Мне сегодня вдруг подумалось - вот если бы пришлось так сразу взять и сняться с места, капитально, и отправиться в далекие дали, или вообще бродить по свету, какие бы книги я обязательно взял с собой из своей домашней библиотеки примерно на семьсот томов?
Минуту-другую я скользил взглядом по знакомым напересчет корешкам, и отмечал, иногда с приятной уверенностью, а иногда с удивлением - словно некий голос во мне говорил за меня, какие книги я бы должен был взять обязательно, чтобы они грели мне душу под незнакомым небом и наполняли паруса моей души.
Для усиления драматического эффекта я решил, во что бы то ни стало, выбирать не больше одного тома каждого автора, чтобы полнее ощутить его особенную значимость (однако, это не распространялось на издания из нескольких томов).
Вскоре я выудил все эти книги с полок, и расположил их в ряд на ковре, добавив снизу один сборник рассказов и три не художественные книги.
Пробежав по ним взглядом, я с удивлением обнаружил, что среди них не оказалось некоторых из тех, что я привык считать своими любимыми - здесь и сейчас, в данной точке пространства и времени, зато я обнаружил несколько таких, которым почему-то до сих пор не уделял первостепенного внимания.
Не оказалось среди них ни "Двенадцати стульев", ни "Гаргантюа и Пантагрюэля", ни добрых притч Коэльо, зато я ощутил непреодолимое желание читать в долготрудном пути Вильяма нашего Шекспира в оригинале, алхимическую мистерию о приключениях Христиана Розенкрейца и антологию христианской ангелологии.
Итак, вот эти книги:
Валентин Андрэ - "Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459", раритетное издание с комментариями и приложениями.
Рэй Брэдбери - колоссальный сборник издательства "Книжная палата" (отличный пример условности понятия "один том"), включающий основной объем его сочинений, примерно, до 1990 года.
Ивлин Во - "Возвращение в Брайдсхед". Герой этой книги - мое альтер эго - путешествует по планете своих воспоминаний, словно лирический Индиана Джонс.
Герман Гессе - издательский сборник "Сидтхартха", который дорог мне, прежде всего, проникновенными эссе об искусстве, культуре и жизни.
Ширли Джексон - "Мы живем в замке". Казалось бы, что может быть менее уместно в дороге, чем витиеватое повествование от лица шизоидной девочки-подростка, обитающей в пределах старой усадьбы, а вот поди ж ты - сердце запросило.
Исаак Башевис Зингер - "Шоша". В принципе, та же тема.
Анджела Картер - "Кровавая комната". Этот сборник сюрреалистических сказок-коллажей способен расцветить любые будни.
Джон Краули - "Парламент фейри". Вот уж действительно - книга на все времена, по крайней мере, для меня.
Милан Кундера - "Нарушенные завещания". Считая Кундеру прирожденным эссеистом, я предпочел этот авторский сборник эссе его художественным сочинениям.
Говард Лавкрафт - издательский сборник в двух томах "Притаившийся ужас", представляющий основное художественное наследие нежно любимого мной Лавкрафта.
Биография Лавкрафта, написанная мэтром фантастической литературы Спрэгом Де Кампом. Как ни странно, это единственная биография из нескольких десятков, по которой я ощутил настоящее душевное томление.
Айра Левин - "Ребенок Розмари". Эта самая трогательная и душераздирающая история повсюду напоминала бы мне о недостатке справедливости в этом мире.
Чарльз Де Линт - авторский сборник рассказов "Блуждающие огни" из серии "Городские легенды". Чтобы никогда не забыть о простых и волшебных человеческих историях из жизни больших городов.
Роберт Маккаммон - "Жизнь мальчишки". Если бы я мог вернуться в детство, я хотел бы прожить его как герой этой книги.
Герман Мелвилл - "Моби Дик". Морская эпопея библейского размаха с чисто человеческой жизненной иронией.
Харуки Мураками - "Норвежский лес". Истории из жизни мальчишек и девчонок, которые всегда остаются сами собой и нигде не бывают дома.
Владимир Набоков - издательский сборник из двух вещей: "Лолита" и "Приглашение на казнь". Каждая из них бесконечно дорога мне - как и самому Набокову.
Джойс Кэрол Оутс - авторский сборник рассказов "Одержимые". Из прозы Оутс я сразу ощутил особую симпатию к рассказам, а из всех сборников - особую теплоту именно к этому.
Милорад Павич - "Ящик для письменных принадлежностей". Именно эта его книжица запала мне в душу глубже других, и что самое странное - даже глубже "Пейзажа, нарисованного чаем" и "Хазарского словаря".
Орхан Памук - "Новая жизнь". Жизнь в пути похожа на жизнь внутри книги, в этом сходстве есть определенная притягательность.
Edgar Allan Poe - полное собрание рассказов, "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" и избранные стихотворения. Без одержимого Эдгара - никуда.
Терри Пратчетт - "Роковая музыка". Среди его многообразных и равно неподражаемых сочинений, именно это тронуло меня сильнее всего - наверно, своей особенной "музыкальной" проникновенностью, проступающей сквозь традиционный бронебойный юмор.
Марио Пьюзо - "Дураки умирают". Это самое личное произведение Пьюзо, самое жизненное и, пожалуй, самое остроумное - о жизни писателя, о его творчестве, об отношениях с женщинами, о семье и о дружбе.
Anne Rice - "Interview with the Vampire". В своем роде, безупречное повествование о странствовании сквозь лабиринт страстей и испытаний - к подлинной свободе.
Джоан Роулинг - "Гарри Поттер и узник Азкабана". Из всех моих любимых сказок, только эта угнездилась в моей душе не по детски.
Мигель Де Сервантес - "Дон Кихот". Что наша жизнь, как не игра в героев?
Bram Stoker - "Dracula". Это классика мистического квеста, история на все времена.
Братья Стругацкие - авторский сборник повестей, из которых мне всего дороже "Трудно быть Богом". Три дня из жизни человека духа, обремененного дилеммой между чувствами и долгом, среди людей плоти - с прологом и эпилогом.
Jerome D. Salinger - "The Catcher in the Rye". Для меня это эталон исповеди, когда автор напрямую общается с читателем, минуя всевозможные культурные препоны и неизменно оставаясь на самой настоящей частоте, когда простыми словами сказано всё.
Амос Тутуола - издательский сборник из двух замечательных повестей: "Путешествие в город мертвых" и "Моя жизнь в лесу духов". Вот она, мощь африканского фольклора во всей своей страшной красе.
Джон Фаулз - авторский сборник повестей, заглавная из которых, "Башня из черного дерева" полюбилась мне еще с тех времен, когда ее не было в русском переводе, и до сих пор она мне дороже всего из творчества Фаулза. Здесь есть все, что волнует художника в самом широком смысле этого слова - жизнь, любовь, искусство.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд - издательский сборник, в котором представлен и мой любимый "Великий Гэтсби" и замечательные рассказы. Творчество Фицджеральда - это самый меткий и трогательный портрет Америки эпохи джаза: прекрасной, наивной, зыбкой, брутальной и просто общечеловеческой.
Билл Флэш - две повести по сценариям одноименных фильмов Тима Бартона: "Бэтмен" и "Бэтмен возвращается". Эти повести бесконечно дороги мне своим мрачноватым шармом, своими неподражаемыми героями, воплощающими всевозможные парадоксы человеческой психики, и своей городской мифологией.
William Shakespeare - The Tragedies. Сборник трагедий Шекспира, представляющих все богатство человеческих страстей, чувств и мыслей, поданных под соусом неподражаемого авторского видения.
Ким Эдвардс - "Дочь хранителя тайны". Трогательная и таинственная история одной семьи: о том, как нас подводят лучшие чувства, о том как прошлое лепит будущее, о жизни и любви, о самопознании и примирении.
Умберто Эко - "Маятник Фуко". История мистических похождений двух интеллектуалов-фантазеров, стремящихся раскрыть мировой заговор и заодно постичь смысл жизни; нелегко же мне было предпочесть эту книгу Эко его иллюстрированной "Истории красоты".
Сборник рассказов англоязычных авторов, по большей части не известных мне, "Лучшее за год" в жанрах мистики, фэнтези и магического реализма. Я смакую эти маленькие сокровища от случая к случаю (на сегодня дойдя примерно до половины), и каждое из них буквально изумляет меня и приводит в восторг - далеко не каждый авторский сборник способен на такое.
"Ответы непосвященному" Зора Алефа. Беседы мистического философа и целителя Зора Алефа со своим отцом, по материалам лекций и семинаров, о самых различных вопросах человеческого бытия.
"Ностальгия по истокам" Мирчи Элиаде. Оригинальные культорологические исследования о многообразных связях между древностью и современностью, о неисчерпаемости подсознательного в наших душах, и о важности мифотворчества для человеческого развития.
"Книга ангелов" издательства "Амфора". Замечательная антология ангелической литературы в христианской традиции - от древности до современности.
Кажется, эти книги способны облегчить любой путь, особенно тот, что мы проходим изо днгя в день, и они вызывают желание - по крайней мере во мне - рассказать о них встречным путникам: вдруг кто-то узнает в них себя?
[505x698]