Это цитата сообщения
england_is_a_whim Оригинальное сообщениеJane Eyre | Джейн Эйр
[показать]
По статистике, самый экранизируемый писатель – Уильям Шекспир. По его произведениям были сняты сотни фильмов и сериалов. Однако другой известнейшей английской писательнице Шарлотте Бронте выпала честь написать роман-на-все-времена, которому было суждено возродиться на экране более двадцати раз. С Шекспиром, оно, конечно, не сравнишь, но результат впечатляет – возьмем хотя бы личный опыт: ваша покорная слуга не знает других произведений, экранизации которых она бы видела так много раз. В любом случае, никто не будет спорить, что у господ киношников к истории гувернантки по имени Джейн Эйр плохо скрываемый интерес.
И вот – очередной. На российские экраны скромно вышло новейшее киновоплощение романа «Джейн Эйр». Вышло, хотя поклонники книги еще не успели набить себе оскомину мини-сериалом с Рут Уилсон и классическим сериалом с Тимоти Далтоном. Ну и, конечно, другими. Сколько их было. На сей раз образ загнанной в клетку, но жаждущей жизни Джейн на экране воплотила Мия Васиковска, уже запомнившаяся зрителю по роли Алисы в фильме Тима Бёртона «Алиса в стране чудес», а ее патрона, мистера Эдварда Рочестера, сыграл Майкл Фассбендер. Все – под чутким руководством режиссера Кэри Фукунага.
Напомню сюжет. В Торнфилд-холл, мрачную обитель аристократа Эдварда Рочестера, прибывает на должность гувернантки восемнадцатилетняя Джейн Эйр – девушка-сирота, которую должны были воспитать, как свое дитя, но передали в Ловудскую школу, в которой царят суровые, даже жестокие нравы. Она – обычная, казалось бы, гувернантка с грустной историей, по словам богатой гостьи и, быть может, невесты Рочестера Бланш Ингрем даже «гадкое создание». Но душа юной Джейн рвется в чему-то большему, чем размеренная жизнь в темном, нелюдимом Торнфилд-холле. Вышло так, что хозяин, Эдвард Фэрфакс Рочестер, полюбил ее. А она – его. Намечена свадьба, куплено белое платье, фата и кружевной капор, из лондонского банка привезены семейные драгоценности. Но на горизонте начинает смутно маячить, приближаясь все ближе и ближе, а затем и раскрываясь в полной красе истины, ужасная тайна Рочестера, которая мешает им соединиться и грозит разрушить жизнь влюбленных.
Фильм, в первую очередь, очень атмосферный. Будто и не снятый на камеру вовсе, а случайно запечатлевшийся в памяти свидетелей. Зритель порхает от эпизода к эпизоду, замирая и не решаясь лететь дальше на особо чувственных моментах, флешбеками возвращаясь от Джейн настоящей к Джейн из прошлого. Вспышка! И кузен Джон с размаху ударяет ее по голове увесистым томом, чуть не свернув ей шею. Вспышка! На нас смотрит Хэлен Бернс, болезненная, но пронзительная, как зимняя заря. Вспышка! Джейн сидит в оконной нише и наблюдает за Аделью. Миссис Фэрфакс восклицает: «Как по-французски!» Вспышка! Она тихо ступает по коридорам Торнфилда в ночной рубашке со свечой в руке. Вспышка! Она бредет через молочно-густой туман в неизвестность.
Следует отметить, что сюжет оригинальной книги подвергся обработке, да так, что от него осталась лишь общая канва, в которую были вплетены неяркими нитями основные вехи сюжета. Поклонник истории со стажем может самостоятельно представить пропущенные сценаристами эпизоды. Ну а тот, кто никогда книги не читал - просто насладится неторопливым, размеренным повествованием, не отвлекаясь на детали. Отвлекаться в фильме и так есть на что – первоклассные звуковые эффекты, живые голоса, максимально приближенные к реальным, впечатляющие декорации (особенно интерьеры поместий), наряды, прически.
Был добавлен и мистическая линия. В первую очередь она проявляется в том, что зритель то и дело может застать Джейн за увлеченным кроссом по пересеченной местности: по лесам, долам и туманным полям, а то и по темным коридорам Торнфилда. Адель с придыханием рассказывает о призраке, а потом они вместе рассматривают страшную книжку с картинками. В общем-то, на этом таинственная линия заканчивается, хотя можно было еще плясать и плясать.
Странный фильм. Внесу немножко субъективности в свою рецензию: я до сих пор не могу его понять, хотя смотрела в день премьеры. Хорош ли он? Плох ли? Попробуем разобраться. И положительного и отрицательного в фильме достаточно. Я же полагаю, что в общем-то, это вполне достойная экранизация, хотя она и лишена ... духа книги - первое место в ней отдано чувствам, подсознательным переживаниям, что подчеркивают интерьеры и пейзажи. Весь этот фильм - как картина художника-прерафаэлита, тонкая работа, ценность которой признана не каждым.
Цитаты из фильма:
— Меня зовут Джейн Эллиот.
— Куда мне послать за помощью?
— Никуда. Меня не должны найти.
* * * *
— Ваша школа, мисс Эллиот. Это благотворительное учреждение, для чего оно Вас готовило? Вы получили разностороннее образование?
— О, более чем.
* * * *
— В доме моей тети я была одинока и презираема. Она думала, что мне не нужна любовь и доброта.
— Но ты любима, Джейн. Вокруг нас есть невидимый мир. Царству духов поручено охранять тебя, Джейн. разве ты не видишь их?
* * * *
Софи сказала, что здесь живет женщина, которая ночами бродит по коридорам этого дома. Я никогда ее не видела, но люди говорят, что ее волосы черны как смоль, кожа светла как Луна и глаза как сапфиры. Она может проходить сквозь стены. Говорят, что она приходит, чтобы пить кровь!
* * * *
— Адель показала мне эти рисунки. Они ваши?
— Да, сэр.
— Откуда Вы их скопировали?
— Из моей головы.
— Из той, что у Вас на плечах?
— Да, сэр.
* * * *
— Месье, спасибо тысячу раз за Вашу щедрость! Так говорила моя мама.
— Совершенно верно. Так она выманивала мои английские денежки из моего английского кармана.
* * * *
Вы краснеете, мисс Эйр. И хотя Вы не красивее меня, я должен признать, что Вам это идет.
* * * *
Это гадкое создание хочет с Вами поговорить.
* * * *
— Все кажется таким нереальным.
— Я тоже нереален, Джейн?
— Вы — самый нереальный из всего вокруг.
* * * *
Бог и я хотим, чтобы ты поехала со мной в Индию.
Трейлер к фильму:
Cine-Cinema