• Авторизация


Церковь Ризположения 28-03-2008 15:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[700x544]


Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы служила домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Она была построена псковскими мастерами в 1484-1485 годах.

Название храма связано с праздником, известным в Византии с V века. Согласно преданию праздник был установлен в память перенесения из Палестины в Константинополь чудотворной ризы (одеяния) Богородицы. Храмовая икона (справа от царских врат) изображает торжественное возложение святыни на престол придворного императорского храма.

В церкви Ризположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство его икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль. Сюжетами росписи являются сказания о жизни Богородицы и прославляющий Ее торжественный гимн - Акафист. На столпах церкви изображены святые русские митрополиты и князья.Интерьер дополняют старинные предметы церковного убранства - паникадило и так называемые тощие свечи.

В галерее церкви можно увидеть редкую выставку русской деревянной скульптуры XV-XIX веков.

Архитектура

Церковь Ризположения была построена в 1484-1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450-1451 гг. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви почти лишен псковских черт. О происхождении мастеров напоминают лишь пояса кирпичных орнаментов, окружающие барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Это одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет). Стены его, разделенные вертикальными лопатками, завершаются килевидными закомарами.

Терракотовый орнаментальный пояс охватывает храм, продолжаясь в верхней части алтарных апсид. Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи - возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: контраст легкого силуэта Ризположенской церкви и строгой лаконичности кафедрального собора обогатил весь архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

Стенопись

Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Программа ее соответствует средневековым канонам: в куполе - Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сюжеты, на стенах - росписи, тематически связанные с посвящением храма. Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому содержание стенных росписей - это запечатленная в красках “похвала Богородице”. Из четырех рядов стенописи два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн - Великий Акафист. Росписи выполнены в технике фрески (то есть красками по сырой штукатурке), а затем проработаны темперой.

Иконостас

Иконостас церкви Ризположения один из немногих, которые были созданы после разорения Смутного времени. Его заказчиком был патриарх Филарет - отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. А выполнил патриарший заказ замечательный иконописец Назарий Истомин Савин, представитель целой семьи русских иконописцев. В 1627 году он и иконописцы руководимой им артели написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. В нижнем, местном ряду кисти Назария Истомина принадлежит икона "Троица Ветхозаветная" и, возможно, икона "Богоматерь Одигитрия" в рост, находящаяся сейчас под поздней записью.

"Тощие свечи"

Тощие свечи" - так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Они обычно нарядно декорировались орнаментальной росписью и надписями. Две "тощие свечи" из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом в 1649 г. Об этом свидетельствует украшающая тулово свечи надпись вязью. Свечи имеют медные посеребренные поддоны, опирающиеся на три фигурки львов, и навершия со свечниками для малых свечей. Выполнили свечи несомненно московские мастера.

Выставка деревянной скульптуры

Выставка русской деревянной скульптуры на северной галерее церкви помогает преодолеть традиционное заблуждение, что скульптура не использовалась в убранстве русского православного храма. Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от XV до XIX века. Наиболее ценный экспонат - горельефное изображение святого Георгия конца XIV - начала XV века, одна из древнейших русских деревянных скульптур.


Источник фото
Источник информации
Точка на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
ma_zaika 28-03-2008-17:14 удалить
Столько куполов много, да такие прикольные!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Церковь Ризположения | Путеводитель_по_Москве - Путеводитель по Москве и Подмосковью | Лента друзей Путеводитель_по_Москве / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»