• Авторизация


Мурдешвар и Гокарна 16-12-2012 23:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Валяться на пляже не то что надоело, нет, просто, нужно было ещё что-то сделать, что потом будешь вспоминать. Сначала мы с Доктором хотели лететь в Дели-Агру-Джайпур, но потом, когда очень захорошело на побережье, уже было просто лень. Поэтому, полистав рекламный буклетик, который кто-то впарил нам на пляже, решено было ехать в Мурдешвар и Гокарну. Из отеля забирают рано, ещё до рассвета, т.к. ехать в одну сторону 4 часа, в соседний штат Карнатака. Т.к. я там был 2 года назад (только чуть дальше, в Хампи), то мог порекомендовать это Доктору, который к тому времени ещё не очень понимал, что он делает в Индии. Помимо экскурсии, нам повезло: 1. с экскурсововдом; 2. с компанией попутчиков, среди которых были Учительница и её Умница дочка, они стали нашими дальшейшими спутницами и собутыльницами после экскурсии. Экскурсоводом оказалась очень живенькая Маша, которая, как только прыгнула на переднее сиденье нашей машины в Баге, так, повернувшись к нам, не закрывала рта всю дорогу, рассказывая про индуизм. Я ей очень благодарен в том плане, что она прояснила мне многие вещи про религию, богов, коров и фсё такое. Надо сказать, что помимо учености в данном направлении (второе высшее по востоковедению), она была по-хорошему свихнутой на Индии и буддизме, её просто пёрло от всех этих вещей, поэтому было вдвойне приятнее слушать. Некоторые вещи и я тут расскажу на память. Ну, перво-наперво, почему же корова святая? Согласно, древнейшим трактатам ведам и упанишадам, все мы произошли от высших арийских существ, которые прибыли к нам на планету из другой галактики. Прибыли они на север, но там было холодно и поэтому они пошли на юг. Я так понимаю, дело было чуть севернее Гималаев, т.к. шли к югу они через Гималаи. И были у них всякие животные, которые большею частью подохли (включая коныков)от суровых условий в горах, исключая, кого бы вы думали? Конечно же, корову! Тут тебе и рабочая сила, и мясо, и молоко. Про то, что теперь говядину не все едят в Индии – это было уже позже. Кстати, почему говядина, а не коровина, к примеру, по аналогии с бараниной? Потому что говядина – это коровина, если можно так яснее выразиться, мясо коровы на санскрите. В Индии несколько видов коров: 1. те, на которых пашут, 2. те, которые пасутся, дают молоко, их же кое-кто ест и 3. наконец, святые бездомные коровы, трогать которых воспрещается. Эти бедолаги ходят, где хотят, но их никто не кормит, так и питаются они чем попало, где попало, большей частью на помойках едят пластиковую посуду и пакеты. Ну, и помирают в больших количествах, правда, своей смертью. Есть даже специальная служба по уборке умерших животных. Чуть ниже, ближе к Гокарне я расскажу по поводу святости коровы по 2 версии, более ебнутой (простите за грубость, тут мат используется, чтобы показать силу и накал эмоциональной сути явления, очень сложного для логического понимания, таким образом, сказать просто, что 2 версия «более необычная» –все равно что, ничего не сказать). Но так как сначала мы ехали в Мурдешвар к 37-ми метровой статуе бога Шивы, самой большой в мире статуе Шивы, то немного про Шиву. Шива - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Шива обычно изображается с несколькими руками, как символ всесилия, в одной из которых барабан, ударив в который, он издал сакральный звук Ом, изначальную мантру, изначальный звук вселенной - символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение. Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы, квинтэссенция Слова. В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук Ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана (духа), давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком (я сразу пошутил Машеньке, что теперь этот барабан находиться у чуваков из Metallica; надо сказать, что торгаши на пляжах и рынках, которые впаривают барабаны, только эмуляцией звука Ом и занимаются, делая это пальцами: ударяют по мембране, прикладывают палец и, не отпуская ,им двигают вдоль мембраны, чем сильно раздражают, лучше бы играли какие-нибудь забойные ритмы, типа, «Мозамбик»). Также Шива – сине-горлый. Это от того, что однажды враги подсунули ему яд вместо вина, он его почти проглотил, но добрая змея обвила ему шею и с тех пор не дает яду попасть в желудок. Отсюда ещё один атрибут Шивы – змея вокруг шеи. Кстати, на этом спекулируют местные индийские производители микстур от кашля: в одной рекламе очень симпатичный (терминология Учительницы) синий мальчик-модель-Шива пьет микстуру, т.к. горло болит. Обычно Шиву изображают с синей кожей, но это не принципиально, Маша сказала, что синим должно быть всегда только его горло, поэтому статуя, за исключением горла, может быть выкрашена в другой цвет, к примеру, в течение пары лет какое-то время назад она была серебристой (серо-белый металлик). Также надо сказать про третий глаз-Чакра, который у него во лбу, ну, и про Чиллум: ритуальная трубка для курения чараса (высококачественного гашиша), Шива курит чиллум и медитирует созерцая высшую истину. По повериям он с удовольствием предавался курению марихуаны. Поэтому аскеты-садху, почитаемые в индуизме как святые, считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. Курением травы садху традиционно встречают праздник Маха-Шиваратри, или Великой ночи Шивы. У Шивы есть ещё несколько других атрибутов, но их упущу. Теперь немного о создании мира, согласно индуизма. Начну издалека. Те, кто увидят, что я нагло вру, поправляйте. Итак. В те далекие времена, когда мир стоял на слонах, а планеты как таковой ещё не было, мироздание, как понимаете, было выпуклой сферой, жили-были некие существа – демоны. Все они были одного цвета, почти одного роста, из одной деревни. И потом кто-то решил сделать одну часть этой гопоты всемогущими, чтобы, наверно, начали творение всего и всех. Для этого был подготовлен чудодействующий напиток, на подобии эликсира мишок-гамми, только действовать он должен после принятия всегда. И вот, некий высший разум или высшие существа разделили деревенских увальней на две группы: одна – те, кому повезет, другая – те, кто и дальше будут всю жизнь «физкультурниками». Но, как это обычно бывает, «троечники-физкультурники» оказались только в учебе не очень смышлеными, но на деле очень предприимчивыми: мало того, что они весь этот заговор прочухали, они ещё очень хитро отвлекли «везунчиков» чем то, а сами в это время весь эликсир среди своих и выпили. Ну, и стали богами. А «везунчики-недобоги» на них сильно осерчали и с тех пор пытаются попортить жизнь богам, низвергнуть их в небытие. Помните тему, когда Шиву хотели отравить палёным бухлом? Этих несчастных недобогов сослали жить на остров Ланка (он же Цейлон, он же Шри-Ланка). Но кстати, происхождение богов – это по-прежнему великое таинство, к примеру, Брахма, согласно Пуранам, является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. И вот, боги Брахма и Шива решили создать всё сущее, но они каким-то образом догадались, что силы им может не хватить и тогда Шива, сказал, что он пойдет медитировать и набираться сил, потом вернется и все будет ок. И ушел. Брахма его ждал-ждал, ждал-ждал, ждал-ждал, целых 6 лет ждал. В итоге не дождался и сам создал мир, но, как догадываетесь, из-за недостатка созидательной энергии мир получился неполноценным, с изъянами, которые все мы теперь огребаем. Причем, мир без ведома Шивы рос и пух, но потом Шива узнал, что его киданули на это дело и, сильно разозлившись, решил сделать «Всем хана!». Но его уговорить послали богиню Притхиви (богиня, олицетворяющая Землю) в образе коровы. Внимание, подходим по 2 версии святости коровы! Притхиви уговорила Шиву ПОКА не делать апокалипсис («Всё равно так или иначе все сущее придет в к концу, тогда то ты и повеселишься…») и Шива согласился, сделался по просьбе этой чудесной женщины размером с палец и вылез через ухо коровы в местечке под названием Гокарна (в переводе с санскрита означает «коровье ухо»). Из этого следует, что всё сущее, весь мир, мы с вами находимся внутри коровы! Поэтому нельзя обижать корову, т.к. мы внутри неё, ну, или их (их же много). Всем понятно? В храме в Гокарне есть даже расценки на отмаливание грехов: за то, что ударил женщину – 2500 рупий, за то, что ударил святую корову (самый большой грех) – 5000 рупий. А что Шива, спросите вы? А Шива в это время сидит в позе лотоса, медитирует и курит марихуану через чиллум. Но когда, согласно договора, мир подойдет к концу, Шива посмотрит на все это безобразие, отложит косяк, перестанет медитировать и начнет танцевать свой танец апокалипсиса, ибо Шива – вестник апокалипсиса! Натараджа - один из самых популярных иконографических образов Шивы. Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Он передает неистовство, ярость, силу, и ассоциируется с уничтожением Вселенной, которое выполняет Шива как бог-разрушитель. Вместе с тем, танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира. Короче, тандава Шивы является энергичным танцем, который является источником цикла «создание-охранение-разрушение». По мнению некоторых исследователей, в этом танце наиболее полно выражена амбивалентность Шивы, который в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение. Этим он поддерживает своеобразный ритм процесса творения. Мы, конечно же, купили себе статуэтки танцующего Шивы, причем я – именно в Гокарне и именно из бронзы всего за 110 рупий. Также Машенька рассказывала про циклы жизни вселенной, некую формулу, сколько миллионов лет мы уже существуем, соответственно, сколько раз Шива делал апокалипсис и танцевал свой танец. Уже не помню как это считается, помню только, что мы живем 52 цикл. И ещё кое-что: согласно всей этой теме, каждый цикл похож как две капли воды на соседа, т.е. все, что сейчас происходит, уже происходило с тем же составом актеров. Позвольте, тогда в чем тут развитие? Почему циклы повторяются не по спирали? Маша сказала потому, что развитие всей жизни от начала и до конца заключено в определенный временной промежуток. Т.е. вселенная может развиваться от каменного века и до полетов в космос в течении многих тысячелетий, а потом сгинуть и всё заново. Именно, поэтому правоверные индуисты достаточно спокойные товарищи (относительно хотя бы русских). Когда, к примеру, люди гибнут в автокатастрофах, их родственники на похоронах не плачут, т.к. согласно их вероисповеданию, у человека просто прекратилось существование в этой форме, в форме человека, и он перерождается, реинкарнируется во что-то другое: либо в более высшее существо, если не грешил, либо в противоположном случае – в более низшее. Вся жизнь индуиста – это некий сосуд, который потихоньку, по мере жизни его брахмана (духа) в разных формах, наполняется неким веществом на основе его деяний в этих формах: брахман может много жизней «держаться», «завязать», творить правильные дела, а потом, когда уже чуть-чуть останется до освобождения от перерождений, согрешить и «развязаться», чем подпортит карму и в «рай» не попадет, а вернется к более низшей форме, осознает, что был не прав, опять «завяжется», ну, и, может быть, тогда…
В общем, за такими разговорами мы и передвигались от Гоа до Мурдешвара, от Мурдещвара до Гокарны, от Гокарны до пляжа Ом и от него обратно в Гоа.
В Мурдешваре, как я уже сказал, находится самая большая в мире статуя Шивы – 37 метров. Шива сидит в позе лотоса спиной к морю. Строительство статуи заняло около 2 лет и закончилось в 2002 г. Т.е. это современное сооружение. В подножия статуи находится один из 5-ти нерукотворных лингамов, разбросанных по Индии, в внутри статуи - некие «библейские» сюжеты на тему всесильности, ума и непобедимости Шивы и тупости демонов. Итак, некий демонический царь Равана с Ланки жил себе на Ланке, немного тужил, что ему принадлежит не всё сущее, а какой-то небольшой остров, но в целом особо не выступал. И была у него мамуля, как оказалось, очень поганая. И подначила она сына пойти к богу Шиве забрать у него жену Парвати. И этот дурачок, скромный и застенчивый от природы, заразился наглостью и таки пошел к Шиве. Шива, понятное, дело охренел, но, говорит, ладно отдам тебе свою женку (мать двоих замечательных сыновей Сканды -бога войны и Ганеша-бога мудрости). И забрал он чужую жену, а она, послушная женщина-мать двоих детей, согласилась с волей мужа и пошла по наклонной. Но что-то не получалось у Равана и он ещё более обнаглел и говорит Шиве спустя ночь: «Я не могу жить с твоей-моей женой без мужского хозяйства. Отдавай тогда и лингам!» Лингам — в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы. Является основной и самой важной формой и (или) образом Шивы (А как же Чиллум?). В большинстве случаев представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко — квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь». Короче, это все слишком заувалировано, а между тем большинство светских ученых сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис или фаллос. Ну, и согласно легенде логично получается, что это член Шивы. Причем, представлен он торчащим внутри некой круглой субстанции, сильно напоминающей влагалище. Короче, сунь Янь в Инь. В общем Шива отдал импотенту-Равану свой лингам, но с условием, что тот его пронесет определенное расстояние и с каждым шагом лингам будет нереально тяжелеть. И этот дудик согласился, сказав: «Говно-вопрос!». И понес. И с каждым шагом лингам тяжелел нереально. И вот, дошел сквернослов до поля, на котором кроме пастушка и пасущихся коров никого не было. И подумал он, что, если даст подержать пастушку член Шивы и передохнет, то никто не увидит/ничего не случиться и он выполнит уговор. Ну, и договорился с пастушком недорого, но не знал он, о, презренный, что пастушок был Ганешой, который просто перевоплотился. Как только Ганеша получил в руки хозяйство отца (от которого, кстати, сам произошел), то, не будь дураком, тут же поставил его на землю. Вру – не поставил, а херакнул об землю так, что лингам нерукотворный раскололся на 5 частей, которые разлетелись по Индии кто куда. На последней гравюре «библейских» сюжетов внутри статуи Шивы, как раз, изображена карта этих святых мест: одна часть члена Шивы находится, собственно, там, где мы находились, под статуей, вторая часть – в Гокарне, в том месте теперь храм, а три другие- где-то ещё. И один лингам, правда, рукотворный я наблюдал в Хампи пару лет назад.
В итоге, как все поняли, Шива победил, вернул себе красавицу жену, а зло было наказано и отправлено обратно в Шри Ланку (прим. аффтора - а я на месте зла отправился бы южнее, на Мальдивы, организовал бы там свой приход и зажил бы счастливо с сестрой Варварой и сестрой Анастасией, и нафик мне все сущее).
Рядом со статуей находится индуистский храм бога Шивы. У его входа стоят 2 бетонных слона в натуральную величину. Считается, что храм был построен в 1542 г. В 2008 г. храм был реконструирован. Возле него расположена храмовая башня «гопура» высотой 75 м, которая считается самой высокой в мире. Функция гопурама, как у колокола: где звенит колокол – там и храм, туда и беги, где видишь гопурам – там и темпл, туда и беги. Я все хотел познать суть индуистского религиозного ритуала и благодаря Машеньке познал. Суть такая: храм обычно строиться вокруг мурти (это статуя, в которой живет дух того или иного бога), люди ходят приклониться, помолиться около мурти, и считается, что, если мурти энергетически сильная, то хорошо помогает. Бывает и такое, что со временем мурти ослабевает, крошиться и т.п. В храме коровьего уха в Гокарне, к примеру, старые мурти просто выставляют в коридоре, .т.е они прекращают выполнять свою основную духовную функцию и превращаются в предметы интерьера. Обычно в храме служат священники, которые, когда народ прикладывается к мурти, благословляют и наливают водички, которая настоялась энергией около мурти, в руку, чтобы ею прихожанин смочил чело и часть выпил, также особо понравившимся свяженники могуть дать цветочек или снедь (чечевица, пшено и т.п.), которую нужно съесть. На мурти с целью задабривания льют кокосовое молоко, им приносят бананы и цветы. Т.к. я православный и участвовать в чужих религиозных ритуалах грех, то делал все эти ритуальные действия сугубо с целью познания, расширения своего мировоззрения. Также индуизм достаточно либерален и, если какой-нибудь бог не очень хорошо помогает, его можно сменить на другого.
Фото Мурдешвара: http://vk.com/feed#/album44592790_165742073
В Гокарне помимо основного храмового комплекса около коровьего уха, есть храм Ганеша, в который мы не попали, т.к. он успел закрыться. Гокарна – вообще святое паломническое место, мне чем-то напомнила старый город в Иерусалиме, возле Храма Гроба Господнего, там, где эти узкие улочки-кварталы, места жилья и торговли людей разных национальностей. Маша так и сказала: «Заметили, как тут, в Гокарне все обычно, неброско, серо по сравнению с тем же Мурдешваром? Это потому что тут все древнее!». Согласен, Храм Гроба Господнего тоже достаточно невзрачен, не помпезен. Если, к примеру, брать для сравнения недавно восстановленный у нас в Ярике Успенский собор на стрелке, то он, конечно, «задвинет» многие иерусалимские святыни чисто внешне, но ведь суть то святого не во внешнем: на вряд ли в Успенском соборе сойдет благодатный огонь.
В Гокарне мы попали только в основной храмовый комплекс, построенный вокруг того места, где Шива, сделавшись размером с палец, вылез из коровьего уха. К самому окаменелому коровьему уху иностранцев не пускают, мы видели возле входа к этому месту только его фото. Хотя Машутка похвасталась, что ей посчастливилось видеть святыню. Также в храме продаются святые снадобья «от всех болезней», в состав которых неминуемо входит коровья моча. Возле киоска со снадобьями сразу нарисовался блаженный и совершенно не меркантильный монах, готовый к торгу, но желающих купить что-либо среди нас не нашлось. Блаженный ещё более пригорюнился, когда желающих поучаствовать в коллективной молитве за какие-то 250 рупий с человека тоже не нашлось. Дальше по коридору находиться настоящий загон для большущего белого быка и пары его телочек. Бык, конечно, не корова, но тоже свят и очень здоровый. Мы, конечно же, наделали фоток. Далее Маша провела нас к бассейну с застоявшейся водой с лягушками и спросила, не догадываемся ли мы для чего он. Конечно, можно было догадаться по кусочкам расколотых сосудов, что бассейн служит для развеяния праха усопших, а сосуды – их последнее пристанище, но никто не догадался. Т.е. можно не ездить в Варанаси, если нужно развеять прах умершего родственника, помогут и тут. Доктор сказал, что самое неприятное впечатление из всей поездки произвел на него этот бассейн с лягушками. Неприятно, говорит, оставлять прах родных в этом гадюшнике.
Также в Гокарне за высоким заграждением храниться огромная колесница, которую по особым праздникам тащат на веревках грешники, избавляясь тем самым от грехов. Колесница эта по высоте дотягивает где-то до третьего этажа-не вру: в одной из передач Михаила Кожухова «В поисках приключений» я видел как похожую колесницу где-то там же, на юге Индии тащила куча людей, а она задевала верхушкой за крыши домов. На крышах домой стояли также люди, которые отталкивали верхушку колесницы от крыш, чтобы она продолжала катиться и не рушила дома. То ещё зрелище!
После Гокарны нас повезли ужинать на пляж Ом. Пляж этот примечателен тем, что по береговой линии, если смотреть сверху, напоминает символ «Ом», к тому же он частично каменист. А так, ничего особенного: когда заходишь в воду, она от песка очень даже грязная, т.е. выйти из воды с чистыми ногами не получиться. Но посмотреть, наверно, стоит. Единственно, что там не очень – это скорость приготовления заказа, ну, очень долго, от часа.
Фото Гокарны: http://vk.com/feed#/album44592790_165742073
На обратном пути в Гоа по просьбе группы молодых людей, которые были с нами на экскурсии, их завезли на пляж Палолем, они решили там остаться потусить пару дней. По-моему, за 2 года, что я его не видел, Палолем ещё более вырос, но особой фишки нахождения там не вижу: нет ничего того, что есть в Гоа.
Кстати, в тот вечер начинался большой праздник в Индии- Дивали, типа, нашего Нового года, поэтому почти на всех проносящихся за стеклом нашей car улицах стояли большие чучела каких-то страшных монстров, которых по рассказам потом ночью сожгли. Я ещё сказал, давай после душа вылезем на улицу попразднуем Дивали, но Доктор сказал, что праздник начнется завтра. От дороги действительно устали, но ночью как раз гуляние и началось. Я это помню, т.к. краем уха слышал, как всю ночь запускали фейерверки. Я ещё думал, что не буду вставать, т.к. наверняка и назавтра будут мероприятия. Ошибся – чудовищ сожгли именно в ту ночь, во все остальные только шумели фейерверками.
[525x700]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мурдешвар и Гокарна | Антон_Ратехин - Дневник Антона Ратехина | Лента друзей Антон_Ратехин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»