинской горе (примерно там же, где два века назад явился Святой Евстафий Плакида) стоял профессор Казанского университета Слугинов, и наблюдал отсюда солнечное затмение. Говорят, что именно этот факт стал решающим при постройке здесь первого и единственного на Урале планетария.
Наш планетарий по человеческим меркам – в самом расцвете сил. Ему 39 лет. Городская легенда гласит, а старая карта местности (чудом сохранившаяся у методиста планетария Нины Николаевны Неверовой) подтверждает, что в округе задумывался парк «Городские горки». В 60-х годах, конечно, строительство планетария было более чем обосновано. Первый полет человека в космос, тысячи детей, мечтающих стать космонавтами – планетарий был нужен городу. Местность выбирали с астрономической точки зрения: возвышенность с обзором на южную сторону, с которой хорошо виден небосклон. Основное движение на небосклоне происходит именно на южной стороне. Роль сыграло и местоположение площадки. «Всё-таки центр города», - утверждают сотрудники планетария. Транспортная развязка была здесь удобной уже в 60-х годах прошлого века.
Представим на минуту, что Парк «Городские Горки» был построен, и попробуем пройти по его аллеям. Нижняя граница его могла бы пройти там, где когда-то внизу разворачивался трамвай. Слева и справа нас окружили бы зеленые насаждения (часть из них все же успели посадить). Мы бы прошли мимо шикарной лестницы. Непременно бы наткнулись на солнечные часы, и вышли на планетарную астрономическую площадку, место которой сегодня занимает департамент агропромышленного комплекса и продовольствия, в народе получивший разнообразные названия: «Ступени», «Дом-лестница», «Мавзолей». Местные жители острят, называя его по-современному «Паруса над Егошихой». Здание действительно чем-то напоминает парус, однако звание «элитной застройки» ему вряд ли подходит. Слишком уж по-советски массивным видом глядит оно на город. Облицовка из красного кирпича делает его «мавзолейным». Знали бы пермские зодчие Б.А. Калмыков и С.А. Килунин в 1983 году, разрабатывая для «Агропрома» индивидуальный проект, как обидятся на них «планетарные люди». Ведь по проекту третья «ступень» здания должна была в буквальном смысле «сесть» на планетарий. Но по каким-то неизвестным причинам (небесное ли покровительство св.Евстафия?) Агропром не достроили. Но всё же астрономической площадки парк «Городские горки» был лишен.
Сам планетарий построен по типовому проекту «Планетарий для парков культуры и отдыха». То есть – один звездный зал, и ничего больше – в одну дверь вошел, посмотрел, из другой вышел. Все административные и хозяйственные помещения пришлось достраивать позже. Хотя Перми ещё повезло: во многих городах в советское время планетарии оборудовали в храмах, и теперь возникают проблемы с постройкой новых зданий. Наш же, пусть припарковый, но самостоятельный!
На открытие планетария в 1968 году приехали Леонов и Беляев – знаменитые космонавты. Это было цело событие для города. Они стали почетными гражданами Перми и оставили памятный знак ВАГО (Всероссийское астрономическое геофизическое общество), который надо было вручить первому лектору. Первую, открывшую планетарий лекцию прочел Алексей Андреевич Плохинский. В планетарии он работал вне штата, так как возглавлял общество «Знание». Это общество было, выражаясь современным языком, спонсором планетария. Через «Знание» поступала аппаратура, оборудование и практически все необходимое.
Как и везде, случаются в планетарии и курьезы. Не так давно по городу прошел слух, что здесь можно купить Звезду. Люди стали звонить и интересоваться: сколько это стоит? Пришлось делать официальные заявления, что планетарий звездами не торгует. Просто активно действует программа «Звезды неба - звезды Прикамья» - об интересных людях нашего края. Это цикл вечеров – портретов, где на куполе зажигаются символические звезды. Таким образом, были зажжены звезды многих интересных творческих людей Пермского края.
Кто-то из великих подсчитал: если в день хотя бы 2-3 минуты смотреть на звездное небо, можно стать немного лучше и чище. Так что сегодня планетарий работает не только на популяризацию астрономии, но и на воспитание духовных ценностей общества.
Утопические мечтания Городских Горок, видящих себя центром Перми, не так уж и безосновательны. Даже в культурно-символическом плане Горки – в сравнении со старым центром - претендуют на не меньшую значимость. Художественно-философский прообраз пастернаковского Юрятина – «Город Солнца» Кампанеллы – может быть замечен и в реалиях современных Городских Горок: «храм» Солнца и Разума на холме, жители – мудрецы… студенты, т.е.
На территории микрорайона обучается бесчисленная армия студентов. Действительно, если сосчитать количество учебных заведений на квадратный километр, ни в одном другом районе города не встретишь такого. И первый на нашем пути, прямо перед нами: Уральская академия государственной службы - разместилась на месте третьей «ступени» здания Агропрома. Как бы то ни было, но центром студенческой жизни Городские Горки стали точно.
Взглянув на огромные красные буквы «Мотовилихинский район», на которые очень любит взбираться детвора, двинемся в сторону сердца Мотовилихи – Цирка. Справа в обе стороны по северной дамбе мчатся автомобили и общественный транспорт. Строительство дамбы, объединяющей Пермь и Мотовилиху, началось в конце 50-х годов, а закончилось в начале 60-х. Сначала в трубу была взята речка Егошиха. Засыпка глубокого и широченного оврага, сооружение трамвайных путей – всё это потребовало много человеческих сил и стройматериала.
Об этом строительстве – как о трагическом для старого центра событии - вспоминает и Бэла Зиф в уже упомянутой книге: «В то время уже прокладывали дамбу, соединяющую город с Горками. Строили по живому, рубили цветущие сады...В тот год Разгуляй стонал и изнемогал от бессилия под тяжестью топоров». В сентябре 1959 года по новому участку прошел первый трамвай. Троллейбусы новая дамба увидела в 1962 году. Первый троллейбус - «Двойка» пошел по маршруту «пл. Дружбы – Центральный колхозный рынок».
Историческая справка.
Первые следы человека на территории, занимаемой теперь Пермью и ее окрестностями, относятся к эпохе первобытного общества. Селища, могильники, стоянки и городища обнаружены археологами в Левшино, около плотины Камской ГЭС, на высокой террасе берега Верхней Курьи.
Самые древние обитатели появились в этих местах в эпоху раннего палеолита - древнекаменного века.
Первые документальные данные о поселениях на территории современной Перми относятся к XVI-XVII векам. Герб Семьи Строгановых
После падения Казанского ханства татары пришли в бассейн реки Муллы. Так появилось село Верхние Муллы, названное в честь муллы Маметкулы. В начале XVII века татарский мурза Култай Шигирев основал Култаево, а позднее образовались поселения Кояново и Тасимково (Касимово).
В 1568 году, после того как именитые люди Строгановы получили царскую грамоту на владение “пустующими” землями по рекам Чусовой и Каме, в этих местах начали возникать русские селения. В 1668 году была произведена перепись. Она содержит сведения о деревне Чудское городище (несколько выше места впадения в Каму реки Чусовой), о деревне “под Белым Камнем того же городища” и еще об одной деревне, расположенной в устье Чусовой. Отмечена также деревня Гайва (расположена в устье р. Гайвы, впадающей в р. Каму), села Верхние и Нижние Муллы. Насчитывалось еще двадцать шесть деревень и починков, в том числе Савино, Субботино, Заосиновый и другие. В середине XVII века впервые упоминается починок в устье реки Егошихи. В нем жили Влас Карнаухов (из села Верхние Муллы) и сын пищальщика из того же села Сергей Брюханов. Уже спустя двадцать лет в переписи 1678-1679 годов указывается, что поселение Егошихи значительно выросло, и появились в нем “крестьянские дворы Ивашки Верхоланцева, Демки да Яранки Брюхановых, Ларьки Брюханова и Ивашки Брюханова”, а также дворы Федотовых и Ведерниковых.
Характер поселений того времени определялся местом, где они располагались. Это была бессистемная, одно-уличная (вдоль дороги или реки) планировка.
Источник текста
Источник фото
Место на карте