[350x505]
Свято-Успенский Княгинин Монастырь
Памятник местного значения Свято-Успенский Княгинин Монастырь стал последним в ряду построек, произведенных во время славного княжения Всеволода Большое Гнездо во Владимире. Княгинин женский монастырь был основан первой супругой Великого князя Владимирского Марией Шварновой, названной летописцами Российскою Еленою за ее благочестивую и добродетельную натуру.
Княгиня купила место над речкой Лыбедею в части города, называвшейся Новым городом (Китай-городом), и основала здесь женский (девичий) монастырь, именуемый Княгининым. В отличие от предыдущих белокаменных построек, возведенных из дикого камня, Успенский храм был построен из кирпича. Через два года после основания, 9 сентября 1202 года, церковь, уже украшенная внутри иконами, была освящена епископом Иоанном в присутствии. Великого князя и его детей. Богатство украшений было настолько велико, что храм был признан как один из богатейших на Руси.
Долгое время, до утраты Владимиром статуса столичного города, в новоустроенном монастыре усыпальницей великих княгинь и женщин из княжеского рода служил Храм во имя Успения Божией Матери. В этом храме позднее нашли себе упокоение: вторая супруга Всеволода - Анна, первая супруга Александра Невского - Александра, дочь его -- Евдокия, вторая супруга Александра Невского - Васса.
В период царствования Алексея Михайловича в монастыре произошли перемены: благодаря пожертвованиям святейшего патриарха Иосифа был расписан новый иконостас, царские двери и местные иконы, выстроены двое каменных ворот и шатровая колокольня.
С начала XVIII столетия, с воцарением Петра Первого и переменой политики, монастырь уже не пользуется исключительным положением. В 1700 году был получен указ, по которому два колокола, в 30 и 23 пуда, были отобраны у монастыря и перелиты на пушки.
К 1762 году относится учреждение монастырских штатов, Княгинин монастырь был причислен к разряду второклассных монастырей.
В 1855 году пожаром, начавшимся в Царицынской улице, был уничтожен почти весь монастырь, из церковных зданий пострадали главным образом Успенский храм и колокольня.
В начале XX века в обители было два храма, больница для сестер, церковно-приходская школа для девочек, чуть позже монастырь был закрыт. Успенский собор XV-XVI вв. реставрировался в 1924г., 1958-1961 гг. С 1986 г. в соборе размещался музей, а в начале 1990-х монастырь возрожден.
В Успенском храме Княгинина монастыря сохранились до наших дней замечательные фрески середины XVII века. Традиционно для древнерусских храмов размещение композиций: на северной и южной стенах - сцены из жизни Пресвятой Богородицы (ей и посвящен храм), а в алтарной части изображены апостолы. На пилонах, несущих своды и купол, располагаются "столпы" воинствующей церкви: епископы, великие князья. После службы молящиеся выходили западными дверями, где изображение Страшного суда напоминало о грядущем возмездии за "греховную жизнь", к которой они возвращались.
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор представляет собой дворцовый храм Всеволода III с удивительной по своей изысканности и сложной по содержанию белокаменной резьбой на фасадах.
По историческим данным, собор был заложен в 1194 - 1197 годах и посвящен святому воину Дмитрию Солунскому. Кроме того Всеволод Большое Гнездо начал строительство храма по случаю рождения сына Дмитрия и включил собор в комплекс построек княжеского двора.
Главное достоинство Дмитриевского собора - его скульптурные украшения, выполненные из резных камней. Этот изысканный, поистине царственный убор придает стенам храма ажурный вид. Каждая композиция в его архитектурном убранстве включает около 1500 резных камней. Единый идейный замысел каждой детали резьбы заключает сложную философию жизни: прославление красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии.
Дмитриевский собор является наиболее интересным творением эпохи Всеволода Большое Гнездо, одним из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.
В настоящее время храм не действует. Он внесен в список памятников ЮНЕСКО, является архитектурным памятником федерального значения.
Успенский собор и колокольня
Златоглавый Успенский собор располагается на высоком берегу реки Клязьмы в центре Владимира, господствуя над панорамой города. Храм был построен при князе Андрее Боголюбском в 1158 - 1160 годах и первоначально мыслился как культурный, политический и религиозный центр Владимиро-Суздальского княжества.
В сентябре 1164 года в собор была перенесена Чудотворная икона Божьей Матери, величайшая святыня Руси, принадлежащая перу гениального византийского художника начала XII века. Образ стал называться Владимирской иконой Божьей Матери. С тех пор прекрасный образец русской архитектуры XII века Успенский собор становится главным храмом всей Руси.
Во время сильного пожара 1185 года собор пострадал: восстановить его в прежнем виде не удалось. Реконструкция Успенского собора была произведена при князе Всеволоде III, и в результате перестройки храм стал пятиглавым. Разделенный внутри на пять помещений, он стал обширнее: расширили его восточную, алтарную часть, а три другие обвели новыми стенами. На стенах сохранились фрагменты архитектурных композиций: аркатурно-колончатый фриз с клиновидными консолями и резными капителями, лента поребрика,- многое из этого мастера Всеволода повторили и на новых стенах.
В течение столетий собор еще не раз горел и был разорен, реставрировался. Вопреки превратностям исторических судеб слава Успенского собора была долгой и прочной. Вплоть до 1432 года под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи. По сей день святые мощи владимирских князей Андрея Боголюбского, Всеволода III, Александра Невского, их родственников, епископов и настоятелей храма покоятся в некрополе собора.
В XIX веке рядом с Успенским собором поставили эффектную четырехъярусную колокольню с высоким шпилем, сооруженную в формах классицизма.
Собор долгое время служил образцом для русских и иностранных зодчих. По его подобию итальянцем Аристотелем Фьораванти был построен Успенский собор Московского Кремля, похожий на владимирский. Зодчий зарисовал детали первоначального архитектурного убранства Успенского собора во Владимире и перенес их на свою постройку в Москве.
В настоящее время Успенский собор является всемирно известным памятником архитектуры. Он хранит фрагменты фресок неизвестных мастеров середины 12 века. В 1408 году над росписью собора работал художник Андрей Рублев, известный росписью икон. Среди творений гениального мастера древнерусской живописи, выполненных для иконостаса Успенского собора - список Владимирской иконы Богоматери (ныне в фондах музея) взамен древней иконы, вывезенной в Москву (сейчас она хранится в Третьяковской галерее).
Собор является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии. Это памятник федерального значения включен в список ЮНЕСКО
Золотые ворота
Золотые ворота - свидетельство былой красоты и могущества столицы Древней Руси XI-XIII веков во Владимире. Это редчайший памятник военно-инженерного зодчества Древней Руси. Построенный в 1164 году, он сохранил от древнего здания лишь две мощные белокаменные стены.
Уникальность сооружения состоит в том, что из существовавших в средние века таких же Золотых ворот в Иерусалиме, Константинополе и Киеве до наших дней сохранились только древние, владимирские.
Во времена князя Андрея Боголюбского это были главные, самые нарядные и торжественные ворота столицы Северо-Восточной Руси. Помимо оборонительной цели они имели также назначение триумфальной арки. Внутри арку закрывали тяжелые створы дубовых ворот, обитые аравийской медью, вероятно, позолоченной. Золотые ворота оформляли западный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Такие ворота возводились в крупных городах христианского мира в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города.
Во Владимире под сводами ворот проходили княжеские дружины, возвращавшиеся из походов и уходившие на защиту своей родины. Здесь встречали иностранных послов и именитых гостей, здесь отмечали торжественный въезд на великое княжение Александра Невского и Дмитрия Донского. Здание ворот неоднократно реконструировалось. Впервые Золотые ворота пострадали в 1238 году во время осаждения Владимира татарами. Новые повреждения памятник получил во время военных действий начала XVII века. Окончательное восстановление Золотых ворот было произведено в 1785году.
На сегодняшний день в здании расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Памятник занесен в список памятников ЮНЕСКО.
Церковь во имя Казанской иконы Божией матери с приделами Иоанна Златоуста и мученика Авраамия
Кроме храма Успения в Княгинином монастыре находится церковь во имя Казанской иконы Божией матери с приделами Иоанна Златоуста и мученика Авраамия. Храм расположен к западу от Успенского собора монастыря и назван в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отмечаемого 21 июля и 4 ноября.
Вполне вероятно, что эта постройка появилась в монастыре еще в XV веке, вскоре после сооружения Успенского собора, и представляла собою обширную светлую трапезную палату, входившую тогда в обиход монастырского строительства Московской Руси.
Казанская церковь возведена в 1789 году с использованием фундамента и стен стоявшего на этом месте древнего храма Иоанна Златоуста, упоминаемого в монастырских документах середины XVII века (1665 год).
Церковь сильно искажена многочисленными перестройками. В 1849 году заботами настоятельницы монастыря Евгении храм расширили со стороны Казанского приделом во имя святого мученика Авраамия и обновили ветхие своды. В следующем году в церкви были устроены два новых иконостаса прекрасной работы, с резьбой и позолотой. Существовал и храм во имя Иоанна Златоуста, который упоминается в описи 1665 года.
Церковь во имя Казанской иконы Божией матери была закрыта в 1923 году. С 1928 года постройку занимало хранилище Государственного архива Владимирской области. К празднику Покрова в 1998 году храм был передан женскому монастырю.
Князь Владимирский храм
Церковь во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира - Крестителя Руси была построена в 1785 году на средства городских обывателей как церковь при загородном кладбище за Нижегородской заставой.
По преданию, храм стоит на месте священной рощи Кузявка в бывшей Яриловой долине, где в дохристианские времена стоял идол Ярилы и где совершались буйные языческие торжества.
В 1891 году церковь утеплили, был устроен новый иконостас в главном храме и расписаны живописным письмом стены. Это единственная в городе церковь, построенная в духе классицизма.
С 1930-х годов и до начала 1990-х Князь-Владимирская церковь вместе с главным Успенским собором являлась островком веры и духовности для владимирцев и жителей области. Здесь и в советский период можно было совершить православные обряды :таинства крещения, причащения, венчания, отпевания.
До настоящего времени Князь Владимирский храм 1785 года сохранился без существенных изменений. Церковь имеет три престола: во имя святого равноапостольного князя Владимира; во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и во имя святых мучеников Адриана и Наталии- в приделах. В церкви проходят богослужения: понедельник-пятница -с 8-00 ,суббота -с 8-00 и с 17-00, воскресенье: ранняя в 7-00 , поздняя в 9-00 ,вечерняя в 17-00; крещение совершается: понедельник-суббота в 8-30,воскресенье в 9-30
Адрес: ул. Большая Нижегородская, 71а (на старом кладбище).
Троицкая церковь
Троицкая церковь, называемая владимирцами "Красная церковь", - одна из последних церковных построек губернского Владимира 1916 года.
Церковь возведена к 300-летию императорского Дома Романовых и занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы.
В 1912 году участок вблизи Золотых ворот на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской. приобрела старообрядческая община, состоявшая по преимуществу из купечества. По проекту архитектора-художника С. М. Жарова на свои средства община начала строительство храма.
Сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей, церковь сооружена так называемой "крестовой кладкой" отличным красным кирпичом местного Студзицкого завода. С высокой главой и колокольней, церковь явилась образцом новой строительной техники того периода. В 1916 г. Троицкая церковь была освящена.
Службы в храме прекратились в 1928 года и не возобновлялись. Здесь разместилось губернское архивное бюро, а в 1960-е годы храм предполагалось снести. Стараниями общественности и при активном участии писателя В. Солоухина церковь сохранили.
На сегодняшний день здание представляет собой сооружение из красного кирпича, состоящее из собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт со ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Украшением храма являются декоративные пояски и поребрики, сама "крестовая" кладка кирпича.
Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов, а в цокольном помещении Троицкой церкви расположен художественный салон "Владимiрскiй шикъ".
Адрес: г. Владимир, ул. Дворянская, 2, Тел.:22-48-72
Открыт: ежедневно с 10-00 до 18-00, выходной: вторник, санитарный день: последняя пятница месяца
Художественный салон "Владимирский шикъ"
Экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника заняла одно из помещений Троицкой церкви у Золотых ворот. Художественный салон носит название "Владимiрскiй шикъ" и представляет собой музей декоративно-прикладного искусства. У входа в салон расположена необычная реклама: "Имъются въ продаже художественные изделiя изъ стекла, дамскiе украшенiя, а также картины, фарфор и пр. Цены умеренныя".
Здесь представлены наиболее яркие изделия традиционных народных ремесел Владимирского края - гусевский хрусталь, лаковая миниатюра и вышивка. Посетителей музея могут приобрести изделия современных мастеров, перекликающиеся со старинными работами. Встречаются работы, контрастирующие своими формами, цветом и способами обработки, а музыкальное сопровождение в виде произведений Баха, Равеля, Дебюсси, Вивальди настраивает посетителей на определенный лад. Регулярно по вечерам в здании церкви организуются концертные программы камерного хора "Распев".
Также в кассах художественного салона большой выбор буклетов - путеводители по Владимиру и Суздалю, комплектов открыток и слайдов, а также плакаты, календари, значки с символикой этих городов.
Адрес: г. Владимир, ул. Дворянская, 2 (бывшая Троицкая церковь)
Михаило-Архангельская церковь
Изначально Михаило-Архангельская церковь именовалась как Красносельская, по названию местности, в котором храм был построен в начале XVI века (Красное село). Уже в 1628 году значится церковь Архистратига Михаила, или Михаило - Архангельская (деревянная) церковь. Этот единственный в своем роде храм посвящен Архангелу Михаилу, с древних времен считавшемуся покровителем Российского воинства.
На капитал, завещанный отставным капитаном Ф. Г. Архангельским, была построена существующая ныне каменная церковь с шатровой колокольней.
По своему виду это самая нетрадиционная из всех сохранившихся владимирских церквей. Верх храма венчает луковичная главка с зеркальным крестом, изготовленным на заводе Заславских в г. Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск). В кругах внутри килевидных закомар находятся иконы святых. Церковь имеет три престола: во имя Архангела Михаила, в честь Преображения Господня, в честь Покрова Богородицы. Справа от храма сохранилась часовня. Слева когда-то находилась звонница с пятью колоколами, но ее строение не сохранилось до нынешних времен.
Михаило-Архангельская церковь была закрыта для прихожан в 30-е годы XX века. 19 апреля 1997 года церковь освятили и возобновили приход.
Спасо-Преображенская церковь
Спасо-Преображенская церковь названа в честь праздника Преображения Господне (или Спас яблочный), издавна отмечаемого на Руси 19 августа. В 1164 году князь Андрей Боголюбский основал на этом месте княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года.
Исследователи установили, что первоначально храм Спаса повторял по своим формам церковь Покрова на Нерли, возведенной годом позже: собор представлял собой небольшое четырехстолпное купольное здание, украшенное аркатурно-колончатым поясом и резьбой; полы были выложены поливными плитками.
В 1778 году церковь сгорела. Существующая ныне церковь была выстроена из кирпича в конце XVIII века. По сведениям археологических раскопок, проведенных профессором Н. Н. Ворониным, новый храм был возведен на фундаменте старого, частично в нижних частях стен мастера использовали древний белый камень.
Строители стремились повторить прежний облик Спасо-Преображенской церкви: в убранстве фасадов - аркатура и членение лопатками на прясла, в оформлении входа - перспективные порталы, на оштукатуренных стенах - разгранка под белокаменную кладку.
Своеобразна планировка интерьера. Высокий двусветный четверик перекрыт сомкнутым сводом с выходом в световой барабан. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
Однако еще в большей мере мастера отдали дань времени. В многопрофильном карнизе четверика, в сложных рисунках фигурных наличников окон, в поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой, - во всех деталях архитектурного убранства ясно просматриваются черты барокко.
16 декабря 1937 года церковь была закрыта "как бездействующая ввиду отсутствия общины и служителей культа". В начале 1990-х годов богослужения в храме возобновились. возвращена владимирской епархии.
Рядом со Спасо-Преображенской церковью в память всех погибших христиан построена белокаменная часовня, освященная 6 ноября 1998 года в День поминовения всех православных воинов, на поле брани убиенных.
Адрес: г. Владимир, ул. Спасская, 8
Константино-Еленинская церковь
Константино-Еленинская церковь была возведена во второй половине XVIII века в селе Доброе отцом Авраамием, архимандритом одноименного Константино-Еленинского монастыря.
Монастырь существовал в XIII века как один из укрепленных форпостов левобережья Клязьмы на подступах к стольному граду Владимиру. В 1775 году он был упразднен, а пятиглавую каменную Константино-Еленинскую церковь передали селу. В1885 году при храме выстроили высокую кирпичную колокольню. В настоящее время храм является действующим. Церковь имеет три престола: во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены, во имя святого Николая Чудотворца (в память о деревянной приходской церкви XV века) и во имя святого Алексия, митрополита Московского, основателя бывшего Константино-Еленинского монастыря.
При церкви сохранился двухэтажный дом, в котором раньше размещалась богадельня.
В честь 1000-летия Владимира в 1996 году на звоннице был установлен 3-пудовый колокол, переданный в дар храму от городской администрации.
Храм Вознесения Господня
Церковь Вознесения возведена на месте деревянного Вознесенского монастыря, основанного Всеволодом-III и сожженного татарами в 1238 году Храм Вознесения Господня носит название двунадесятого праздника, Вознесения Господня, отмечаемого церковью на 40-й день после Пасхи. Как гласит Библия, "Иисус Христос по воскресении Своем вывел своих учеников из Иерусалима на гору Елеонскую и, поднявши руки, благословил их". Таким образом, холм, на котором стоит Вознесенская церковь, символизирует собой библейское место.
В 1813 году к церкви были пристроены храм Покрова Богородицы и стройная колокольня в честь победы над войсками Наполеона в войне 1812 года. В 1863 году с южной стороны появился Благовещенский придел.
Церковь создана в традициях посадского зодчества XVII века и представляет собой бесстолпное здание, фасады которого украшены кокошниками и фигурными наличниками окон. Внутри храм имеет сомкнутый свод с распалубками и световым барабаном.
Богослужение в храме было прекращено в 1934 году. В годы второй мировой войны здесь располагалось отделение владимирского лагеря для немецких военнопленных, позднее - цеха обувной фабрики.
24 мая 1990 года в день празднования престольного праздника Вознесения Господня храм был освящен; в нем вновь возобновилась церковная жизнь. При храме Вознесения Господня действует воскресная школа.
Богородице-Успенская (Богородицкая) церковь
Богородице-Успенская, или Богородицкая церковь носит название праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, отмечаемого 28 августа, и является памятником федерального значения
Храм был сооружен в 1644-1649 годах ?тщанием и трудами владимирцев гостиной сотни? на берегу реки Клязьмы, на древней, существующей ныне южной границе города. Об этом гласит надпись на каменной плите, сохранившейся на западной стене здания.
Этот небольшой красивый храм высоко поднимает пять тесно сдвинутых главок и ажурную шатровую колокольню. По своему типу он относится к широко распространенным в XVII веке посадским церквям. Постройка имеет довольно живописную объемную композицию. С севера и с запада к храму примыкают галереи (гульбища) на граненых столбах с тремя выступающими вперед крыльцами. Верх храма пышно увенчан килевидными и циркулярными кокошниками.
Нарядный убор храма близок по духу московским и ярославским храмам той поры.
В 1754 году храм был домовой церковью духовной семинарии. А в 1955 -1981 годах по проекту архитектора А. В. Столетова церковь реставрировали. Основной ее достопримечательностью являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках-строителях храма, который был утрачен во время уничтожения колоколов в 1928-1929 годах. Уже в 1923 году Богородицкая церковь была включена в список исторических храмов, принятых на учет, и таким образом уцелела.
В советское время храм служил хранилищем фондов Владимиро-Суздальского музея заповедника. В начале 1990-х годов храм передали общине старообрядцев. 9 июля 1995 года он был освящен главой русской старообрядческой церкви архиепископом Алимпием.
Адрес: ул. Большая Московская, 106а
Богородице-Рождественский мужской монастырь
До наших дней сохранились постройки некогда богатого Рождественского монастыря. Богородице-Рождественский мужской монастырь был основан в 1191 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо.
На протяжении 4-х столетий монастырь играл заметную роль в государственной жизни страны. В 1299-1328 храм был резиденцией русских митрополитов и числился первым по рангу среди русских монастырей. В ХIII-ХIV вв. Богородице-Рождественский мужской монастырь становится крупнейшим центром русского летописания: здесь созданы Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи.
В 1263 году здесь похоронили князя-воина, чьим именем назван один из орденов Советского Союза, ? Александра Невского (в ХVIII веке по указу Петра I его останки перенесены в Санкт-Петербург). А ограда монастыря, поставленная на былом крепостном валу над глубоким рвом, ? память об эпохе Владимира Мономаха, основателя города.
С 1744 монастырь преобразован в Архиерейский дом. В 1918 все служители монастыря были выселены; здесь разместилась губернская ВЧК. В настоящее время в монастыре находится резиденция Владимиро-Суздальского архиерея.
Церковь Николы Галейского и Никитская церковь
Две церкви XVIII столетия - Николы в Галеях и Никитская - радуют глаз изящными очертаниями: строители знали, что силуэт - главное в русском зодчестве.
Николо-Галейская церковь сооружена в 1732?1735 годах и была названа в честь Святого Николы - покровителя плавающих и путешествующих. Название "В Галеях" храм получил в связи с тем, что напротив церкви на реке Клязьме находилась пристань, куда причаливали гребные суда - галеры ("галеи"). Своим расположением рядом с рекой церковь освящала воды Клязьмы, за что в народе еще именовалась как церковь Николы Мокрого.
До наших дней сохранился каменный храм, созданный в традициях посадского зодчества XVII века. Церковь представляет собой просторное бесстолпное здание с трапезной. Обильно освещают интерьер два яруса окон. В храме сохранилась роспись середины XIX века, выполненная в академической манере.
Адрес: ул. Николо-Галейская, 26
Никитская церковь
Никитская церковь была построена в 1762?1765 годах на месте старой деревянной церкви XVII века на средства владимирского купца Семена Лазарева. Свое название церковь получила в память о святом мученике Никите ? столпнике Переяславскомо, праздник которого православные христиане отмечают 6 июня.
Позже улица, ведущая к храму от Золотых ворот, тоже стала именоваться Никитской.
Постройка принадлежит к типу традиционных трапезных церквей и имеет трехчастное членение. Живописность храма делает его одним из интереснейших памятников барочной архитектуры в русской провинции. Украшением является иконостас, сделанный во вкусе времен Екатерины II, с резными царскими вратами, одной формы с иконостасом Успенского собора.
Церковь была закрыта в 1938 году. В помещении разместилась Владимирская экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (управление "Владимир-реставрация").
Адрес: ул. Княгининская, 8.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли - лучшее сооружение владимиро - суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского, сохранившееся до наших дней. Построенный в 1165 году близ Боголюбова при впадении реки Нерли в Клязьму, храм стал первым на Руси, освященным в честь праздника Покрова Богоматери.
Весной, когда воды Нерли поднимаются, церковь оказывается в плену у реки, что грозит зданию затоплением. Но мастера это учли: обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 метров, продолжили основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма. Такая технология позволяла противостоять подъему воды при разливах реки до 3-х метров.
Конструкция храма проста: это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол.
По лаконичности и совершенству форм церковь Покрова на Нерли сравнивают с древнегреческими храмами. Она отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы и пластической обработкой стен.Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского храма. Зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости и обилия света.
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Как гласит легенда, камень для постройки церкви был вывезен из покоренного Андреем Боголюбским булгарского царства.
На трех фасадах изображен царь Давид, играющий на струнном инструменте (Псалтыри), женские маски и львы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Храм является памятником воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время построен в память о сыне Андрея, Изяславе, заплатившем за эту победу жизнью.
Церковь Покрова на Нерли давно признана памятником архитектуры федерального значения и включена в список "Всемирного наследия" ЮНЕСКО.
Адрес: г. Владимир, Боголюбово
Водонапорная башня
В связи с сооружением водопровода в 1868 году было построено здание водонапорной башни. Башня выполнена из красного кирпича, завершает памятник шатровый верх. С 1975 года в здании открыта экспозиция "Старый Владимир":
Посетители музея ознакомятся на этажах здания с весьма оригинальной экспозицией, носящей название "Старый Владимир". Подлинные выписки из книг, газет и журналов конца XIX - начала XX вв. воссоздают дух старого Владимира - мещанского, чиновничьего, купеческого города.
Посетители смогут ощутить колорит эпохи в комнате состоятельного горожанина, в церковной лавке, полицейском участке, а также в воссозданном интерьере трактира с традиционным самоваром и расписными подносами. Осмотрев экспозицию, можно полюбоваться красотами современного города со смотровой площадки
Адрес: г. Владимир, Ул. Козлов вал, тел.: 22-54-51
Музей работает ежедневно с 10-00 до 17-00; среда, четверг - с 10-00 до 16-00, выходной-понедельник; санитарный день - последний четверг месяца
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В 1854 г. "по заключению" губернского статистического комитета основан. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, в котором представлена одна из многочисленных экспозиций, знакомящая с историей Владимирского края с древнейших времен до Октябрьской революции 1917 года.
Рядом с первым залом экспозиции находится детский музей "Пещера древнего человека", открытый в 1987 г, где регулярно с детьми младшего и среднего школьного возраста проводится экскурсия-игра "В пещере древнего человека". Интерьер детский музея оформлен в духе каменного века. Помещение представляет собой жилище древних людей, где на стенах расположены рисунки охоты, на полу - деревянные бревна, камни, палки, костер и глиняный горшок.
Адрес: Ул.Б.Московская, 64, тел.: 22-22-84. Музей работает: с 10-00 до 16.30, среда, четверг: с10-00 до 15-30 выходной: понедельник, санитарный день: последний четверг месяца.
Дом-музей братьев Столетовых
Музей братьев Столетовых открыт во флигеле, построенном в середине ХIХ века рядом с большим двухэтажным кирпичным домом купцов Столетовых.
Семья Столетовых прославилась далеко за пределами России благодаря выдающемуся русскому физику, ученому с мировым именем, профессору Московского университета, Александру Григорьевичу Столетову, и его старшему брату, Николаю Григорьевичу, русскому военачальнику, национальному герою Болгарии.
Здание дома- музея восстановлено по сохранившимся чертежам. Здесь создана уникальная экспозиция, передающая атмосферу ушедшей эпохи, уклад жизни простой купеческой семьи Столетовых.
Адрес: Ул.Столетовых,1, тел.:22-31-26
Здание бывших Присутственных мест
Трехэтажное здание бывших Присутственных мест было построено в 1785-1790 гг. в самом сердце города для губернской администрации. Здесь книгоиздатель Матвей Пономарев основал первую во Владимире типографию, где в 1838-1840гг. ссыльный А.И.Герцен редактировал неофициальную часть газеты "Владимирские губернские ведомости". Позже в этом здании помещался окружной суд.
Сегодня на трех этажах здания бывших Присутственных мест расположены художественные коллекций музея-заповедника.
Первый этаж занимает картинная галерея. Экспозиция носит название "Русское искусство XVIII - начала XX вв." и представлена знаменитой портретной галереей Воронцовых, в том числе и фамильными портретами. Кроме того, в экспозицию музея включены работы знаменитых русских художников, таких как: И.Айвазовский, И.Шишкин, В.Перов, И.Крамской, А.Саврасов и многих других.
Второй этаж здания бывших Присутственных мест отведен для выставок "Русское искусство XVIII - начала XX вв." и "Минувших дней очарованье". Первая экспозиция состоит из полотен мастеров, работавших в предреволюционные годы: П.Кончаловского, К.Коровина, Л.Туржанского и т.д.
Другая выставка рассказывает о культуре владимирской дворянской усадьбы как в период "Золотого века", так и накануне ее гибели. Оригинален стиль презентации: это воспоминания престарелой барыни, сидящей у камина под картиной художника Максимова с символическим названием "Все в прошлом".
Традиционны литературно-музыкальные вечера в залах экспозиции, особой популярностью пользуются вечера старинного русского романса.
Третий этаж музея представлен экспозицией "Современное искусство. XX век".
Адрес: Ул. Б. Московская, 58, тел.: 22-24-29, 22-52-78
Музей работает: ежедн.с 10-00 до 17-00, вт, пт: с 10-00 до 16-00, вых.: пн. санитарный день: посл. чт месяца.
Источник текста
Источник фото
Место на карте