[700x525]
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая /2 июня/ 1844 года в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец- Дмитрий Васильевич Поленов /1806- 1878/, дипломат, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать- Мария Алексеевна Поленова /1816- 1895/, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н.А.Львова, была детской писательницей и талантливой художницей.
Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств П.П.Чистякова, впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга - Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав.
Осень 1871 года ВД Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину " Воскрешение дочери Иаира" и право поездки по Европе в течении 6 лет на средства Академии.
За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.
"Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине70-х годов Московский дворик", "Бабушкин сад", "Серый день" и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой", — писал в ту пору Остроухов. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.
Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь "создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.
80-е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В.Д.Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И.Левитана, К.Коровина, И.Остроухова, А.Архипова, С.Иванова.
Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.
Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке строил дамбу, помогал строить лодки.
Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20-е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.
Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: "Смерть человека. которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил".
Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца.
Еще в 1887 году Поленов писал: "Мечтаю о домике а берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинна галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся".
Все мечты были претворены в жизнь.
В 1890 году совершилась желанная покупка земли в деревне Бехово.
Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название "Борок". Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение "Борок", а крестьяне - в два раза больше пахотной земли. В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891 года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея.
Поленов мечтал о том ,что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное-это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. С этого времени и началась жизнь усадьбы. Музей Поленова - один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года.
В 1924 году усадьба Борок была предоставлена В. Д. Поленову и его семье в пожизненное пользование Постановлением Совнаркома РСФСР.
В 1939 году, после принятия от наследников художника в дар государству всех коллекций музея, его библиотеки, архивов и фондов, музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой.
В 1941 году через Поленово прошла линия фронта, экспонаты музея были эвакуированы в Тулу. Музей был вновь открыт для посещения в 1944 году.
В начале 1950-х годов "Дом- музей имени В.Д.Поленова" был преобразован в музей-усадьбу В.Д.Поленова.
В 1964 году он был Постановлением Совета Министров РСФСР передан из областного подчинения в непосредственное подчинение Министерству культуры РСФСР, в 1975 году ему была присвоена вторая категория.
В 1983 году Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба В Д Поленова был преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В Д Поленова.
В 1990 году был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей - заповедник В. Д. Поленова.
Музей сегодня
Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова - это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами.
егодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова - это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами. Его территория (870 га) включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с.Бехово, построенные по проектам В.Д.Поленова, а так же усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, сельскохозяйственные угодья.
Основная идея, которая определяет жизнь музея сегодня - это желание не утратить внутреннюю связь с духовным и высоко творческим стилем жизни поленовской семьи. Это находит выражение в сохранении, в творческом переосмыслении и развитии тех просветительских и художественно-эстетических традиций, начало которым положил художник.
Фонды и коллекции
Доминирующее значение Большого дома для заповедника очевидно. Это касается как фондов, так и экспозиции: общая площадь – 594 кв. м, экспозиционная – 313 кв. м. Объем мемориального фонда – 11270 единиц хранения, из них живопись – 716 ед. хранения, графика – 4004 ед. хранения, предметы ДПИ – 1682 ед. хранения, археология (Древняя Греция и Древний Египет) – 722 единицы хранения. Фонды содержат произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, личные вещи В.Д.Поленова и членов его семьи, подлинные фотографии, предметы интерьера и быта, библиотеку художника.
Выставки
Продолжая идеи просветительства, заложенные хозяином дома, экспозиционно-выставочный отдел музея ведет большую работу. Музей обладает богатейшими фондами, что позволяет устраивать много выставок как на территории усадьбы, так и за ее пределами. Тематически эти выставки связаны с творчеством В.Д.Поленова и художников его круга.
А если сказать, что среди поленовских учеников были столь яркие художники как К. Коровин, И. Левитан, А. Головин, а среди друзей - И.Репин, И.Шишкин, В.Васнецов, то понятно, что наши выставки вызывают огромный интерес.
Театр в музее
Одной из самых ярких традиций поленовского музея является театральная. Заложил эту традицию основатель музея, и вот уже почти сто лет, в его доме постоянно устраиваются театральные представления. Эта традиция не только жива, но и постоянно развивается. В настоящее время в музее существует детский "Театр Новогодней Елки": в каждом спектакле участвуют 25-30 учеников местной школы, и эти спектакли помогают раскрыть творческие возможности детей. Наш театр - театр сказки: за 30 лет существования "Театра Новогодней Елки" были поставлены и "Кот в сапогах", и "Волшебная лампа Алладина", и "Волшебник Изумрудного города" и многие другие.
Работа с детьми
Специфика современной жизни определяется не только дефицитом нравственных ориентиров в жизни, но и высоким уровнем технического прогресса, и это потребовало от музея уделить более пристальное внимание работе с детьми. Поэтому и была разработана концепция детского творческого образования, сюда входят и регулярные факультативные занятия по курсу мировая художественная культура, которые проводятся в школе с.Страхово и создание на базе музея для учащихся разных возрастов компьютерного класса, где дети получают первые профессиональные навыки работы с современной техникой, выполняя многие задания, необходимые в школьном учебном процессе.
Еще одной попыткой дать детям возможность раскрыть свои творческие способности стала организация фестиваля «Филимоновская игрушка» - своеобразного праздника детского народного творчества. Планируется продолжение работы в этом направлении: музей берет на себя ответственность объединить все детские творческие коллективы Тульской области.
Новой формой работы с детьми, ставящей целью воспитать бережное отношение к природе и уважение к труду, стала организация летней практики учеников Тульской школы, носящей имя В. Д. Поленова, на территории музея-заповедника.
Мемориализация и реставрация
Еще одним важным направлением в деятельности музея является работа, направленная на сохранение мемориальности как самого дома, так и всей усадьбы. Уже был произведен косметический ремонт Большого дома с заменой кровли, восстановлены Аббатство, Адмиралтейство, Фахверковый сарай, домик садовника, требуют реставрации и остальные усадебные постройки, большая часть которых сохранила свой внешний облик, но утратила, но утратила первоначальный интерьер. Некоторые постройки до сих пор выполняют те же функции, что и при В. Д. Поленове: конюшня, сенной сарай. Другие нуждаются в полном восстановлении: курятник, дом лесника, домик бакенщика, погребица, ледник, кузница.
Заповедник
Одно из основных направлений деятельности музея – развитие и рост заповедника, полная мемориализация исторического ландшафта, создание уникального национального парка на севере Тульской области, в верхнем течении реки Оки, парка-заповедника среднерусского пейзажа. Ведь Поленов, поселившись на окском холме, сумел бережно сохранить удивительную красоту окского пейзажа. В настоящее время территория музея-заповедника с окрестными лесами и лугами представляют мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды.
Источник фото
Источник информации
Точка на карте