• Авторизация


Псково-Печерский монастырь 19-03-2008 18:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[550x360]
Издавна на Руси наряду с городами-крепостями важную роль играли монастырские крепости. Располагались монастыри, как правило, в окрестностях городов, в живописной и хорошо укрепленной местности.

В час беды за прочными крепостными стенами святых обителей могли найти прибежище мирные жители ближайших селений. Однако наступавшие на Русь неприятели не оставляли без внимания монастырские крепости и нередко пытались овладеть ими. В истории известно множество случав, когда монастыри подвергались нападению врагов, выдерживали длительные осады. К числу таких монастырей относится Псково-Печерский, занимавший важные позиции у западных рубежей псковской земли.

Уже начало истории Псково-Печерского монастыря связано с вековым противостоянием на западной, ливонской границе.

Старинные предания сообщают, что близ Пскова в пещерах подвизался некогда святой отшельник Марк. Случалось, заходившие в те края охотники слышали раздававшееся из-под земли пение церковных гимнов, а иногда видели и самого угодника Божьего. Однако основание Псково-Печерской обители произошло уже после смерти отшельника Марка, в конце XV века, при следующих обстоятельствах.

Как известно, еще в начале XIII века Юрьев, русский город в земле эстов, был захвачен немецкими рыцарями. Он стал центром немецкой епископии в Эстонии. Отсюда организовывались выступления немецких рыцарей - крестоносцев и их союзников против Пскова, Изборска и других русских городов и селений.

Однако вплоть до конца XV столетия в Юрьеве (Дерпте) продолжала сохраняться и православная община, правда, уже немногочисленная. В последний период ее существования ведущую роль среди православных жителей города играли два пресвитера - Исидор и Иоанн. Первый из них принял мученическую смерть 6 января 1472 года. Тогда, в праздник Крещения, враги утопили в реке Амовыжи самого священника Исидора и сопровождавших их прихожан. Иоанн избежал подобной расправы. Но из-за постоянных гонений он не мог уже оставаться в Дерпте. Покинув свой город, Иоанн вместе с женой и детьми удалился на приграничную псковскую территорию. Здесь беглецы скрывались от преследователей в тех самых пещерах, в которых жил некогда отшельник Марк. Супруга Иоанна, Васса, вскоре умерла. После ее кончины овдовевший священник постригся и монахи и получил имя Иона. Именно он в 1473 году построил в пещере первую церковь, посвященную, как и кафедральный собор Киево-Печерской лавры, Успению Пресвятой Богородицы. Вскоре владелец земли, на котором находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания монастыря. Так возникла у западных границ Руси, неподалеку от вражеской крепости Нейгаузен, знаменитая Псково-Печерская обитель.

В 1510 году, уже после смерти своего основателя, монастырь в числе других псковских владений перешел в состав Московского государства. С этого времени начинается новая пора его существования. Московские власти обратили внимание на важное стратегическое значение приграничной обители и стали проявлять заботу об усилении ее оборонительных сооружений. Так, в 1519 году псковский дьяк М.Г. Мунехин оказывал содействие настоятелю старцу Филарету в возобновлении монастыря, незадолго до этого разгромленного ливонскими немцами. По свидетельству источников, великокняжеский дьяк со своим помощником "начата назирати убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом, припомагаше старцу Филарету и прочим". Тогда монастырь был перенесен несколько ближе к воде и укреплен.

Наибольший размах строительных работ в Псково-Печерской обители относится уже к середине XVI века, ко временам Ивана Грозного. В 1552-1565 годах приграничный монастырь получил мощные оборонительные сооружения. Тогда же была возведена и каменная Никольская церковь, имевшая проездные ворота и соединенная с крепостью специальным переходом. Источники сохранили имя зодчего, построившего храм, - то был инок Печерской обители Пафнутий (в миру - Павел Заболотный). Существует предположение о том, что он мог принимать деятельное участие и в создании оборонительных сооружений.

Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря выложены из местного известняка. Расположена иноческая обитель на неровной, сильной пересеченной местности, причем по ее территории протекает ручей. Такие условия в значительной мере определили особенности плана крепости, расстановки по периметру стен боевых башен. Последние имеют различные формы и размеры. Две башни расположены над ручьем, и вода протекает через специально устроенные решетки.

Настоятелем Псково-Печерского монастыря во время строительства каменной крепости был игумен Корнилий. Происходил он из псковской боярской семьи, образование получил в старинном Спасо-Мирожском монастыре. Еще в молодые годы ушел в бедный и подверженный многим опасностям Псково-Печерский монастырь, а в двадцативосьмилетнем возрасте стал настоятелем. Игумен Корнилий отличался образованностью, имел талант иконописца, сам составлял летописи. Кроме того, он занимался миссионерской деятельностью среди окрестного неславянского населения. При нем монастырь окреп, число братий значительно увеличилось. В этот период было возведено и большинство строений, характеризующих облик монастыря до наших дней.

Кончина старца Корнилия оказалась трагической. В 1670 году Иван IV, чиня расправы на северо-западе Руси, явился и в Псково-Печерскую обитель. Как гласит предание, когда настоятель вышел навстречу, Грозный собственноручно убил его, поразив своим жезлом прямо у Святых ворот. Причиной казни могли послужить подозрения насчет связи печерского игумена с боярской оппозицией. Как известно, среди учеников Корнилия и иноков Псково-Печерского монастыря был Вассиан Муромцев - друг бежавшего в Литву князя Андрея Курбского. Кроме того, по некоторым сведениям, старец Корнилий в своих сочинениях осмеливался высказывать осуждение по поводу жестокости царя Ивана.

Казнью преподобномученика Корнилия расправы в монастыре не завершились - вскоре был убит и Вассиан Муромцев. В память о событиях 1570 года главная дорога Псково-Печерского монастыря получила название "Кровавый Путь" - согласно преданию, этот путь был залит кровью, когда монахи несли убитого игумена от Святых ворот до пещеры, служившей местом захоронения.

И после гибели игумена Корнилия Псково-Печерский монастырь продолжал играть важную роль на русском Северо-Западе. Он длительное время входил в систему укреплений рубежей Московского государства, причем имел постоянный военный гарнизон и был снабжен артиллерией. За крепкими монастырскими стенами в случае опасности могло укрыться окрестное население.

Неоднократно Псково-Печерская обитель подвергалась нападению внешних врагов.

Так, в 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с основными войсками осаждал Псков, один из отрядов был направлен против Печерского монастыря. Неприятели обстреливали крепость из пушек и пробили одну из стен. Однако последовавшая затем атака была отбита русскими воинами. Узнав о неудаче, Баторий направил против монастыря новый отряд под руководством опытного военачальника и строго наказал не возвращаться прежде, чем будет одержана победа. На этот раз огнем неприятельских орудий стены были разрушены с двух сторон. Враги устремились на штурм, но снова потерпели неудачу. Не увенчались успехом и новые атаки, хотя однажды полякам удалось захватить на некоторое время одну из башен. Войска Стефана Батория так и не смогли взять монастырскую крепость.

В дальнейшем последовали новые нападения врагов - шведов, затем - польских отрядов Я. Ходкевича и А. Лисовского, наконец, опять шведов, направляемых самим королем Густавом-Адольфом.

Лишь однажды врагам удалось ворваться на территорию крепости, когда они напали на монастырь ночью, врасплох. Но уже утром им пришлось покинуть Печерскую обитель.

"119-го году пан Хотеевъ из Юрьева ливонского прислал литовских и немецкихъ людей на Печерскии монастырь: и в самое в зборное воскресение, всем сущим братии и людем у всенощнаго пения въ церкви стоящим, и после вечерняго звону внезапу приидоша погании и выразиша врата градная некоею новою кознию премудрою, по их нарицаемою пинартою, тако же и другая врата. Стражие же не очютивше пришествия ихъ, и не успеша решотки железные спустити", - сообщает по этому поводу летописец. Как следует из дальнейшего повествования, неприятели, оказавшись в пределах обители, растерялись в темноте на незнакомой местности, но все же нанесли определенный урон: убили встревожившихся на их пути людей, ограбили некоторые монастырские помещения. Псковские письменные памятники сохранили подробный рассказ о событиях той тревожной ночи: "Внидоша во градъ, и много сумнящеся стояще, бяху мятущеся во вратехъ не ведуще, коимъ путем ити по граду, или в которую страну пойти, поне же незнаемъ бе им обитель Печерская, не бе кто от них бывалъ в ней, ни на град взыти куце обретше, поне же тме велице сущи, и елицехъ ту крестьян обретоша мечемъ посекоша, и мнеша яко град равенъ бе, не ведоуще потока и бояшеся спустити вниз. В то же время пению церковному пресекшуся от страха, и вси людие побегоша от страха из града на все страны чрез град и в Ызборская врата, овии же проидоша в тая же врата меж поганых здрави, поне же погании стояще бяху мятущеся и не смеюще огня возжещи, да не побиють ихъ озревше гражане; и бяху вси смятени. Архимандрит же и вся братия видяще конечное свое погубление, вси собравшея в церковь, ожидающе смертнаго часа и готовящеся на то, и об-лекшеся вси в скимы, и плачюще исповедающе грехи своя отцем духовнымъ и приимающе Святых Христовых Таинъ. И еда же нача светлая заря являтися дни, тогда вси конца зряще, начаша молебная пения, со слезами молящеся святей Богородицы. Погании же спустишася вниз потока до архимаричьи кельи, инии же поидоша на другую сторону по десную по горе к житницамъ, инии же ошъюю спустишася к нижним решоткамъ. Пребывшимъ во граде пять часовъ до света, яко же мракомъ связани бывше, не ведуще камо ити. Егда же доидоша потока по мосту прейти на ону страну к церкви и трапезы, архимарит же Иоакимъ со всею братиею возопивше со слезами: "О примилостивая Владычице Богородице, не предай же нас грешных поганым симъ, ниже осквернити Своея Богом зданныя церкви, в ней же изволи пребывати"; и подъемше на руце свои чюдотвор-ную икону Одигитрия, иже и доныне есть за престолом, и изыдоша противу поганымъ. В той час смятошася погании, побегоша из града, и осташася; людие же оставшеи, мужи и жены и чада, видевше таковое преславное чюдо, возопивше вси гониша по нихъ. И тако преславно сохрани Богородица обитель Свою; и вси собравшеся паки иже разбегощася, и приидоша во обитель".

Из этих событий были извлечены уроки, и охрана монастыря стала проводиться более бдительно. Новые попытки неприятелей захватить Псково-Печерскую обитель неизменно завершались неудачей. В псковских летописях содержатся, в частности, такие сведения относительно героической обороны монастыря в годы Смуты:

"Того же великого поста (1611 года) в самую цветную неделю прииде самъ панъ Хоткеевъ со многими погаными литовскими и неметцкими людми, с нарядомъ, под Печерскии монастырь; людие же вси сущий во граде обещашася умрти за домъ Пречистыя Богородица до ссущихъ младенецъ: и смертию живот купимъ, а не изыдемъ отсюду, ниже предадимся поганым. Погании же пробивше в дву местехъ стену, с третию же страну стреляху в монастырь от Изборска, не дающе людемъ ходити по монастырю и на приступехъ битися с ними, и много приступавше ничто же успеша, но много своих погубиша: и много козньствовавше различно, подкопъ подведоша под врата святого Николы; погании же с срамомъ поидоша восвоя. По том же лете паки приидоша пошании из Новгородцкия области, ис Порхова, воеводка Карбекъ с Немцы; и хотеша взяти внезапу Печерскую обитель, пришедше нощию тако же, яко же и прежде взят бысть Печерскии монастырь от поганых; пришедше вы-ломиша врата железная, токмо решотки железной не успеша изразити вонъ. И сицева пречюдная чудеса в дому Пресвятыя Богородица; а еже рещи многое разбойническое нападение восмт леть пана Лисовского, и частое его нахождение на ее честнук обитель днем и нощию, несть мощно изреши, но от всехъ его нахождении сохрани домъ свои, токмо пакости учини много посад и дворецъ сожже и людей поби и плени много".

Ни Ходкевич, ни Лисовский, ни другие неприятели в 1611 1616 годах взять печерскую крепость не смогли.

Много бедствий выпало на долю Печор во время Смуты. Но и впоследствии обстановка у западных границ долго еще оставалась тревожной. Приходилось обороняться от нападений врага ремонтировать крепостные стены и башни, получившие повреждения в результате предшествующих штурмов.

Отбивать вражеские атаки Псково-Печерскому монастыри пришлось еще и в начале XVIII века, во время Северной войны Шведы нападали на монастырь в 1701 и 1703 годах, но оба раза были отражены, причем понесли значительные потери. В этот период печерская крепость была предусмотрительно усилена земляными валами с бастионами; причем, насколько известно один из бастионов заложил сам царь Петр I. Тогда были устроены земляные насыпи и рвы, опоясавшие каменные крепостные стены. На земляных бастионах были размещены новые мощные орудия, установить которые на башнях не представлялось возможным.

После победы русских войск под Полтавой в 1709 году опасность для Псково-Печерского монастыря несколько ослабла. Однако вплоть до заключения в 1721 году Ништадтского мира, положившего конец войне, печерская крепость продолжала играть роль важного форпоста у западных рубежей Российского государства. Затем монастырь начал утрачивать военное значение, оставаясь лишь важным религиозным центром на Русском северо-западе.

От старых времен в Печорах осталось немало замечательных памятников. Это - церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко). Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями (Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской, Тюремной). В Печорах сохранились даже старинные зубцы стен, бойницы, боевые ходы. Из башен особенно выделяется стройными пропорциями и высотой (около 25 метров) та, что имеет название Верхних решеток. Она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни - по четыре-пять ярусов. Примечательна также Изборская башня, ворота которой были защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси. Не все сооружения печерской крепости созданы одновременно. Так, проездная Петровская башня была сооружена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия. В связи с ее постройкой пришлось переделать и ближайший к ней участок крепостных стен. Около Никольской церкви, существовавшей со времен игумена Корнилия, в дальнейшем построили воротную Никольскую башню. Восстанавливалась (уже в несколько измененном виде) Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году.

Сохранились в Печорах и остатки земляных укреплений, возведенных при Петре I, в 1701 году. А Острог, существовавший некогда близ Святых ворот, до наших дней не уцелел.




Источник текста и фото http://www.trip-guide.ru/foto_2337.htm
Место на карте


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Novicova 19-03-2008-18:59 удалить
Скольким воинам противостоял этот монастырь!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Псково-Печерский монастырь | Путеводитель_по_Пскову - Дневник Путеводитель_по_Пскову | Лента друзей Путеводитель_по_Пскову / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»