"Начался вечер старинного романса, и почти через три часа степенная на вид публика (та, которой за тридцать) стоя бисировала, не отпуская певицу со сцены. В глазах у людей разгорался жар молодости. Оказалось, что Карева сама себе режиссёр – умеет, например, так выстроить концерт, что к концу его слушатель всё больше и больше заряжался и готов слушать певицу бесконечно. На одном из концертов (когда она была в ударе и зритель тоже) она спела 58 романсов". Так писала газета "Известия" в 1983 году (Армеев Р. "Романсу жить вечно") о концерте, который давала певица Галина Алексеевна Карева. Мне повезло и я слышала ее выступление, была всего лишь на одном из ее концертов в театре Эстрады и все было так, как описал автор статьи - зал стоя аплодировал певице и она пела, пела великолепно русские романсы. Зал буквально стонал... и плакал, особенно когда певица исполняла романс на слова Беранже "Нищая". Может быть тогда этот жанр музыки и стал у меня одним из самых любимых.
Галина Карева исполняет романс А. Алябьева на слова П.Беранже "Нищая"
1 января 2009 года Народной артистке СССР Галине Каревой исполнилось бы 80 лет. Ниже привожу отрывок из статьи Натальи Чугуевой "Терновый венец Галины Каревой" о жизни и творчестве певицы. И пусть звучат, исполненные ею, прекрасные романсы...
____
"... Ее запомнили не только как талантливую певицу, но и как красивую женщину. В нее мгновенно влюблялись все: и мужчины, и женщины, достаточно было лишь один раз встретиться с ней. Галина Карева пять раз официально выходила замуж, имела кучу поклонников.
"Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные..." - ее красивое меццо-сопрано будто рисовало портрет его обладательницы. Карева пела очень чувственно, и из-под полуопущенных ресниц глаза ее горели агатовым блеском. Зал замирал и ловил каждый звук, каждый взгляд.
Как-то на концерт Галины Каревой пришел самый знаменитый импресарио 70-х годов Сол Юрек. Белорус по рождению, американец по паспорту, он единственный в Советском Союзе имел возможность вывозить наших артистов на заграничные гастроли. В тот вечер зал был полон, и продюсеру предоставили место в третьем ряду. Искушенный в музыке, Сол Юрек, поначалу вальяжно развалившись в кресле, через плечо отпускал шутки знакомой актрисе. Но когда Карева запела, мэтр подался вперед и уже не отрывался от сцены ни на минуту. Он был в восторге! После концерта Юрек бросился за кулисы. Он обещал Каревой гастроли по Америке и Европе. Сулил ей золотые горы и всемирную славу. Но Мариинский театр не отпустил свою солистку, хотя и работать ей не давал.
Романс "Изумруд" Музыка Б.Фомина, слова А.Дактиля
Романс был тогда в опале, и певицу не раз вызывали на ковер самые высокопоставленные чины.
- Как вы можете после высокохудожественной "Кармен" исполнять разудалые "Конфетки, бараночки"?! - с пристрастием допытывались у Каревой.
- Главное - это не что петь, а как! - глядя прямо в глаза цензорам, заявляла Галина Алексеевна. И вновь искала возможность исполнить романс на большой сцене.
В семье Галю звали Зоей Космодемьянской. И было за что. В войну 14-летняя девочка с мамой и двумя младшими сестрами жили в эвакуации у тетки в Никольском районе. Через их станцию Ночка шли эшелоны на фронт. Окончив 7 классов, Галина, никому не сказав ни слова, отправилась воевать. Ее остановили в прифронтовом городе Измайлове. Там она работала в госпитале, перебинтовывала раненых и пела для них романсы. Стать звездой она мечтала с детства.
Романс "Тени минувшего" Музыка Н.Харито, слова А.Френкеля
Тогда в глухом селе Маис вместе с подругами они "открыли театр". Во дворе дома повесили ситцевые шторки, продавали самодельные билетики местной ребятне. За 10 копеек можно было расположиться на бревнах, а за 5 - на "галерке". Так у них называлась крыша соседского сарая, и пострелята штурмом брали ее. А "артисты" разыгрывали сцены из любимых кинофильмов "Цирк" и "Волга-Волга". Галина сама придумывала костюмы, сочиняла слова, подсказывала, кому как встать. "Ну, артистка!" - восхищаясь, говорили о ней в селе.
Однако экзамены в Московское драматическое училище Галина завалила. Но каким-то чудом попала в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Она блестяще окончила класс академического пения. После учебы ее за лиричный голос и эффектную внешность сразу приняли в Большой театр.
Но здесь юную артистку задвигали на задний план, а ей хотелось блистать. И, махнув на все рукой, она уехала в Куйбышев. На сцене местного театра Галина пела о красивой любви и бурных страстях, а в это время в животе у нее урчало от постоянного голода. Провинциальные актеры жили бедно.
Галина Карева в роли "Кармен"
Но вскоре удача улыбнулась ей. Галину Кареву пригласили в Ленинград в Мариинский театр оперы и балета. Здесь началась ее слава и одновременно проблемы с властями, почему-то не любившими романсы. Непослушной певице даже предложили вступить в компартию. "Моя партия - Кармен!" - парировала Галина Алексеевна. Но из Мариинки она вынуждена была уйти. В последние годы Карева пела в камерных залах, а гастролируя по Союзу, собирала полные стадионы. Она, единственная из плеяды оперных певиц, была понятна и близка простому народу. Но официально звание народной артистки СССР ей присвоили лишь в 1984 году. Случилось так, что на торжественную церемонию она опоздала.
"Вы задержали нас на 15 минут", - поставили ей в укор, на что Галина Карева, сверкнув жгучими очами, ответила: "А я ждала вас 15 лет!"
Шесть лет спустя, в 1990 году, Галина Алексеевна умерла от рака горла. То, что вознесло ее на вершину славы, ее же и убило. Самым тяжелым испытанием для больной женщины был отказ от пения. И лишь про себя она могла напевать "Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные..."
Галина Карева дома
Романс "Только раз бывает в жизни встреча..." Музыка Б.Фомина, слова П.Герман