[200x]
Тульский художественный музей - один из крупных областных музеев Российской Федерации. Открытие художественно-исторического музея в Туле состоялось в мае1919 года. Его основой послужили коллекции палаты древностей, собранные тульским краеведом Н. И. Троицким, а также произведения, поступившие из помещичьих усадеб (Бобринских, Олсуфьевых, Оболенских, Гагариных и других), из частных собраний Тулы, из музея имени М. Ю. Лермонтова в городе Ефремове.
Наряду с предметами искусства, значительное место среди коллекций музея занимали материалы по археологии и этнографии. С 1927 года музей стал называться краеведческим, объединяя художественный и историко-краеведческий отделы.
В течение 20-х - 30-х годов значительно выросли коллекции художественного отдела. Большое количество ценных памятников искусства поступило из Государственного музейного фонда, из музея Академии художеств, из бывшего Румянцевского музея и Третьяковской галереи.
В 1939 году художественный отдел музея был реорганизован в самостоятельный художественный музей.
В настоящее время большое собрание русского дореволюционного и советского искусства, западного и прикладного искусства размещено в новом здании музея, построенном в 1964 году.
Отдел русского дореволюционного искусства содержит ряд значительных произведений выдающихся русских художников и дает представление об основных этапах развития русского искусства XVIII - XX веков. Отдельные живописные и скульптурные произведения знакомят с творчеством известных советских художников; большим разнообразием отличается раздел советской графики.
Музей располагает также интересными работами мастеров западноевропейского искусства.
Очень разнообразно представлено в музее прикладное искусство - фарфор русских и зарубежных заводов, изделия из хрусталя и цветного стекла, шитье бисером, шелком, шерстью, художественная мебель.
Из нескольких картин И. К. Айвазовского (1817 - 1900), экспонирующихся в отделе русского искусства, особенно интересна "Сигнал бури". На ней изображена буря зимой - довольно необычный сюжет для художника, который редко писал зимние пейзажи. Около двадцати самых разнообразных видов Венеции создал А. П. Боголюбов (1824 - 1896). Пейзаж "Венеция ночью" экспонировался на IX выставке передвижников в 1881 году. Художник запечатлел сказочно-поэтический облик ночного города с гирляндами огней и темными силуэтами гондол на мерцающей воде каналов.
Развитие жанровой живописи во второй половине XIX века, ее популярность и злободневность связаны со становлением и развитием критического реализма в русском искусстве, поднимавшего большие социальные вопросы.
Своеобразным художником, интересным рассказчиком был Л. И. Соломаткин (1837 - 1883). Работая в нарочито гротескной манере, усиливающей остроту и выразительность изображения, он создал ряд ярких обличительных полотен. В картине "Пирушка дельцов" художник изобразил бедного чиновника и подвыпивших купцов, передал атмосферу пьяного шума и смеха, царящего в трактирном кабинете.
Творчество наблюдательного жанриста В. Е. Маковского (1846 - 1920) - подлинного бытописателя своего времени - представлено в музее несколькими работами. Одна из них - "В сельской школе" - характерная для художника - небольшая живописная новелла, привлекающая обаятельными образами смышленых и задорных крестьянских ребятишек.
Блестящий этюд И. Е. Репина "Женщина с кинжалом" написан художником в Париже, в середине 1870 годов для картины "Садко", за которую впоследствии он получил звание академика.
Особое место в творческом наследии В. И. Сурикова занимает портретный жанр. Он выполнил более тридцати живописных и акварельных портретов. Художник не писал их на заказ. Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой, выполненных В. И. Суриковым в разные годы. Лучшим из них является "Горожанка", принадлежащая Третьяковской галерее. Портрет Тульского музея, написанный в 1903 году, через год после "Горожанки", отличается также великолепным живописным мастерством, большим поэтическим обаянием и красотой душевного облика молодой женщины.
Интересными и значительными полотнами крупнейших русских художников представлено в музее искусство конца XIX - начала XX века - одного из самых ярких и в то же время сложных и противоречивых периодов в истории национальной культуры, К наиболее своеобразным художникам начала нашего столетия принадлежит Б. М. Кустодиев (1878 - 1927). Его полотнам присущи декоративность, яркая красочность, родственная народным лубочным картинкам. Это придает им мажорное, жизнеутверждающее звучание. Большим успехом пользовалась "Красавица", написанная художником в 1915 году. Впоследствии Кустодиев исполнил три повторения-варианта. Вариант картины, выполненный в 1918 году, хранится в Тульском музее.
К лучшим работам раннего периода творчества А. А. Рылова (1870 - 1939) принадлежит его пейзаж "Глубокая река". В 1902 году он экспонировался на весенней выставке в Академии художеств. В этом пейзаже тонко передана поэзия тихой лесной реки - темной и неподвижной, окруженной высокими соснами.
Декоративностью, звучностью цвета отличаются произведения С. Ю. Жуковского (1873 - 1944). Тихий осенний пасмурный день с последними яркими цветами старого парка запечатлел художник в пейзаже "Последние астры", который экспонировался на выставке передвижников в 1912 году.
Блестящим мастером колорита был К. А. Коровин (1861 - 1939). Его этюд "Архангельский порт на Двине" пленяет необычайной свежестью и тонкостью цветового звучания. Он был написан Коровиным во время путешествия в 1894 году в составе экспедиции, организованной известным меценатом С. И. Мамонтовым для изучения быта, природы и искусства русского Севера.
"Портрет С. И. Мамонтова", написанный В. А. Серовым (1865 - 1911) в конце 80-х годов, поступил в музей в 1965 году. До этого он находился в частном собрании, экспонировался на многих выставках в Москве. Несмотря на то, что автор считал портрет не вполне законченным, он привлекает внешней простотой и в то же время точностью и глубиной характеристики портретируемого.
В отделе западноевропейского искусства экспонируется интересная серия работ под названием "Двенадцать месяцев", выполненная в мастерской венецианского художника XVI века Л. Бассано. Здесь воспроизведена картина "Февраль", изображающая месяц зимних празднеств и карнавалов.
Достаточно полно представлена в музее голландская живопись XVII века. Интересна картина известного голландского художника Моленара - "Катание на льду", написанная на распространенный в голландской живописи сюжет. Вся картина выдержана в голубовато-серой красочной гамме, в ней искусно переданы морозный воздух, низкое хмурое небо, мягкий предвечерний свет.
Работы фламандских живописцев отличаются звучным колоритом. Художник Франс Франкен, как и Рубенс, глава фламандской школы живописи, стремился передать жизнеутверждающий оптимизм, радость бытия. Все эти черты ярко проявились и в характерном для Франкена произведении - "Шествие Вакха".
Искусство Франции XVII века представлено в музее несколькими полотнами. Среди них "Благовещение" - работа одного из крупных мастеров французской академической живописи XVII века Эсташа Лесюера, мастера утонченного изысканного колорита.
В небольшой работе известного французского художника XIX века Мейссонье "Гугенот" поражает виртуозность в передаче костюма гугенота, блеска его металлического шлема, лат.
Многочисленные посетители знакомятся в Тульском областном художественном музее с искусством. Собрание музея постоянно пополняется все новыми и новыми произведениями мастеров русского и зарубежного искусства.
С. Нечаева
Источник фото
Источник информации
Точка на карте