• Авторизация


Международный день защиты прав человека 11-12-2009 15:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Весь мир отмечает сегодня Международный день защиты прав человека. 12 декабря страна отметит День Конституции. С ее принятием в 1993 году неотъемлемой частью российской правовой системы стали все базовые положения Всеобщей декларации прав человека, которая была одобрена Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Начиная с 1950 года, эта дата по решению Генассамблеи ООН отмечается всем мировым сообществом. В советские годы дату подписания Всемирной декларации прав человека вспоминали лишь те, кого называли тогда диссидентами. Теперь в России существует несколько десятков официально зарегистрированных правозащитных организаций. Нет недостатка и в государственных институтах, контролирующих ситуацию в этой сфере. Почти одновременно с принятием действующей ныне Конституции была учреждена Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Год спустя – в 1994 году Госдума назначила первого Уполномоченного по правам человека в РФ. 



Правозащитные организации проведут сегодня в Москве свой 3-й съезд. Его гостями будут комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг и представители дипломатических миссий. В рамках форума правозащитников состоится церемония награждения медалью Уполномоченного по правам человека в РФ "Спешите делать добро". 

http://www.gzt.ru/society/2007/12/10/132120.html

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.). Авангардом продвижения социально-экономических прав считался[источник не указан 159 дней] СССР.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которго приобретает международное право.

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека». В ней декларируется, какие права принадлежат человеку по факту рождения и являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Все люди рождаются свободными и равными в своей чести и правах, независимо от расы, цвета кожи, пола...

Начиная с 1950 года, 10-го декабря отмечается День прав человека.

Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Они и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: "включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина".

Постепенно права человека дополняются новыми — правом на благоприятную окружающую среду, правом на информацию и д
http://ru.wikipedia.org/wiki/Права_человека

И.Н.Лебединец
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

  Международно-правовая защита прав и основных свобод человека является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы защиты прав человека в целом. При этом защита прав человека является, прежде всего, задачей внутригосударственного, национального правопорядка. Естественно, что права и основные свободы человека на сегодняшний день гарантируются на двух уровнях: международном и внутригосударственном. В свою очередь международный уровень защиты прав и основных свобод человека можно рассматривать на примере универсальных и региональных структур. Несмотря на это, все уровни защиты прав человека тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Данная взаимозависимость проявляется в следующем. 
  Механизм международной защиты прав человека (Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека и т.п.) начинает функционировать только после того, как исчерпаны возможности внутригосударственного механизма. В свою очередь внутригосударственное законодательство по защите прав и основных свобод человека ориентировано на международно-правовые акты. Оно как можно более полно отражает и закрепляет тот объем прав и свобод индивида, который предусмотрен международными договорами. 
  При этом следует помнить, что первоначально развитие института защиты прав и основных свобод человека осуществлялось в национальном законодательстве. Многие народы внесли свой посильный вклад в развитие института прав и основных свобод человека. Примерами закрепления этого института в национальном законодательстве являются такие акты, как английский Билль о правах 1689 г., американский Билль о правах 1789-1791 гг., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и др. Несколько подробнее остановимся на международно-правовой защите прав и основных свобод человека.
  Международно-правовой институт защиты прав и основных свобод человека начал свое развитие еще в классическом международном праве. Так, еще в 1815 г. на Венском Конгрессе в повестке дня стоял вопрос о рабстве. Итогом рассмотрения этого вопроса явилось принятие Международной декларации, осудившей торговлю людьми. Декларация рекомендовала государствам ввести запрет на торговлю и перевозку невольников. 
  Запрет работорговли получил свое нормативное закрепление в 1926 г. с принятием Конвенции относительно рабства. Согласно положениям данной Конвенции, государства-участники брали на себя обязательства предотвращать и пресекать торговлю невольниками, а также продолжать добиваться постепенно и в возможно короткий срок полной отмены рабства во всех его формах. И хотя Конвенция содержала "мягкие" формулировки, это был шаг вперед в деле защиты прав человека.
  С середины 19 века начинается бурный международный нормотворческий процесс. На повестке дня - защита жертв войны. В этот период проводится кодификация правил ведения войны и разрабатывается вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов. Это находит отражение в Женевских Конвенциях 1864, 1906, 1929 гг. и Гаагских Конвенциях 1899 и 1907 гг., принятых на мирных конференциях. Основная заслуга принятых международных договоров заключается в том, что "они установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении индивида, а также заложили основу международно-правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов".1
  Следующим этапом установления и развития международно-правового института защиты прав и свобод человека можно считать эпоху Лиги Наций (1919 - 1939 гг.). Именно в это время формируются основы правовой защиты меньшинств. Основным стержнем складывающейся системы является защита различных этнических, национальных, религиозных групп, проживающих на территории бывших Австро-Венгрии и Османской Империи.
  Система защиты меньшинств складывается из норм о защите родного языка, культуры, религии, гарантий определенной степени автономии и самоуправления. За защитой своих прав меньшинства могли обращаться как в специально создаваемые для этих целей органы (например, согласно Соглашению между Германией и Польшей 1922 г. о Третейском Суде для Верхней Силезии таковыми являлись смешанная комиссия и Третейский Суд), так и в Совет Лиги Наций.
  Однако не стоит переоценивать роль классического международного права в правозащитной деятельности. Число государств-участников подобных соглашений было ограничено, а механизмы международно-правовой защиты зачастую не срабатывали.
  Основы межгосударственной правовой защиты в современном международном праве были заложены Уставом ООН. Являясь центром сотрудничества государств по защите прав человека, ООН с момента своего создания одной из задач ставила поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам.
  В Преамбуле Устава подчеркивается решимость международного сообщества "утвердить веру в основные права человека", "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе". Одной из целей организации является сотрудничество государств в развитии "уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (ст.1). И это несмотря на то, что основная цель ООН была определена как поддержание международного мира и безопасности. Однако мир и безопасность тогда прочнее, когда личность имеет те права, которые соответствуют современному этапу развития человеческого общества.
  Следует отметить, что Устав ООН оперирует терминами "права человека" и "основные свободы". Явления эти однотипные и чаще всего объединяются одним термином - права человека.
  Итак, чем же интересен для нас Устав ООН в свете защиты прав человека? Прежде всего, Устав закрепляет компетенцию своих органов в области защиты прав человека. Так, в ст.13 Устава ООН речь идет о полномочиях Генеральной Ассамблеи, которая может организовывать исследования и давать рекомендации в целях содействия реализации прав личности. А согласно п.2 ст.62 Устава ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) может давать рекомендации о поощрении уважения и соблюдения прав человека. Кроме того, ЭКОСОС имеет право, согласно ст.68 Устава ООН, создавать дополнительные органы для проведения необходимой деятельности по защите прав человека. Таким образом, одни из главных органов ООН - Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС, наделены достаточно широкими полномочиями в деле защиты прав человека.
  Однако, при всех положительных моментах, Устав ООН не содержит перечня прав и свобод, подлежащих международной защите. И это вполне естественно, так как Устав ООН - это документ, регулирующий порядок создания и деятельности этой международной организации. В нем могут быть заложены лишь основы сотрудничества государств в области прав человека.
  В связи со всем вышеизложенным возникает вопрос: а не являются ли "правочеловеческие пункты Устава ООН" лишь программной задачей, не имеющей обязательной силы? Вопрос этот был снят с повестки дня экспертным решением Международного Суда ООН по Намибии в 1971 г. В авторитетном мнении Суда было подтверждено, что статьи Устава ООН, закрепляющие цели и принципы деятельности этой организации, порождают обязательства юридического действия и характера. Это относится в равной мере и к стандартам международной защиты прав человека, указанным в п.3 ст.1 Устава.2 А ст.103 Устава придает этим принципам особое значение, признавая их основными принципами международного права, нормами jus cogens.
  Тем не менее следует признать, что как основной принцип международного права принцип уважения прав и основных свобод человека в Уставе ООН не кодифицирован. В ст.1 Устава речь идет о целях Организации Объединенных Наций, а в ст. 2, где закреплены принципы ООН, говорится, в частности, о принципе сотрудничества государств, в том числе и в деле защиты прав человека.
  Первым же международно-правовым актом, содержащим принцип уважения прав и основных свобод человека, можно считать Заключительный акт СБСЕ 1975 г., который формулирует этот принцип следующим образом: "государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения и развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.
  Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая сотрудничество с Организацией Объединенных Наций в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их". 
  Положения Устава ООН, относящиеся к защите прав человека, были затем конкретизированы и развиты в различных международных документах как универсального, так и регионального характера. Часть этих документов, составляющих правовую базу института защиты прав и основных свобод человека и позволяющих дать более полное представление о сотрудничестве государств в области прав человека, следующие.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; 
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; 
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; 
Факультативный протокол 1 к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г.; 
Факультативный протокол 2 к Пакту о гражданских и политических правах 1966 г.; 
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; 
Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; 
Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.; 
Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; 
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; 
Конвенция относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.; 
Конвенция об охране материнства 1952 г.; 
Конвенция о политических правах женщин 1953 г.; 
Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.; 
Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.; 
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; 
Конвенция о правах ребенка 1989 г.; 
Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др. 

  Естественно, что указанный перечень договоров не является исчерпывающим, кроме того, огромную роль в деле установления и развития института прав и основных свобод человека сыграли резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых была упомянута лишь одна - Декларация прав и свобод человека 1948 г.
  Однако, несмотря на такую обширную международно-правовую базу, проблема защиты прав и свобод человека не теряет своей актуальности. Негативные процессы общественного развития неизбежно порождают ограничения и ущемления прав человека. Жизнь человека во всем ее многогранном проявлении становится заложницей этих негативных тенденций. Для того, чтобы не допустить ущемления прав человека при том или ином обороте политических событий в государстве, международное право оперирует понятием "основные права человека", впервые появившимся в Уставе ООН.
  Устав Организации Объединенных Наций, широко использующий этот термин, не раскрывает его содержание. Эту задачу успешно выполнил Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В ч.1 ст.4 Пакта предусматривается возможность государства во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту, но только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государства по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
  И если государство использует такое право отступления, оно должно немедленно информировать другие государства-участники Пакта о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению (ч.3 ст.4).
  Однако те чрезвычайные обстоятельства, о которых идет речь в ч.1 указанной статьи, не могут служить основанием для каких-либо отступлений от статей, гарантирующих основные права человека.

 http://xim-i.narod.ru/prava.htm

Одна из авторитетных международных организаций, поставившая в центр своей деятельности развитие демократии, уважение прав человека и верховенство закона - Совет Европы. Созданная в 1949 году эта организация является самой представительной международной организацией европейского континента. По числу участвующих в ней государств (47) ее можно сравнить только с ОБСЕ (56). Деятельность Совета Европы заметно активизировалась в последние годы в связи с увеличением на одну треть количества членов этой организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Вдохновляясь положениями Всеобщей декларации, Совет Европы 4 ноября 1950 года принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод – основополагающий европейский договор.

Задача Европейского суда по правам человека заключается в том, чтобы унифицировать на европейском пространстве защиту прав человека, способствовать своими решениями позитивным изменениям в функционировании важных механизмов современного демократического общества, содействовать приведению требований европейского стандарта прав человека к идеалу.

В ведении Суда находятся вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. Во-первых, это межгосударственные дела: любое государство может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и протоколов к ней другим государством, причем с обеих сторон выступают государства - члены Совета Европы. Во-вторых, это индивидуальные жалобы. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств, входящих в Совет Европы, их прав, признанных в Конвенции или протоколах к ней. В третьих, это консультативные заключения: Суд может по просьбе Комитета Министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней.

Ранее контроль за соблюдением обязательств был возложен на три органа: Европейскую Комиссию по правам человека (учреждена в 1954 году), Европейский Суд по правам человека (учрежден в 1959 году), Комитет министров Совета Европы. Со вступлением в силу 1 ноября 1998 года Протокола № 11 бывшие Суд и Комиссия, работавшие на непостоянной основе, были заменены единым, постоянно действующим Судом. На сегодняшний день, некоторые юристы до сих пор упоминают деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда в рамках деятельности Совета Европы. С ноября 1998 года Европейской комиссии по правам человека не существует.

В настоящее время Европейский Суд рассматривает все вопросы, связанные с обращением, включая и вопросы приемлемости. Эксперты в области защиты прав человека в Европейском Суде выделяют основные условия приемлемости:

1. Суд принимает к рассмотрению жалобы, поступающие от: любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией; от государства – участника в случае межгосударственных жалоб.

2. В Суде рассматриваются только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством.

3. Рассмотрению подлежат жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней.

4. Заявителем должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты.

5. Заявление в Европейский Суд необходимо подавать в течение шести месяцев со дня вынесения последнего решения в государстве - ответчике.

6. Жалоба должна быть обоснованной, т.е. именно на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение его права со стороны государства.

7. Нарушение права должно произойти на территории, которая находится под юрисдикцией Европейского Суда.

8. Жалоба не может быть анонимной, жалоба не может содержать оскорбительных высказываний.

9. Нельзя подавать жалобы по одному и тому же делу одновременно в два (и более) международных органа.

Европейская Конвенция вступила в силу на территории России 5 мая 1998 г. Основные вопросы, затрагиваемые в делах против России, можно выделить в несколько групп. Прежде всего, это - жалобы, относящиеся к различным аспектам уголовной процедуры, содержания в местах предварительного заключения и, после вынесения приговора, в исправительных колониях. Ряд жалоб относится к условиям содержания и к длительности уголовного процесса. Многие жалобы касаются социальных и экономических вопросов, вкладов в банках или других финансовых учреждениях, которые обанкротились, жилищных вопросов и т.д.  

Среди российских истцов встречаются известные личности вроде экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова или бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского. Есть иски и от людей, пострадавших в результате захвата заложников в "Норд-Осте" в октябре 2002 года, от родственников моряков, погибших в атомной подводной лодке "Курск" и т.д.

Статистика Европейского Суда показывает, что в среднем только 10% от всех зарегистрированных жалоб рассматриваются на предмет приемлемости, т.е. 90% жалоб отсеиваются на первом этапе . Для государства очень выгодно, чтобы жалоба не дошла даже до стадии рассмотрения приемлемости. Это объясняется несколькими причинами. Во– первых, предварительная процедура не является публичной, следовательно отсутствует огласка нарушения прав человека в государстве. Во- вторых, прекращение процедуры по жалобе до стадии приемлемости не обязывает государство каким – либо образом восстанавливать нарушенные права. В то же время, если представитель государства, рассматривая поступившие к нему материалы жалобы, понимает, что потенциально в данном случае может быть признано нарушение прав человека, он может использовать внутренние механизмы защиты прав человека и восстановить нарушенное право. Подобные действия рассматриваются Европейским Судом как добрая воля государства и его стремление реализовать идеалы прав человека на практике.

  Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека — процесс достаточно длительный. Он может продолжаться от двух до четырех лет. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства – участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако, Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами – членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров – исключению государства из состава Совета Европы. В соответствии со статьей 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство – участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы.

Как известно, правовая система Европейского Суда является «живой» — living system, так как она основана на прецедентах, и изменяется с принятием каждого нового решения. Это означает, что каждый обращающийся в Европейский Суд заявитель, восстанавливая свои нарушенные права, потенциально может изменить представления о содержании того или иного права, а также изменить правовую действительность своей страны. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства – ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств – участников Конвенции.

Как мы видим, одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права. Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, - это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека.

Каждая страна имеет свои собственные методы введения международных конвенций в собственное внутреннее законодательство. Однако в реальности эти методы не имеют фундаментальных различий. Речь идет о все тех же процедурах принятия и ратификации. Своеобразие кроется в самом процессе процедуры, в важнейших конституционных статьях или в проведении (или не проведении) общенародного референдума.

В Бельгии, прежде чем какое либо соглашение вступит в действие, оно должно быть утверждено юридическими палатами и/или Советами местных общин (сообществ). Исходя из данного случая после утверждения, соглашение обычно ратифицируется Королем и публикуется в бельгийском “Мониторе”.

В Швейцарии ратификация, которую федеральный Совет предлагает федеральной ассамблее осуществляется посредством простого приказа, который ставится на факультативный референдум.

В Турции по статье 90 Конституции предусмотрено, что конвенции, которые “должны были быть применены” получают силу закона. Совет государства может по просьбе премьер министра и президента дать свое мнение по поводу еще не ратифицированного соглашения.

В Люксембурге статья 37-2 Конституции требует, чтобы соглашения, не передающиеся высшей власти и предусмотренные для законодательной, исполнительной и юридической ветвей власти, должны быть приняты квалифицированным большинством голосов от числа депутатов.

Во Франции соглашения, относящиеся к правам человека не подчиняются особым специфичным правилам введения во внутренний закон. Они подчиняются (каждое в своей сфере) конституционным статьям, применяемым к общим международным обязательствам.

Анализ происходящих в мире интеграционных процессов приводит к выводу о том, что конкретный внутригосударственный механизм осуществления международно-правовых стандартов и норм в сфере прав человека невозможен без согласованной работы всех государственных и общественно- политических институтов в стране. Проблемы формирования такого механизма представляют собой одну из актуальнейших проблем не только науки конституционного и международного права, но и практики развития законодательных процессов в различных стран.

Международный механизм реализации правовых норм в области прав человека не носит пока универсального императивного (обязательного) характера. Государства, согласно решениям ООН, обязаны представлять доклады в Международный комитет по правам человека. Обычный порядок их составления следующий: МИД страны запрашивает компетентные органы (МВД, прокуратуру, Госбезопасность, органы социальной защиты, соответствующие НИИ) о положении дел с правами человека; по получении ответов компилируется доклад, который направляется Генеральному секретарю ООН. В Секретариате ООН составляют сводный доклад о положении дел с правами человека в мире, делают переводы на официальные языки ООН и рассылают его государствам-участникам для сведения. Как видим, эта мера обеспечения прав человека не слишком эффективна. Кроме того, многие страны попросту не представляют никаких докладов в ООН. К тому же в докладах, представленных в ООН государствами, изложена зачастую не объективная картина, а значит — в них иногда вообще нет большого смысла. Дефект в том, что они делаются закрытым порядком: компетентные органы пишут на запрос МИДа то, что им кажется правильным, а МИД лишь облекает всю информацию в форму, соответствующую требованиям к докладу. Если бы его дубликат хотя бы направлялся в парламент и был доступен СМИ, то, возможно, доклады носили бы более продуманный и объективный характер.

Если рассматривать положение с правами человека через призму принятых и общеизвестных международных актов, то остается констатировать, что полный стандарт, который там установлен, не применяется ни в одной стране мира. В оценке положения с правами человека в том или ином обществе не может быть единого критерия. Каждый человек рождается и живет в своем обществе и он счастлив (несчастлив) по-своему. В последнее время вопросу прав человека придан искусственно острый политический характер. Выше отмечалось, что в соответствии с нормами международного права государство не обязательно выводит свой стандарт обеспечения прав человека на мировой уровень. Оно лишь стремится к этому. Но в политических целях можно поднять мощную кампанию в СМИ против отдельного государства, обвинив его во множестве грехов, если это выгодно тем кругам, в чьих руках находятся эти самые СМИ. Подготавливается общественное мнение «виновного» государства и таким путем достигаются определенные политические цели.

Можно ли однозначно ответить на вопрос: где лучше обеспечены права человека — в США, Франции, Молдове, России или Китае? Неизбежно можно сделать заключение, что не нам судить о положении человека в той или иной стране. Пусть каждое общество само обустроит свою жизнь. Ведь несомненно, что папуасу лучше жить в Папуа, китайцу в Китае, русскому в России, а американцу в США. Речь, конечно же, идет о нормальных, а не кризисных условиях жизни.

Существенной спецификой обладает проблема прав человека на постсоветском пространстве. Так, большинство государств, возникших с распадом СССР, декларирует верность международным стандартам в области прав человека. Вместе с тем основные права человека и гражданина во многом остаются недействующими по причине незавершенности рыночных преобразований, инерции тоталитарного прошлого, сохранения бедности значительной части населения и т.д. 

Глобальные процессы интеграции международного сообщества подтверждают возрастающую роль международной системы защиты прав человека. Сегодня имеются достаточные основания говорить о ее возможной перестройке. Прежде всего, речь идет об освобождении от застаревших постулатов и догм, от двойных стандартов и в полном исключении применения силы в международных отношениях, в отказе от идеологизации межгосударственных отношений. 

Проблема прав человека, имеющая не только правовой, но также политический и этический характер, становится, таким образом, одним из важных разделов международного и внутригосударственного права, имеющего целью закрепление в обществе идеологии прав человека.
http://www.pmr21.info/article.php?art=101

 

Лекции по правам человека см. здесь: http://www.terralegis.org/terra/lek/s_lektion_1.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
. тема на столько чувствительная а ситуация на столько зыбкая - что нет ни одного комментария... .
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, Пост, конечно, скучный. Я его разместил для себя.
30-03-2013-11:03 удалить
уважаемое сообщество! Прошу защитить права граждан закрытых городов в России.В ЗАТО г.Новоуральска Свердловской области с 2004г.земельные участки под строительство частных домов предоставляются толькл в аренду.Купля- продажа земельных участков запрещенаю.Кто проибрёл земельные участки до 2004г. у тех участки в собственности.Это дискриминация.Все граждане имеют право на частную собственность.В г.Новоуральске нарушены права человека.Мы как крепостные люди не имеем права на частную собственность земельных участков.Прошу разобраться в наших проблемах.По Конституции РФ все граждане имеют равные права. С уважением Брялин И.П.30.03.2013г.
30-03-2013-11:15 удалить
Уважаемое сообщество Прошу защитить мои права. В 1992г. я получил трудовое увечье инвалид 1гр. по зрению на государственном предприятии "Русский Дизель" в г.Санкт-Петербург. В 2001г.по решению Выборгского районногосуда дело№ 2-590 от 9.02.2001г.судья мочалов госпредприятие обязано выплатить мне 50.000.рублей морального ущерба. За эти годы завод- банкрот.Государство банкротом не является. Обращался во все инстанции.ФССП сообщило, что государство мне ничего платить не будет.Решение суда должно быть исполнено,но не исполняется.Это является нарушением закона и моих правю Прошу помочь мне и взыскать денежные средства.Готов предоставить все документы. Брялин Игорь Петрович brig44007@rambler.ru 30.03.2013г.
Аноним, Оставьте координаты кому писать.
14-04-2013-22:14 удалить
Жаль, что сейчас не могу высказаться - тороплюсь на работу. Но вернусь - обязательно напишу что я думаю.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Международный день защиты прав человека | Борис_Глазунов - Дневник BorizBoriz | Лента друзей Борис_Глазунов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»