[699x466]
Город Псков.
Прогулка по зимнему Пскову.
31 января прибываем на вокзал Пскова. Раннее Псковское утро, воздух бодрит, но ни о каком зимнем холоде нет и речи - потеплело в Пскове действительно глобально.
До обеда ещё целая куча времени, которое можно использовать по своему усмотрению. Впрочем, в столь ранний час ещё далеко и до завтрака - хотя бы потому, что Псков только начинает просыпаться, и общепит не торопится накормить всех страждущих Пскова.
Садимся в автобус и едем из Пскова в сторону Гдова, к монументу "Ледовое побоище".
Памятник в Пскове хорошо известен интересующимся псковскими достопримечательностями, однако мало кто может вразумительно объяснить, отчего он установлен почти в полусотне километров от Чудского озера Псковской области, где, согласно летописям, и произошло историческое сражение.
В ясный Псковский день с холма, на котором возвышается монумент, можно полюбоваться дальней гладью Псковского озера, но сегодня пасмурно и пока ещё темно для подобных визуальных опытов.
Немного подмёрзнув на верховых ветрах Пскова, спешим в автобус - греться и возвращаться в Псков, к розничной цивилизации.
По пути к заветной цели, возвращению в Псков, останавливаемся у Крома.
На его территории ещё пустынно, впрочем, в настоящее время внутри кремлёвских стен Пскова осталось не так много памятников, так что даже и наплыв посетителей несильно насыщает пейзаж.
Пожалуй, самые яркие архитектурные достопримечательности нынешнего Крома Псковской области - это могучие стены с мощными захабами и уцелевшими башнями, фундаменты Довмонтова города и Успенский собор
Очень живописно смотрится Кром Псковской области с противоположного берега реки Великой, от Ольгинской набережной, куда мы и направляемся.
Далее наш путь лежит на запад Псковской области.
В торговом центре закупаем мелкий провиант и очередные фонарики (ну, есть небольшая слабость к осветительной технике, что тут сделаешь) и выдвигаемся на погост Камно Псковской области.
За воротами погоста Псковской области, видим ц.Георгия Победоносца XV в., разрушенную и восстановленную. Обычно она скрыта в густой листве, но сейчас хорошо просматривается.
Спускаемся к святому источнику и купелям, немного задерживаемся в долине Псковской области и снова возвращаемся к нашему автобусу, который берёт курс на Старый Изборск.
Основанное в IX веке поселение называлось Словенск (по имени Словена, сына Гостомысла), а позднее было переименовано в честь молодого князя Избора. В 862 году сюда, если верить Повести Временных Лет, приходит на сидение варяг Трувор.
Труворово городище размещается в обширном доле - геологической части Изборско-Мальской долины - ныне в этом месте, в Псковской областе, не осталось никаких памятников существования поселения, кроме гораздо более поздней церкви св.Николая Чудотворца да небольшого элизиума.
При Екатерине Великой чеканится памятная изборская медаль, на которой выбивается надпись о том, что в 864 году здесь умер Трувор.
Легенда эта существует и поныне - и старательно поддерживается многочисленными путеводителями, ещё бы, ведь старое кладбище открывается огромной древней плитой, на которой выбито имя Трувора:
Здесь же находим и другие плиты со странными символами. По легенде, под ними покоятся воины труворовой дружины.
Ну и, пожалуй, самым известным символом этой летописной сказки является Труворов крест, высеченный из камня и установленный рядом с надгробьями.
Современные ученые, однако, допускают и иную версию развития тех далёких событий Псковской области. В частности, предполагается, что автор Летописи временных лет - византийский монах Нестор - пользовался для описания начала Руси ещё более древним скандинавским источником или его неправильным переводом, где шведские слова/сочетания "род" и "войско" были перепутаны с собственными именами Синеус и Трувор.
В подтверждение этой гипотезы говорит хотя бы тот факт, что по летописи Трувор и Синеус в 862 году оказались, соответственно, в Изборске и Белозерске (где и умерли одновременно спустя два года), но первые упоминания о Белозерском городище относятся к более поздним периодам, что подтверждается и археологическими материалами.
Таким образом, на княжение мог быть зван только Рюрик, прибывший со своим родом и дружиной и севший в Старой Ладоге (а к роду Рюрика принадлежал и Вещий Олег, чей курган возвышается на староладожском городище).
А труворова могила появилась гораздо позже описываемых в летописи событий как символическое захоронение, и крест над местом языческого упокоения был также установлен спустя многие годы.
Оказавшись у Труворова креста, нетрудно увидеть, что возле его основания лежат обломки второго (возможно - такого же, а может и большего) креста, да и углубление в плите сделано как раз для его установки. В чью память мог быть возвигнут этот крест? Пока нам не удалось этого узнать.
6 мая совершается память Святого великомученика Георгия Победоносца и празднуется престол в Георгиевской церкви Камно Псковской области
Святой Георгий, знатный и красивый воин - капподокиец, в момент гонения на христиан открыто признал свою веру в Иисуса Христа, и был жестоко испытан императором Диоклетианом, язычником: его закрывали в темнице, распинали на колесе с острыми гвоздями, бросали в негашеную известь, требуя, чтобы он отрекся от Христовой истины, но чудесным образом, с помощью Божией, Святой избегал смерти и на глазах у римлян воскресил мертвого. Супруга императора, Александра, увидев стойкость великомученика Георгия в вере, и чудеса, сопровождавшие его муки, открыто призналась в исповедничестве веры Христовой, и вместе со Святым Георгием была осуждена Диоклетианом на казнь, но, по дороге на место казни, скончалась. Святому мученику Георгию император приказал усечь мечом голову. Так Святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Информационная служба Псковской епархии сообщила ПАИ следующее: Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем.
Псков.
Само изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием». Это изображение было включено в древний герб города Москвы. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам Святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился Святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Когда же зверь стал приближаться к одной из жертв, появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея. Этот юноша был Святой великомученик Георгий. Можно предположить, что явление Святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию Святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Святой Георгий является и покровителем воинства.
Настоятель храма Св. Георгия Победоносца в Камно священник Алексий Вовченко рассказал о празднике: «Праздник Великого священномученика Георгия Победоносца - праздник Святого, прославляемого во всем мире. Его подвиг отмечен тем, что, будучи, пред выбором поклонения духом Богу, или сатане, он выбрал Бога. Мы к нему прибегаем в наших молитвах, чтобы он и нам помог победить зло, быть избранниками Божиими, выбирать во всех жизненных обстоятельствах Бога и служить ему.
Только тогда человек становится победоносцем, когда он несет в себе победу над грехом, над смертью, которую он всей своей жизнью презирает. Потому что смерть – это состояние греховного человека. Победоносец Георгий явился Победоносцем в жизни. Нам каждому, как и Георгию Победоносцу, придется выбирать между жизнью и смертью, между Христом и поклонением диаволу и его демонам, с которыми человек на своем жизненном пути встречается во множестве. И Евангелие нас учит: кто кому покорился, тот тому и раб. Георгий Победоносец в своей жизни выбрал Христа, и когда пришло время страдания, он предпочел страдать за Христа, а не за этих демонов. Сейчас особенно горько видеть, как погибает молодежь от безысходности – они не знают правды и не могут быть победоносцами, потому что попадают в сети лжи и лукавства. И сейчас эти вопросы: с кем ты? за кого? где твое сердце? - жизненно важны.
Путь борьбы воинства, который нам являет Георгий Победоносец, мы на земле неизбежно должны повторять - этот путь страданий, жертвенный путь, потому что воин, он в любой момент, в любую минуту готов жизнь свою отдать за того Царя, которому он служит, за народ, из которого он произошел, за Отечество свое, а наше Отечество – Царство Небесное. Всякий крещеный человек должен душу свою полагать за веру Христову, за Церковь Православную, за народ русский, который является народом Богоносцем даже при всем том падении нравов, которое мы сейчас переживаем, но все –таки видим, как вера Христова светится и сохраняется в чистоте. А когда человек знает веру и знает Бога, тогда он имеет и оружие сражаться со грехом, и сердце его не знает той печали и тоски, которые есть в опустошенном сердце. Если бы мы имели православное устроение, то при словах обличения нашего греха мы бы плакали, как плакал горько Адам, когда лишился рая: он сидел у райской обители и плакал о своем грехе непослушания. Так и мы должны плакать, что не слушаемся Бога. Отсутствие любви в сердце приводит к тому, что мы ищем суррогатов, заменителя. Ныне много философских и других воззрений, как сделать жизнь счастливой, и люди задаются этим вопросом, в том числе, и бессмысленным: есть ли жизнь на Марсе? А жизнь существует в самом человеке, и это Бог, и если Бог в сердце, тогда и человек будет победоносцем.
Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова, хотя были не менее заслуженные. Но Георгий Жуков отличался тем, что имел глубокое религиозное чувство, был благоговейным человеком и всю войну провоевал с иконой – благословением от матери, и Господь избрал его из множества. Благодарение Господу и Георгию Победоносцу, который умудрил военноначальника Георгия, как Ангел хранитель. Народ должен любить и знать своих угодников Божиих, и прибегать к ним в молитвенной помощи. Все митинги и демонстрации уже прокатились широкой волной по стране, подмяв множество народа под себя, и демократия следует таким же путем: она не дает человеку связи с Богом. Связь с Богом человек получает только через святых угодников и Церковь Православную. Не имея этой связи, мы не имеем и вечной жизни.
Святой великомученик является покровителем путешествующих, торговли, в тропаре Великому угоднику Божьему поется: «Яко пленных свободитель и нищих защититель, немоществующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим» - «нищих защититель» - не случайно его появление на монетах, Слава Богу, у нас сейчас даже на деньгах изображается Георгий Победоносец. Деньги – это знаковый символ благосостояния страны, не надо заниматься накопительством и к деньгам должно относиться не как к золотому тельцу, а чтобы контролировать свое материальное состояние. Под сенью великого угодника Божьего, мы каждый день деньги держим в руках, взирая на этот образ, как постоянное напоминание нам. Будем прибегать к его заступничеству и молиться великому угоднику Божьему, чтобы он нам помог пройти наш путь жизни. Он и «немоществующим врач», кто имеет телесные духовные немощи, тот получает от него помощь. Мы видим, как в жизни это осуществляется: рядом с нашим храмом находится источник св. Георгия Победоносца, и псковичи его знают, из многих стран мира приезжают сюда.
Псков
Мне приходилось крестить в этом источнике людей из Канады. Множество исцелений происходит здесь, а источник намолил наш батюшка протоиерей Валентин Мордасов под покровом св. Георгия. В этом источнике жизни, люди, не имеющие помощи от медицины, сюда приходят и получают по своей вере. В Псковском музее хранится икона Георгия Победоносца, предположительно, из нашего храма».
Храм св. великомученика Георгия Победоносца находится в пригороде Пскова – Камно, он был построен в камне в XV столетии, Богослужение в храме практически не прерывалось.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен Святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Источник текста и фото
Место на карте