[699x505]
Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.
Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова.
Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.
История
По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484-1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.
Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.
В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.
Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем - личные покои патриарха.
Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.
В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
В 1980-1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.
Архитектура
Патриаршие палаты - редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов.
В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Он включил двухэтажное здание палат (второй этаж заняла громадная по размеру Крестовая палата), трехэтажное здание палат для жилья и приказов и поднятую на высокие проездные арки домовую церковь Двенадцати апостолов.
Новое здание Патриарших палат вошло в древний ансамбль Соборной площади. И видимо не случайно его южный фасад украсил аркатурный пояс, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов.
К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом конце XVII века над зданием появился четвертый этаж, от которого до наших дней сохранилась так называемая Петровская палатка. Значительные изменения внешний облик здания претерпел в XVIII и XIX столетиях.
В результате реставрационных работ XX столетия зданию Патриарших палат в основных чертах возвращен изначальный облик XVII столетия.
Парадные сени
Парадные сени - это своеобразная прихожая патриаршего дома. Здесь встречали почетных гостей. Отсюда патриарх следовал на Соборную площадь, в Успенский собор. Во время всех торжественных приемов и выходов в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.
Сегодня Парадные сени являются первым экспозиционным залом музея, в котором располагается историко-мемориальный раздел экспозиции. В витринах представлены культовые и бытовые вещи, принадлежавшие главам русской церкви XVII века: патриархам Филарету, Иосифу и Никону.
Особый интерес вызывают личные вещи патриарха Никона: саккос из двухпетельчатого итальянского аксамита, домашний кафтан, сшитый из рытого, двоеморхого бархата итальянской работы, серебряный посох и клобук из итальянской камки, украшенной золотными нитями, драгоценными камнями и жемчугом.
Крестовая палата дворца представляет особый интерес.
Ее площадь 280 квадратных метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. Использовалась палата как зал для торжественных приемов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В этой палате патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание.
Сегодня в музейных витринах Крестовой палаты представлены различные по назначению художественные изделия XVII века.
Большой интерес представляют изделия из меди и олова работы русских и западно-европейских мастеров, русская национальная посуда традиционных форм из драгоценных металлов, витрина, которая условно воспроизводит поставец - один из элементов убранства парадных и жилых покоев русской знати.
В двух самостоятельных витринах расположены ювелирные изделия и часы XVII века. Привлекают внимание и предметы парадного царского выезда и охоты.
Трапезная
В пяти витринах Трапезной Патриарших палат представлена коллекция художественного шитья России XVII века, отражающая два его основных направления: лицевое и орнаментальное шитье.
Лицевое шитье представлено широко и разнообразно. Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких. Большую историческую и художественную ценность представляют большие воздухи и пелены, которые украшали алтарные преграды или подвешивались под иконы, покровцы алтарных престолов и жертвенников, судари и на церковные сосуды, плащаницы, надгробные покровы святых.
В отдельной витрине представлены редкие образцы орнаментального шитья: бархатные поручи и оплечье, шелковый с золотными нитями платок, став для ножей и вилок и изящные женские туфельки.
Церковь Двенадцати апостолов.
Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не сохранился. Ныне существующий иконостас перенесен в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII - началом XVIII столетия.
В помещении церкви располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа.
Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы").
Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.
В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца XVII века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.
Жилые комнаты
Интерьер богатых жилых покоев XVII века воссоздан на основе документов с использованием подлинных вещей в двух комнатах, назначение которых не прослеживается, но известно, что они сохранили изначальные архитектурные формы XVII века.
В "гостиной" представлена изразцовая печь, типичный для XVII века стол русской работы, деревянный на изогнутых ножках итальянской работы кипарисовый сундук, голландский двустворчатый шкаф из палисандрового дерева, комбинированного с черным, и шкаф-буфет.
В "кабинете" привлекает внимание шкаф-бюро, сундуки и ларцы для хранения деловых бумаг, глобус и шахматы.
В отдельной витрине расположены редкие рукописные и печатные книги XVII века: рукописный букварь 1693 года, принадлежавший царевичу Алексею Петровичу, книга "Лекарство душевное", которую украшают изящные миниатюры, и грамматика Мелетия Смотрицкого 1648 года.
Источник фото
Источник информации
Точка на карте