Недавно в рейтинге мировых метрополитенов метро Сеула было признано самым удобным в мире.
Название "метро" появилось в Сеуле недавно - прежде этот вид транспорта назывался подземкой на американский манер, то-есть, "subway" или же, по-корейски, "чихачхоль" (подземные рельсы). С этим чихачхолем, произошел у меня забавный случай на первом году жизни в Корее, когда мое произношение, прямо скажем, не блистало чистотой, а корейцы еще жутко шугались иностранцев и при вопросе теряли вообще всякую способность к пониманию.
Поздно вечером спустившись с гор, мы очень спешили, поскольку ехать нам надо было в другой конец города, а метро в Сеуле закрывается в 12, вернее - в 12 поезда останавливаются там, где их это время застало. Так вот, пытаясь отыскать станцию, обратились к прохожему, причем в качестве толмача выставили меня, как единственную посещавшую курсы корейского языка. Со знанием дела я торжественно произнесла: "Чихачхоль оди иссымникка?" (Где метро?) На что прохожий вытаращил глаза: "Муо?" (Что?) "Чихачхоль!" - "Муо-муо?" Этот диалог повторялся несколько раз с вариациями. Дядька отодвигался от меня все дальше и дальше и уже хотел было покинуть диспозицию, но я в отчаянии перешла на английский, поняв, что терять уже нечего. "Where is subway?" - вымолвила я. Тут лицо мужчины начало проясняться догадкой: "А!!! Subway... Чихачхоль!!!" - воскликнул он в приступе просветления. "Нэ, нэ, чихачхоль!"("нэ" по-корейски - "да) - радостно закивала я. "No! Чихачхоль - No! Чи-ха-чхоль!" - начал урок корейского языка прохожий, произнося это название на мой взгляд совершенно так же, как и я. Мы махнули рукой и рядом остановилось такси. Так нам не удалось в тот вечер прокатиться на дешевом и удобном транспорте.
Сегодня же я предлагаю поездить на сеульском метро вместе, посмотреть в окно на город, научиться легким премудростям ориентирования в метро, рассмотреть вагоны и познакомиться с множеством удобных мелочей, которые, будучи тщательно продуманы, и делают сеульское метро удобным.
Как видите, схема сеульского метро огромна и запутанна. Как и в Москве, тут есть кольцевая зеленая линия, многие линии петляют и многократно пересекаются. Несмотря на это, разобраться в схеме не составит труда, тем более, что все названия продублированы по-английски. Поезда ходят медленнее, чем в Москве, станции чаще, поэтому несмотря на то, что размеры Сеула сопоставимы с московскими, чтобы доехать из конца в конец, приходится тратить раза в полтора больше времени. Зато мы избежим проблемы всех больших мегаполисов - пробок. Еще одна особенность заключается в том, что линии метро за пределами Сеула превращаются в маршруты пригородных сеульских электричек, которых в отдельном виде в Корее нет. Сеульское метро разноуровневое, глубина зависит от рельефа местности, а значительная часть зеленой кольцевой линии и некоторые другие участки вообще проходят по надземной эстакаде, так что мы можем для начала полюбоваться на город из окна вагона.
Давайте поразглядываем. Вот это здание всегда привлекало меня необычной формой. Можно было бы сказать, что дырка в центре его чисто феншуйного назначения, ну, как это заведено - чтоб драконы пролететь могли и не обиделись. Ан нет - посреди крест установлен и написано "Логос", чтоб сомнений ни у кого не возникало.
Старый жилой район, домики в 3-5 этажей, на крыше - площадки под садики, а над этим всем - шпиль протестантской церкви. Это было неожиданно для меня поначалу - едешь в метро вечером, а над городом так и светятся неоновым красным светом повсеместно кресты на подобных башенках. Именно так протестанты и делают церкви. Это может быть простая квартира на последнем этаже виллы, только над ней надо поставить башенку с крестом - и сразу будет церковь.
А сейчас мы проезжаем многоквартирные дома современной планировки. От метро их отделяет звукозащитный экран, вот только сейчас его, по-видимому, перемонтируют, поэтому я и смогла сделать фото.
В таком микрорайоне обязательно есть и школа и множество маленьких детских садиков. Вот сейчас мы как раз минуем школьный стадион, а справа - здание самой школы.
Этот красивый мост над рекой Хан печально известен катастрофой вертолета, которая произошла лет 10 назад, когда летательный аппарат зацепился винтом за "олимпийский огонь" поцентру моста и рухнул в реку. Экипаж спасти не удалось.
Река Хан широкая, но, как и большинство югоазиатских рек, несудоходная. Ее глубина едва ли достигает трех метров, фарватер очень сложный. Мэрия Сеула лелеяла планы по углублению реки и превращения ее в судоходную, но пока этот дорогостоящий проект отложен до лучшего времени.
За рекой высятся фешенебельные кварталы улучшенной планировки. Интересно, что сажают деревья при постройке таких домов уже во взрослом состоянии, поэтому озеленные дворы выглядят прекрасно уже при заселении.
Вдоль всей реки на многие десятки километров по обоим берегам тянется парк Хан Ган, где обязательны велосипедные и пешеходные дорожки, стадионы, бассейны, работающие в летние время, роллердромы, газоны, тренажеры и прочие необходимые для занятий спортом и здорового отдыха вещи.
А вот слева угол кирпичного здания - это как раз школа. В Корее образование школьников двухступенчатое и бесплатное: с первого по шестой класс - начальная школа, остальные классы - старшая. Еще на этом фото хорошо видны взрослые сосны, которые посадили буквально год назад, когда были построены эти кварталы.
На некоторых станциях метро и железная дорога идут параллельно. Вот нас обгоняет скоростной поезд КТХ, который домчит до Пусана за три с половиной часа.