[600x]
В первые послевоенные годы Тамбов стал интенсивно строиться, раздвигать свои границы. И так уже исторически сложилось, что все строительство было сконцентрировано на северной окраине города. Здесь в кратчайшие годы было построено несколько промышленных предприятий, научно - исследовательских институтов. В этом же районе практически были сосредоточены все строительные и транспортные организации. Город раздвинул свои границы и далеко шагнул в северной части.
В этих условиях возникла крайняя необходимость в строительстве троллейбусного хозяйства. И в конце 1954 года по инициативе руководителей города и при их активной поддержке это строительство началось. Крайне важный объект для города строил Тамбовстрой. Что интересно, данный объект строился по методу народной стройки, с привлечением средств и людей с промышленных предприятий и организаций города. И буквально в течении 8 месяцев троллейбусное депо на 25 машин было построено. Кроме того возведена тяговая подстанция на 1800 Квт, три диспетчерских пункта, контактная сеть протяженностью 17,2 км.
Пока велось строительство троллейбусной базы, в июне 1955 г. в г. Казань была направлена группа из 28 человек для учебы на водителя троллейбуса. После успешного окончания учебы эта группа вернулась в Тамбов 28 октября 1955 года.
В конце октября месяца 1955 года в наш город пришла первая партия троллейбусов в количестве 10 единиц марки МТБ-82Д. И 5 ноября 1955 года впервые на улицы города Тамбова вышло 10 троллейбусов, которые осуществляли движение по трем маршрутам :
1 маршрут - "Динамо - Зеленхоз "(Комсомольская площадь)
2 маршрут - "Динамо - Ж-Д Вокзал"
3 маршрут - "Ж-Д Вокзал - Депо"
Обслуживание пассажиров осуществляли кондукторы. Как вспоминают очевидцы тех дней, появление троллейбусов на улицах города вызвало необыкновенную радость у жителей города. Что интересно, в первый день пассажиров возили бесплатно, и вполне понятно, салоны немногочисленных троллейбусов не могли вместить всех желающих проехать в троллейбусе.
Возникновение нового технически сложного предприятия потребовало много специалистов и квалифицированных рабочих. Готовых кадров не было. Приходилось все начинать с нуля. Учить людей умению обслуживать машины привлекались специалисты из других городов. Нужно отметить, что кадровый вопрос был решен в течение первого года работы. В этом деле большая заслуга была первого начальника управления троллейбуса Цылева Николая Кузьмича, который с первых дней работы энергично взялся за дело. Он в короткое время укомплектовал ведущие службы нужными специалистами, организовал подготовку водителей троллейбуса и слесарей по ремонту подвижного состава, создал необходимые условия для работы и дальнейшего развития троллейбусного хозяйства.
И не случайно, буквально через год после пуска троллейбуса, 7 ноября 1956 года вошел в строй действующий маршрут № 4. "Депо - Динамо" через центральный рынок. Протяженность маршрута составила - 8,9 км.
В 1956 году на линию уже выходило уже 20 единиц подвижного состава.За первый год работы троллейбус перевез - 1,8 млн. пассажиров.
В следующем, 1957 г., маршрут №3 продлен до Химкомбината, протяженность данного маршрута возросла на 1,3 км.
Следующий этап. 3 ноября 1959 года принята в эксплуатацию троллейбусная линия по 5 маршруту, от Ж-Д Вокзала до Гортопа.
Что характерно, в строительстве данного маршрута активное участие принимали комсомольцы и молодежь управления троллейбуса. А через два года 15 ноября 1961 года началось движение по маршруту № 6 от Динамо до ул. Маяковского.
1963 год. Год продления маршрута № 1 до завода "Аппарат".
В 1966 году маршрут № 5 удлиняется до Химкомбината.
6 ноября 1968 года дата открытия движения по маршруту № 8, который связал Динамо с ТЭЦ
В 1970 году 6 маршрут от ул. Подгорной продляется до Бульвара Энтузиастов.
1973 год - управление троллейбуса перешло на бескондукторное обслуживание пассажиров.
В 1974 году - 1 декабря началось движение электротранспорта по Бульвару Энтузиастов.
В то же время расширяются производственные площади депо, были построены два помещения , что позволило увеличить ремонтную базу до75 машин.
1977 год. Внедряется бескассовое обслуживание пассажиров.
1978 год. Произведены работы по реконструкции контактной сети по ул. Интернациональной, а в 1979 году по ул. Советской и Комсомольской площади.
23 февраля 1980 года открывается движение от Бульвара Энтузиастов до ул. Магистральной. Протяженность контактной сети составила - 63,3 км. И в это время вводится в строй новый диспетчерский пункт "Магистральная".
В 1980 году за высокие показатели в труде Управлению Тамбовского троллейбуса присуждается 3 место в республиканском соревновании.
1983 год характерен тем, что в этом году были закончены монтажные и строительные работы на подстанциях № 6, 7, 8. В этот же период вводится в действие контактная сеть от Центрального рынка в западную часть города через вновь построенный путепровод.
1984 год - 6 февраля - день открытия движения троллейбусов по маршруту № 7, что позволило связать троллейбусным сообщением западный район города с северным микрорайоном. В том же году вступает в эксплуатацию 13 маршрут, который связал Обувную фабрику с Динамо. А 1 сентября сданы в эксплуатацию маршруты № 11 и 12, соединив ул. Районную с производственным объединением Пигмент.
В конце 1985 года сдано в эксплуатацию депо № 2 на сто троллейбусов.
К этому времени мощность 8 подстанции составила - 15000 Квт, а протяженность контактной сети увеличилась до 79,6 км.
В 1986 году протяженность контактной сети достигла 86,6 км. Количество маршрутов - 15.
1987 год - год сдачи в эксплуатацию 9 подстанции.
В следующем, 1988 году закончено строительство подстанции № 10. Количество маршрутов возросло до 16. Контактная сеть продляется от завода "Октябрь" до Полынковского кладбища. Протяженность контактной сети увеличивается до 97,6 км.
В 1989 году принят в эксплуатацию диспетчерский пункт "Бастионная". Кроме того, в том же году заканчивается строительство контактной сети по ул. Антонова - Овсеенко до ДРСУ-1, что позволило открыть новый маршрут № 17 от Динамо до ДРСУ - 1 и маршрут № 20, связавший Ж-Д вокзал с ДРСУ-1.
В 1991 году принята от строителей подстанция № 13.
С 1955 по 1988 год подвижной состав вырос в 18 раз. На начало 1989 года в 2 троллейбусных парках находилось 185 единиц подвижного состава. Из них ежедневно 130 -135 машин выходило на маршруты города.
Для сведения, в 1993 году троллейбусами было перевезено только учтенных пассажиров - 118 млн. В 1994 году - 104 млн. человек. За 9 месяцев 1995 года - 62 млн.человек.
Источник фото
Источник информации
Точка на карте