В 1913-14 годах Москва находилась на пике экономического подъема, наверное поэтому серия футуристических картин уделяет столько внимания “транспорту будущего” – аэросаням, трамваям, монорельсам и даже метро. Причем рассматривается не сегодняшние дни 100-летней “давности”, картинки пронзают время на 100-200 лет “глубже”. Для того чтобы понять, почему авторы взялись за столь дальнюю перспективу, следует уяснить, что в начале ХХ века жизнь была спокойной и размеренной, научно-технический прогресс не шагал семимильными шагами, изменения в окружающем мире если и случались, то происходили очень медленно.
Как всегда, интересно взглянуть на жизнь своих потомков глазами предков, ведь прогноз делался на XXII-XXIII века. Любопытно, что технический прогресс касается всего, кроме легкой промышленности – москвичи одеваются в те же костюмы, что и сто лет назад. Забавно, не правда ли? Остальное - на суд жителей столицы – они могут примерить “по месту”, что соответствует сегодняшним реалиям, а в чем прадеды жестоко ошиблись.
Картинки были выпущены в виде открыток в количестве 8 штук. Паковались они в коробки с конфетами, которые имели соответствующее оформление. Фабрика “Ейнемъ”, которая выпускала серию, благодаря революции существует сегодня под названием “Красный Октябрь”.
“Москва в будущем” - серия открыток товарищества “Ейнемъ” (1914г.)
ИТАК...
Ясная зима 2259 года. Прогноз 1914 года. «Уголок „старой“ веселящейся Москвы. Древний „Яръ“ по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому с молниеносной быстротой летят, скользя, изящные, богато убранные аэросани. И в 23-м веке Москва верна своим обычаям.
Центральный Вокзал. «Зима, такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Воздушных и Земных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, при чем все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм
Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на Лобном месте. Так будет лет через 200
Кремль все так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т.д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги… У пристани готов вспорхнуть легкий гидроплан
Москва-река. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсера и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно мирный. Военный упразднен после всеобщего мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара
Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранивший свою яркую форму еще с наших времен. В синем воздухе замечаем товарный дирижабль Эйнем, летящий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.
Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году торговый дом Мюр и Мерилиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылезают многочисленные моторы.
terra-z.ru
Серия сообщений "Города.":
Часть 1 - Непал. Патан.
Часть 2 - Непал. Катманду.
...
Часть 37 - Небесная деревня.
Часть 38 - Амстердам.
Часть 39 - "Москва в будущем".