• Авторизация


Человек, который изобрел калейдоскоп. 10-08-2010 21:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Сейчас я добавил сообщение в сообщество "Варфоломеевская ночь" о человеке, который изобрел калейдоскоп. Не так давно я перевел его с английского языка для одного магазина элитных сувениров, а сейчас подумал - пусть мир узнает об этом гении) Надеюсь, модерация пройдет успешно...

 

(Сутки спустя)

 

   Что ж, похоже мое сообщение пришлось не по зубам злостным модераторам сообщества. Может быть, они усмотрели в моем желании поделиться Прекрасным с читателями какой-то корыстный умысел... Шут их знает, так или иначе, я решил разместить сообщение здесь (хотя оно совсем не дневниковое). Да, и спасибо Ладанке, которая невольно подала мне идею поделиться с людьми моими калейдоскопическими изысканиями ;-)

 

(Двое суток спустя)

 

   Невероятно! Сюрприз таинственно нагрянет, когда его совсем не ждешь. Мое сообщение появилось-таки в сообществе "Варфоломеевская ночь", однако лишенное моего творческого обрамления, так сказать - в голом виде. Что ж, пусть народ хотя бы узнает саму историю и личность изобретателя, без всяких преамбул писателя-издателя-переводчика (и без возможности увидеть красочные иллюстрации на странице магазина элитных сувениров), уже не говоря о моем одноименном рассказе. Let it be...

 

*       *       *



    Предисловие.



    Мир полон парадоксов - забавных и не очень, какие-то из них лежат на поверхности (Пушкин выиграл больше тридцати дуэлей, но пал от пули любовника своей жены, едва не лишившей его мужского достоинства (последнее применимо как к жене, так и к пуле, которая, как известно, дура)), к другим же нужен ключ (Артур Конан Дойл написал немало глубокомысленных книг, о которых и сам он, и критики были весьма высокого мнения, но мир запомнил и полюбил его истории о сыщике Шерлоке Холмсе и его верном друге докторе Ватсоне, которые он сочинял на досуге, "по дюжине за фунт"; бывает, что мы привыкаем к каким-то вещам, известным нам с детства, и воспринимаем их как часть повседневной реальности, при этом, совсем не задумываясь, кого нам следует благодарить за их изобретение.
    Некоторые тексты не требуют предисловий, другие же лучше воспринимаются после некоторой подготовки, и это как раз такой случай. Следуя примеру Милорада Павича, я написал это предисловие перед обедом, чтобы голод подстегивал мою мысль и способствовал лаконичности, а вы, дорогие читатели, можете приниматься за чтение после ужина, когда приятная сытость добавит вам благосклонности, тем более, что это предисловие, равно как и самый текст ничего опасного для пищеварения не содержат.
    Итак, нижеследующий текст - о человеке, придумавшем калейдоскоп - я перевел с английского языка, по просьбе одного моего друга, для его магазина элитных сувениров. Не часто так бывает, чтобы работа, тем более, неплановая, приносила удовольствие, но это был как раз такой случай, поскольку калейдоскопы я люблю с детства, хотя никогда всерьез не задумывался, откуда они, собственно, взялись. Особое душевное волнение мне добавило то обстоятельство, что в прошлом году я написал рассказ под названием "Калейдоскоп" (а чуть позже назвал по нему сборник рассказов, который должен быть опубликован в составе моей второй книги, этой осенью).

 

  Ладно, хватит ходить вокруг да около, начнем просвещение:

 

   Зеркальные отражения всегда завораживали человека. Старинные легенды упоминают Древнеегипетские мистерии, во время которых танцоры двигались, отражаясь в блоках отполированного до блеска известняка, расставленного вокруг под различными углами. Тем не менее, прошли тысячелетия, прежде чем это оптическое явление получило элегантную огранку, и было помещено в компактный и удобный корпус, будучи превращенным в устройство, доступное для повседневного использования – так появились калейдоскопы, под именем, известным нам теперь. Официальной датой изобретения калейдоскопа считается 1816 год, а первым создателем этого устройства история называет сэра Дэвида Брюстера. Этот человек был столь же многогранен, как и его изобретение. Занимался ли он научными изысканиями, теологией, философией, общественным образованием, оптикой, фотографией, художественным творчеством, изобретал ли что-нибудь или писал трактаты о жизни на других планетах, сэр Дэвид всегда действовал с полной самоотдачей.

 

[564x698]

 

 

   Дэвид Брюстер был уроженцем Йедбурга, туманного городка, затерянного в низинах Шотландии, где он появился на свет 11 декабря 1781 года. Он рос на редкость одаренным ребенком, и в возрасте десяти лет собрал телескоп. Это отлично демонстрирует его незаурядный интеллект и тягу к знаниям, которые Брюстер сполна проявил в своей дальнейшей жизни. Природа щедро одарила его: скрупулезный ум, непременная любознательность и склонность к наукам. Еще ребенком он жадно впитывал всевозможные научные дисциплины, доступные в Шотландии в то время. Родители, видя в нем такое стремление к саморазвитию, решили, что он станет не иначе как епископом Шотландии. И в нежном возрасте 12 лет Дэвид Брюстер был зачислен в Эдинбургский университет, где он продолжил развивать свой интеллект. Его академические достижения вызывали в университете заслуженное восхищение, и многие искали с ним дружбы, в том числе признанные доктора философии и знаменитые математики. Формально он достиг зенита своего образование в 19 лет, когда получил степень магистра искусств. Помимо прочего, это также наделяло его правом читать проповеди в качестве пастора в Государственной церкви Шотландии. Об одном эпизоде из краткой проповеднической практики Брюстера написал его коллега, Джеймс Хогг в письме издателю Джеймсу Фрэзеру: " . . . он получил лицензию, но первый же день, когда он взобрался на кафедру, стал его последним на этом поприще, ибо с ним приключился какой-то нервный припадок, который, возможно, беспокоит его и поныне, проявившийся в неконтролируемых судорогах, возникших вместе с первыми словами, едва вся конгрегация воззрилась на него; так что, он закончил свою речь, едва начав, и поклялся никогда больше не приступать к этому занятию. Это была потеря для Кирка (национальной церкви Шотландии) ... но это был хороший день для науки ... ибо, привыкни он к сутане, он бы, вероятнее всего, пристрастился и к пуншу, как это обычно бывает."

   Это было в 1801 году, и вскоре Брюстер направил свои недюжинные таланты на две области, занимавшие его в течение всей жизни: изучение законов оптики и разработка всевозможных механических устройств. В течение двенадцати лет он проводил различные исследования и ставил эксперименты, результаты которых были опубликованы им в книге «Исследование новых философских инструментов», в 1813 году.

   Данный научный труд был не единственным достижением Брюстера в этот период. В 1807 году, когда ему было 26 лет, Университет Абердина присвоил ему ученую степень доктора письменности, высшую литературную степень того времени, что являлось поистине примечательным достижением для человека столь молодого возраста. Но это еще не все - в 1808 году он был избран членом Королевского общества Эдинбурга, и в том же году назначен редактором Эдинбургской энциклопедии, должность которого он будет занимать более 20 лет.

   В 1810 году Брюстер женился на Джульет МакФерсон. Они прожили в браке сорок лет, до самой смерти Джульет, произведя на свет четырех сыновей и одну дочь, и очевидно были счастливы. Однако накануне своего семидесятипятилетия Брюстер женился во второй раз, на Джейн Парнелл. Она относилась к нему с обожанием и подарила ему дочь, ставшую светом его осени. Помимо этого, нам очень мало известно о семейной жизни Брюстера. Здесь можно заметить, что сэр Д. Б., как его называли друзья, уделял очень мало внимания генеалогии, за исключением предположения, что его давним предком был Уильям Элдер Брюстер, предводитель благородных английских переселенцев в Америку на корабле Мэйфлауэр в 1610 году. Вскоре после смерти Брюстера, его дочь, миссис Маргарет М. Гордон, опубликовала биографическую книгу под названием «Домашняя жизнь сэра Дэвида Брюстера». Слово "дом" трактовалось в данном случае весьма вольно, и на протяжении 500 страниц миссис Гордон уделяет внимание многим сферам деятельности Брюстера, в том числе двум тысячам научных работ, опубликованных при его жизни. Удивительно чистосердечная в некоторых своих наблюдениях, она не скрывала того факта, что ее уважаемый отец мог быть "раздражительным, нетерпимым спорщиком, склонным к словесной агрессии", в то же время, добавляя, что он был "человеком сильных личных качеств, крепкого сложения и обладавшим большим обаянием, когда он сам того хотел".

   В 1811 году, в ходе написания статьи «Инструменты горения», Брюстер исследовал теорию Бюффона об игле (которая считается первой проблемой геометрической вероятности). Брюстер не обнаружил в предположении Бюффона практической пользы. Тем не менее, оно высекло искру, воспламенившую его научный потенциал. В процессе своего исследования он создал линзу большого диаметра из цельного куска стекла, вырезая воронку от центра по окружности. Так возникло устройство немыслимой по тем временам мощности – многозональная линза, состоящая из нескольких, последовательно вложенных друг в друга сегментов. Это полезное изобретение, позволившее получать направленные лучи света большой яркости, далеко распространяющиеся в темноте, было позднее усовершенствовано и названо по имени французского физика А. Френеля, и теперь применяется в маяках.

   За этим прорывом последовали другие достижения и награды. Брюстер был принят в Королевское общество Лондона, и позднее получил золотую и серебряную медали Рамфорда за свою теорию поляризации света. Рассеянный свет, который мы все наблюдаем большую часть дня, состоит из сочетания световых волн, вибрирующих во всех направлениях. При отражении или прохождении через различные материалы, световые волны начинают вибрировать в едином направлении. Такой упорядоченно вибрирующий свет называется поляризованным. Брюстер обнаружил простой способ вычислять угол, при котором свет должен выделять субстанцию для максимальной поляризации. Угол Брюстера используется во многих видах практической деятельности, от настройки радиосигналов до создания микроскопов для исследования объектов молекулярного масштаба. Это открытие сыграло первостепенную роль в создании оптоволоконных соединений и лазеров, а также в метеорологии, космологии и материаловедении. Успех следовал за успехом, и в 1816 году Институт Франции наградил его премией в 3,000 франков – эта сумма составляла половину призового фонда за тот год, распределенного между двумя важнейшими научными открытиями, сделанными за два предшествовавших года.

   После этого, словно добавив алмаз в свою сияющую корону, Брюстер изобрел калейдоскоп! Это случилось в 1816 году, когда Брюстеру исполнилось 35 лет, и он уже был признанным философом, писателем, ученым и изобретателем. Но его новое изобретение породило беспрецедентный эффект. Доктор Питер М. Роже (чей знаменитый Тезаурус, учрежденный в 1834 году, продолжает оставаться наиболее ценным инструментом в арсенале писателя после словаря) высказал хвалебный отзыв об изобретении своего друга, сэра Дэвида, в журнале Блэквудс мэгазин в 1818 году: «На памяти человеческой ни одно изобретение и ни одна работа, обращенная ли к воображению или к пониманию, никогда не вызывала такого эффекта».

 

[434x257]

 

   Калейдоскопическая мания охватила все классы общества, от низших до высших, от наиболее невежественных до самых образованных, и все выражали бурю восторга по поводу этой новой удивительной забавы, озарившей мир.

   Несмотря на то, что Брюстер получил патент на свой калейдоскоп, а также общественное признание за свое изобретение, он не получил никакого денежного вознаграждения. Тогда как другие нагрели руки на его изобретении. Произошла какая-то заминка с регистрацией патента, и прежде, чем Брюстер смог заявить свое авторское право на калейдоскопы, их начали производить все, кому не лень, наживаясь на его интеллектуальной собственности. Так уже случалось со многими великими людьми, не миновал этой участи и Брюстер: мир так и не воздал ему в должной мере за его чудесное изобретение.

   В 1823 году Институт Франции избрал Брюстерa своим членом-корреспондентом, и королевские академии России, Пруссии, Швеции и Дании выразили ему величайшее признание, мыслимое для иностранца. Это позволило ему установить контакты с самыми блестящими умами Европы.

   В возрасте 51 года, в 1832 году, Брюстеру был пожалован рыцарский титул Вильгельмом IV, что моментально сообщило ему уникальный статус одного из тех, кого облагодетельствовал сам король. Тем не менее, Брюстер все также продолжал свои исследования и эксперименты. По сути, он оставался тем же учителем со скромным жалованием, о котором Джеймс Хогг написал в своей типичной манере: «Человек он, в самом деле, примечательный, даже с причудами. К примеру, он утверждает, что содовая вода является более полноценным напитком, чем бутылочное пиво, возражает против разбавления чая алкоголем, призывает бриться каждое утро и мыть ноги каждый вечер, – но кто станет возражать эксцентричному гению»?

   Один из самых ярких эпизодов в жизни Брюстера произошел в 1849 году. Он был номинирован, как один из восьми иностранных кандидатов, в члены-корреспонденты Национального института Франции. И так велики были его достижения по сравнению с достижениями других кандидатов, что институт безоговорочно отдал ему предпочтение. Его открытия физических законов в области металлического светоотражения и поглощения, оптических свойств кристаллов и закона угла поляризации, а также его усовершенствование стереоскопического аппарата и принципа устройства маяка, стоят в ряду наиболее значительных научных достижений той эпохи.

   Вклад Брюстера в философию и науку заслужил ему признание и уважение коллег, но основным средством заработка для него всегда были письменные публикации. В числе его наиболее значительных книг можно назвать два труда о калейдоскопах (первый из них был написан в 1816 году и переиздан в новой редакции в 1858 году); две отдельные биографии сэра Исаака Ньютона; а также: Трактат о новых философских инструментах; Мученики от науки, или законы Галилео, Тихо Браге и Кеплера; Письма о естественной магии, адресованные сэру Вальтеру Скотту; Трактат по оптике; и Иные миры.

   Двухсотлетняя годовщина рождения Брюстера стала подходящим поводом для переоценки его места в истории. Был созван симпозиум в Королевском музее Шотландии в Эдинбурге 21 ноября 1981 года. Каждый шаг его плодотворного пути был тщательно исследован экспертным советом, и было выдвинуто общее заключение о том, что достижения Брюстера для своего времени и места по своим интеллектуальным, научным, техническим и артистическим показателям, были непревзойденными. Вот как отозвался о нем Р. С. Вестфал, писатель и коллега Брюстера: «Он заслуживает памяти выдающегося представителя человечества. Какой неистощимый источник кипучей энергии»!

   Несомненно, Брюстер был бы немало удивлен и возможно лишен многих иллюзий относительно своего места в научном мире, узнав, что из всего его наследия наиболее популярным оказался калейдоскоп. Ведь его научные, социальные и культурные достижения охватывали широчайший спектр, а среди его изобретений значатся линзовидный стереоскоп, бинокулярная камера, многозональные линзы, поляриметр и прожектор для маяка.

 

[400x395]

 

*       *       *


    Вот ссылка на страницу магазина элитных сувениров с вышеприведенным текстом, снабженным множеством красочных иллюстраций; можете также прочитать написанную мной биографию зажигалки (в разделе "Зажигалки"), в которой нашлось место Леонардо Да Винчи, мушкетерам Александра Дюма, Харуки Мураками и тосту из фильма "Кавказская пленница":

http://artss.ru/kalejdoskopy.html

    Ссылка на мой рассказ "Калейдоскоп" (предваренный выражениями любви Рэю Брэдбери):

 http://www.liveinternet.ru/users/2311666/post124462436/

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (35): вперёд»
Dancing_Witch 19-08-2010-13:38 удалить
Я однажды выложила на "Варфоломеевскую ночь" посты про рисовальщиков комиксов..)) Представляешь, они там со своим высоким имкусством - а тут, комиксы!..)) Я им пыталась объяснить, что в любом искусстве существует и ширпотреб, и работа высочайшей пробы. Модератор, правда, благосклонно отнеслась к такому эксперименту, я ее знаю, да и публика в большинстве приняла нормально. Но пару человек, конечно, не поняли, что к чему..) А твои поиски чудесного в малом - меня просто околдовывают и завораживают, как узоры в калейдоскопе..) И рассказ у тебя отличный получился, не обращай внимания ни на кого, ты сам по себе уникальный и я тебя люблю за эту твою "чудесность" во всем..) Спасибо за историю изобретателя, она очень символична и напоминает мне этот человек тебя самого. Тем, что людям всегда свойственно стремиться к малым чудесам, даже самым взрослым и серьезным.
Ответ на комментарий Dancing_Witch # Мне так приятно, что ты отозвалась на это сообщение) Ты умеешь понять меня как никто другой. Очень надеюсь порадовать тебя своей второй книгой)
Dancing_Witch 20-08-2010-08:33 удалить
Дмитрий_Шепелев, я уже догадалась, что готовится следущая книга - так что жду в любом случае!..)
Изучала на днях статью о том, какие предметы быта и техники был в 19-ом веке, чтобы наглядно представлять обстановку, в которой жили персонажи. Калейдоскопы были безумно популярны. Узоры из них заимствовали художники для своих картин, а также торговцы и текстильщики для создания дизайна тканей и обоев. Нашла вот такой красивый калейдоскоп и избрала его в качестве подарка, который один персонаж подарит другому (retro_kaleidoscope 19 век): [235x328]
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Да, это так интересно... XIX век вообще был богат на всякие механические штучки-дрючки)) А что это за персонажи, о которых Вы говорите?
Дмитрий_Шепелев, персонажи фанфика, который пишет девушка, сочинившая сказку о волшебном трамвайчике. По вдохновению пишет, каждой строчки ждём. Но это интересно тем. кого персонаж волнует, узкому кругу. Я включилась в историю и у меня множество картин по разворачивающемуся сюжету, даже вдохновляет нарисовать героев). Атмосфера сказки делает нас счастливыми. Колейдоскоп - моя фантазия по сюжету. Беседую с автором, у нас взаимодействие по сюжету, к взаимной огромной радости. И вот ещё один подарок для ребёнка из сказки, который мне придумался по ходу развития истории, это тайная коробочка: [640x491]
И у меня возникла обложка к сказке. Я страстно хожу сделать дизайн от и до, и напечатать это в книжку). Единственную на свете, для себя. И автору бы сделала. Остальные на сайте читают. А я люблю ощутить дорогое произведение в руках. Книга - это живая тайна. Это драгоценное детище автора. И мне нравится делать в ней открытия.
Эпиграф к сказке такой: "Твой мир - это океан. Он нежен, прозрачен, тих. Я вижу цветные сны. И я растворяюсь в них".
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Боже, какое чудо! Обожаю такие вещицы. Они - как дверца в мир волшебства)
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Мне очень близко такое отношение к книгам - все эти зрительно-тактильные ощущения)) Когда оформление любимой книги соответствует ее содержанию, читать несравненно приятней)
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Слов нет - сплошное умиление.
Дмитрий_Шепелев, любуйтесь на Целый МИР внутри маленькой коробочки, вызывающий в воображении необыкновенные истории: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post115124474/
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Ух ты!... Чуды какие... Умом отъехать можно))
Дмитрий_Шепелев, вот и я о том же). Рассматриваешь и сочиняется история!
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Мне особенно понравилась вторая коробочка снизу - в ней есть какой-то особый, близкие мне символизм - два сердечка в кругах, одно снизу слева, другое - сверху справа, одно прозрачно-фиолетовое, с бабочкой внутри, другое - металлическое, наверно медное, и ракушки вокруг, и медаль с красно-белыми полосами, и еще эта птица сверху... Очень всё это в душу мне западает.
Дмитрий_Шепелев, она самая замечательная, эта коробочка. Мне ещё воображается, что там где верхнее сердечко, над ним высокие горящие свечи. Это символ горящего сердца, трепещущего в нём огня, дающего свет и тепло. Второе сердце, с лёгкой бабочкой мне близко. Было чудо этим летом, я написала о нём рассказ. Мне на руку садилась бабочка. Маленький черно-красный адмирал. Она прилетала несколько дней в одно и тоже вечернее время. Я протягивала к ней руку и умоляла присесть на ладонь. Она садилась несколько раз в разные дни. Я сфотографировала этот миг. Меня потрясло это чудо.
Я никак не могу объяснить разумом это явление. Мне тогда было очень одиноко. И явление трепетной порхающей души тронуло меня до слёз. Такая тишина наступила в сердце, когда адмирал сел на мою ладонь... И он прилетал несколько дней... Ощущение, что держишь на руке живую, непонятную, добрую сказку. Уже даже в один день вечером мне мама сказала: "Иди. Твоя бабочка прилетела".
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Это прекрасно. Вы удивительный человек)...
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Иногда одиночество позволяет нам раскрывать красоту этого мира... Знаете, мне вспомнился фильм "Амели". Он мне очень нравится)
Дмитрий_Шепелев, о, вспомнили французскую волшебницу). Мне один хороший человек из моей театральной школы написал пожелание, когда вся группа друг другу на память сочиняла их): "Ты наша Амели". Я была тронута). Мне близка героиня). Я её понимаю.
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Театральная школа... надо же, это делает Вас еще более интересным человеком) Я заметил, Вы указали, что живете в Париже. Наверно, уйма впечатлений от всех этих мест из разных романов и фильмов?
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Это очень особенный фильм - "Амели". Иногда смотришь его с кем-то, а этот человек совсем не понимает о чем это вообще... И ты думаешь "ну как же так, неужели он (в смысле она) не видит?!" А с Вами всё совсем по-другому)
Париж и возраст - это моя фантазия, связанная с местечком Сен-Поль де Ванс. Это живописная старинная горная деревушка на средиземноморском побережье Франции. Там живёт героиня моей фантазии. Это уникальное место, где в своё время в отеле "Золотая голубка" собирался литературно-художественный цвет Парижа.
Персонаж не заимствованный, мой, мне нравилось рисовать её образ. Потому и взяла его для дневника.
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Жутко романтично)) Вы там были, в этой деревушке или в отеле? Это место с чем-то связано для Вас?
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Знаете, мне тоже нравится иногда помечтать, какой была бы моя жизнь, живи я где-то в другом месте... И как правило этим другим местом видится Нью-Йорк) По-моему, это совершенно уникальный город, по-своему чумовой и очень притягательный, он одновременно и грубый и красивый, где-то трогательный, где-то вульгарный, но в любом случае очень искренний, настоящий, там всё как будто на пределе. Думаю, в Нью-Йорке просто невозможно заскучать, хотя там может быть очень одиноко. У меня почему-то очень сильное чувство этого города - кажется много глубже, чем суммарные впечатления от книг и фильмов о нем, впитанных мной.
Дмитрий_Шепелев, нет, я там не была. Но я поселила туда моё воображение. Мой отец, Поль, и есть хозяин этой гостиницы. Ещё у меня есть брат. Я помогаю отцу в отеле и делаю украшения из морских ракушек и камней. Однажды, когда ночь была невыносимо жаркой, я побрела к берегу моря, подышать. У отеля горел яркий фонарь, превращавший освещенное пространство в желто-оранжевый светящийся купол. в котором стояла пара теней - силуэтов ночных постояльцев. Я слышала обрывки звонкого смеха женщин, мелодию на пианино... По пути к морю я заметила театральную афишу. На гастроли, к открытию летнего сезона для отдыхающих, прибыл парижский театр...
Ответ на комментарий Кристина_Крис # Alter Ego как творческая маска... Я недавно написал Вам письмо о том, что хотел бы поближе узнать Ваш дневник)
Ответ на комментарий Кристина_Крис # У Вас неплохо получается) Напоминает Франсуазу Саган. Эти фантазии заслуживают того, чтобы найти любовь читателей.
Дмитрий_Шепелев, спасибо), я сейчас открою, я его для себя вела долгое время. Наверное, какие-то записи надо скрыть, не совсем оптимистичные... А не совсем есть время на эту цензуру. Я открою так, что есть, то есть..., то пусть и будет Это выше я рассказывала то, о чем сочиняла. Девушку зовут Адель.


Комментарии (35): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Человек, который изобрел калейдоскоп. | Дмитрий_Шепелев - Дмитрий Шепелев. Дневник | Лента друзей Дмитрий_Шепелев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»