[400x280]Пейзажная живопись XIX века
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в окрестностях берега реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он занимался археологией, историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
До 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии". Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала - с летом 1871 года.
В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую надпись: "Корабельная Афонасовская роща". То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность
Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".
Вместе с группой коренных передвижников - учредителей и руководителей Товарищества - Шишкин прошел большой и славный путь. Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. А ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых - тот оселок, на котором выявляется понимание путей развития искусства.
Его новаторство - в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед натурой.
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ…
В древности нижнекамские земли были покрыты бескрайней Чулыманской тайгой. Здесь проживали редкие пьяноборские племена — предки современных удмуртов и коми. Во времена великого переселения народов сюда приходит часть гуннских племен, которые растворяются в местной среде. Затем появляется новая археологическая культура — чияликская — предки венгров, которые в конце 9 века уходят на берега Дуная. Оставшиеся группы поддерживали экономические, политические и социальные отношения с волжскими булгарами. Памятники этой эпохи — деревни Малые Ерыклы, Средние Челны, Клятлы, село Большие Аты.
В 13 веке приходят монголы. Один из лучших полководцев Чингизхана — Субедей — покоряет волжских булгар и другие народы Поволжья. Край входит в состав Золотой Орды. Происходит этническая ратация. Памятники золотоордынской эпохи — деревня Малые Ерыклы, села Каенлы, Туба, Средние Челны.
В 17 веке эти земли были приписаны Троицкому монастырю. Его настоятель, отец Моисей, выхлопотал их у царя Михаила Федоровича (200 четей земли с сенными покосами и рыбной ловлей). На них стали селиться вотчинские крестьяне, образовавшие селения Бетьки, Прости, Соболеково, Танах, Подгорную Слободу. Бетьки, Прости, Соболеково сохранились до наших дней и находятся недалеко от Нижнекамска, а Подгорная Слобода стала пригородом Елабуги.
В конце 19 века известные купцы Стахеевы приобретают здесь земельный участок под названием Святой Ключ — красивейшее место на левом берегу Камы. Благодаря их стараниям он стал пунктом приемки и отправки хлеба. Через святоключинскую пристань проходили пароходы Камского, Бельского, Волжского и Вятского пароходств. В Соболековскую пристань заходили мелкие буксиры с реки Зай. Святой Ключ с часовней был приписан к Соболековской церкви, куда на богослужение выезжал знаменитый праведник Иоанн Кронштадский. Сегодня Святой Ключ находится на территории поселка Красный Ключ, где есть своя церковь, носящая имя Иоанна Кронштадского.
К началу 20 века Нижнекамский край был уже достаточно густонаселенным. По статистическому описанию, сделанному в 1901 году, село Борки являлось одним из самых крупных крестьянских поселений, состояло из 940 дворов с населением 2139 человек. Далее шли села Балчиклы, Бетьки, Соболеково, Большое и Нижнее Афанасово.
В декабре 1960 года деревня Ахтуба принимает первых первостроителей, которые потянулись со всех концов огромной страны для возведения нового города на Каме и гиганта нефтехимии. В апреле 1961 года был заложен фундамент первого жилого дома. А 22 сентября 1966 года Нижнекамск получил статус города. Проекту застройки Нижнекамска была присуждена Золотая медаль ВДНХ. Рос нефтехимический комбинат, шинный завод, вместе с ними рос и город, вбирая в себя прилегающие деревеньки, память о которых сохранилась лишь в названиях улиц Ахтубинская, Чабьинская. Сегодня Нижнекамск — крупный промышленный и культурный центр, третий по величине город республики, который продолжает расти и развиваться.
Источник фото
Источник информации 1
Источник информации 2
Точка на карте