Кто не мечтает в детстве о приключениях, путешествиях в дальние страны, где природа и люди иные: и по цвету кожи, и по говору, и по способам передвижения?.. Но как попасть туда? Оставаясь мечтателем, можно предпочесть ковер-самолет, но лучшие практики планеты выбирают иные способы покорения стихий. С этими стихиями с переменным успехом борется неутомимый Ричард Брэнсон, а легендарный Сэм Уолтон просто дружит с ними. Оба они на рубеже веков тоже отправились в путешествие, но на «машине времени», и написали книги о своем пути к богатству. Их автобиографии — не обстоятельные наукообразные труды профессоров-консультантов, не прямолинейные руководства по зарабатыванию очередного миллиона, а живые литературные хроники, полные приключений.
С детства их похождения были связаны с поиском, но не подарков под новогодней елкой. Миллиардеры в первом поколении искали способы зарабатывания денег. «Мы никогда не были бедняками, хотя у нас не было никаких денежных излишков, и мы старались изо всех сил, чтобы заработать пару долларов то здесь, то там, — вспоминает Сэм Уолтон. — Например, моя мать, Нэн Уолтон, во времена Депрессии решила начать торговлю молоком. Я поднимался ранним утром и доил коров, мама обрабатывала молоко и разливала его по бутылкам, а я под вечер, после футбольных тренировок, доставлял его по назначению
. У нас было десять или двенадцать клиентов, которые платили по десять центов за галлон. Самое приятное заключалось в том, что мама снимала сливки и делала мороженое. Это просто чудо какое-то, что, учитывая количества, в которых я его поглощал, меня не прозвали Жирным Сэмом Уолтоном».
Сэм начинал с малого: сначала помогал матери пополнять семейный бюджет, а потом, перейдя из школы в колледж, разносил газеты и журналы. На свои деньги покупал одежду, платил за обучение и еду, вносил членские взносы в студенческие общества, не забывая, впрочем, и о расходах на свидания с девушками.
Наверно, именно поэтому, вспоминая о своих первых шагах в зарабатывании денег, он пишет: «Я с самого раннего детства усвоил, что для нас, детей, очень важно помогать обеспечивать семью всем необходимым, быть скорее добытчиками, чем потребителями. Мои мать и отец были полностью едины в одном, а именно — в своем отношении к деньгам: они просто-напросто не бросали их на ветер». Ричард Брэнсон вспоминает, что его родители, приучая детей к самостоятельности с малых лет (в четыре года заставили малыша искать дорогу к дому, остановив машину в нескольких милях от него), «…всегда были за то, чтобы мы имели свое собственное мнение, и редко давали советы, разве что мы сами просили об этом. Во времена моего детства родители жили очень скромно… традиции все же соблюдались, и нам не разрешалось выходить из-за стола, пока все не поели… У мамы были две навязчивые идеи: она всегда придумывала для нас работу и всегда была озабочена тем, как бы заработать денег. …Мама работала в саду, делая деревянные коробочки для салфеток и лари для бумажных отходов, которые продавала магазинам». Зарабатывание денег также стало навязчивой идеей школьника: вместе с приятелем он решил однажды вырастить елки к Рождеству. «План был таков: посеять 400 семян елей… Через год, к Рождеству они выросли бы по меньшей мере на четыре фута и их можно было бы продать, — пишет Ричард. — В ту Пасху мы проложили борозды на земле и посеяли 400 семян… Мы подсчитали, что если все они вырастут до шести футов, можно заработать по £2 на каждой елке, то есть общая сумма составит £800 против £5 наших первоначальных затрат на семена». Но замыслы юных предпринимателей завершились крахом: кролики съели практически все побеги. И все же ребята не сдались. «Мы решили взять реванш и ужасно отомстить: множество кроликов было застрелено и с них были сняты шкурки. Мы продали тушки местному мяснику по шиллингу за каждого…» Следующая рож-
дественская затея с разведением волнистых попугайчиков также завершилась неудачей, зато идея межшкольного журнала обогатила школьника и связями, и возможностями и направила к тому, чем стало интересно заниматься Ричарду Брэн-сону всю жизнь. «Я стал предпринимателем почти по умолчанию… Разумеется, я не считал себя бизнесменом, — пишет Ричард. — Позже я понял, что бизнес сам по себе может быть актом творчества. Если ты издаешь журнал, то стараешься создать нечто оригинальное, что будет выделяться из общей массы, иметь продолжение и, надо надеяться, выполнять свое полезное предназначение. Кроме всего прочего ты хочешь создать что-то, чем мог бы гордиться. В этом всегда выражалась моя философия бизнеса. Я могу честно сказать, что никогда не затевал ни одного дела только ради денег. Если они — единственный мотив, то лучше оставить это занятие. Бизнес должен увлекать, он должен быть в радость и, наконец, он должен выявлять ваши творческие задатки».
Детская идея зарабатывания денег подвела и Сэма Уолтона, и Ричарда Брэн-сона к одному открытию, которое мог сделать каждый предприниматель: привлечение покупателей через систему скидок. Начиная с семейного бюджета, затягивая пояса, но не отказывая при этом себе в путешествиях, один стал осваивать целину —провинцию двухэтажной Америки, другой занялся продажей грампластинок по почте. Итогом их неустанных десятилетних трудов — а они пережили и неудачи, и расставания с друзьями — стали миллиардные состояния, но не о них они вспоминают на страницах автобиографий. Точнее, не о том, как они стали богаты, а о том, как продвигали свое Дело. И в этом
Деле рядом с бизнесом всегда оставалось место… авантюрам и приключениям.
Оба этих совершенно разных человека, живущих по обе стороны Атлантики, в равной степени ценили общение с природой. Сэм Уолтон с ноткой грусти вспоминает о тех временах, когда вся семья отправлялась в путешествия на своей многоместной легковушке «Де Сото». «Это было здорово! — вспоминает его дочь Элис. — Мы все садились в машину — четверо сорванцов и собака, — привязывали на крышу каноэ, а сзади цепляли жилой прицеп, после чего отправлялись куда глаза глядят». Туда же, но по воздуху, уже на воздушном шаре, в январе 1991 года отправился Ричард Брэнсон вместе с другом Пером Линдстрэндом: стартовав в Японии, они через 46 часов и 6 минут, пролетев 6761 милю, на скорости 70 км/ч рухнули на лед канадского озера. За бортом гондолы шара было всего-то минус 60° по Цельсию, но какой теплый прием ожидал воздухоплавателей на земле золотодобытчиков и охотников! Добрая половина жителей городка Йеллоунайф собралась в самом большом ресторане посмотреть на героев. Правда, когда герои вышли из ресторана, то чуть не задохнулись от выхлопных газов. Природа дарит жителям Йеллоунайфа такие холода, что дизельное топливо становится твердым. Чтобы предотвратить замерзание машины, надо либо не выключать двигатель, либо подключать ее к специальному электрическому приспособлению, которое внешне напоминает счетчик парковки. Третьего не дано. Этот же вывод относится и к авторам книг: чтобы «двигатель» бизнеса всегда работал, надо или быть авантюристом в бизнесе, или пускаться в новые приключения, иных альтернатив просто не существует