[527x]
У истоков Шихран
Как известно, город Канаш возник из небольшого поселка Шихраны. А как возникли сами Шихраны? По утверждению историка-краеведа Л.И. Иванова, поселок образовался на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую веру. В 1588 г. Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, т.е. с Арской земли, где проживало чувашское население. В писцовой книге Свияжского уезда за 1646-1647 г.г. сказано, что в Атищево в то время было три двора. Спустя сто лет число дворов возросло до 132.
В конце XVII века из Атищево выделились крестьяне, переселившиеся на территорию нынешнего Комсомольского района, где основали деревню Новое Бикмурзино (+.н. Шёхран). Сама деревня Шихраны образовалась в результате второго притока чувашского населения из Казанского уезда в 60-х г.г. XVII века, которая входила в состав Арской дороги. В 1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево-Шихраны (по "мирскому" Шихраны).
В 1784 г. здесь проживало 148 человек. К 1796 г. из Атищево-Шихраны выделился околоток Сугайкасы, в 1811 г. - Мурзыванкасы и Огушкасы. В некоторых документах Атищево-Шихраны тож выступают как Старое Бикмурзино. В 1905 г. - после строительства церкви - Шихраны стали называть селом. В 1917 г. в нем проживало 1447 человек. Шихраны в начале 90-х г.г. XIX века располагались в лесистой местности, богатой дубовыми лесами. В хозяйстве чувашских крестьян ведущее место занимало земледелие. Основными хлебными культурами являлись рожь, овес, которые занимали до половины посевной площади, выращивали картофель. Урожайность зерновых была низкой, вследствие низкого уровня агротехники в засушливые годы хлеб не урождался.
Важным подспорьем были животноводство, охота, домашние промыслы, под влиянием русских распространялось пасечное пчеловодство. Лес давал материал для строительства и на изготовление разных орудий труда, а также топлива.
Казалось, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих лет. Но царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е годы XIX века. С развитием крупной промышленности и формированием внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Тогда-то и появился проект соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги было создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества, в качестве председателя, был поставлен крупный магнат фон Мекк.
Канаш – молодой город. Из имеющихся памятников старины старейшими являются водонапорная башня «Канаш западный», постройки 1893 года, и здание учительской семинарии, построенное в 1915 году (ныне там находится «Агропромбанк»). Остальные памятники и памятные места связаны с периодом после 1917 года.
Канаш - это индустриальный город, транспортный центр Чувашии и крупный железнодорожный узел страны с населением свыше 56 тысяч человек.
История, развитие и становление г. Канаша неразрывно связаны с железной дорогой.
В начале декабря 1893 года завершилось строительство железной дороги Москва-Казань через Рязань, Саранск, Алатырь. В середине декабря по ней началось сквозное движение поездов. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и поселок при ней - будущий город Канаш.
В районе станции Шихраны было много дубовых лесов.
С открытием станции появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появляются склады местных и иностранных купцов, строятся паровые и ветряные мельницы. К 1911 году в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. К 1912 году в поселке открылось высшее начальное училище, с 1914 года учительская семинария. В 1919 году Шихраны становятся узловой станцией, в 1920 году переименовываются в станцию Канаш, а в 1925 году станция Канаш получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925 года). Население Канаша к этому времени составляло 2323 человека.
В 1926 году завершается строительство второй станции Канаш, на которую были перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 года вступила в строй первая электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную станцию, часть города и 13 близлежащих деревень.
Новым этапом в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое началось в марте 1934 года. Завод был рассчитан на ремонт 6 тысяч грузовых вагонов в год.
1 сентября 1935 года завод выпустил первую партию капитально отремонтированных вагонов.
В 1939 году вступила в строй железнодорожная ветка Канаш-Чебоксары, Канаш становится большим железнодорожным узлом, работающим на 4 направления.
К 1940 году в городе проживало 17,3 тыс. человек, работали 4 школы, финансовый техникум, медицинское училище, было построено новое здание педагогического училища.
В годы войны станция Канаш добилась пропускной способности поездов в 2-3 раза больше, чем в довоенное время. Вагоноремонтный завод строил, восстанавливал и вооружал бронепоезда, отремонтировал 16000 вагонов.
В 50-70 годах промышленность города становится многоотраслевой. В эти годы вступили в строй действующих швейная и мебельная фабрики, заводы резцов, технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных изделий, авторемонтный, электропогрузчиков. В эти же годы были построены новый железнодорожный вокзал, Дворец культуры вагоноремонтного завода, отделенческая больница, детские учреждения, школы, велось благоустройство улиц и площадей.
Источник информации
Точка на карте