Тихая битва разума и безрассудства
Верующий человек, придерживающийся дзенских учений, без проблем мог оставаться на ночь в монастыре, но при условии того, что в «битве умов» он одержит победу над людьми, которые непосредственно в этом храме проживают. Проиграв битву, монах молча покидает монастырь, не обижаясь и не сердясь на его хозяев – проиграл, значит, будь добр, ищи ночлега в другом месте.
Располагался один такой дзенский монастырь в северной части Японии, где жили 2 монаха, которые были братьями. Меньший брат был явно обделенным, как умом, так и по здоровью – одного глаза у него не было, а вот второй брат был посмышненнее, да и грамоте себя старался обучать. Путешествуя по святым местам один дзенский учитель, знавший про храм двух братьев, принял решение непременно в него заглянуть, тем более был поблизости и, когда пришел, как и принято по традиции, предложил состязание о духовности и возвышенности.
Младшему брату было валено состязаться в этот раз с монахом потому, что старший был уставшим и замученным учебой и монастырскими хлопотами.
«Попробуй вести немой разговор – это будет лучше всего», - давал наставления старший брат.
После полученных рекомендаций, двое отправились к святым местам, где для начала присели.
Не то чтобы много времени прошло, как к старшему брату заявляется гость и произносит такие слова: «Хороший парень, твой брат, да еще и умный! Он без лишней суеты одержал верх в нашей схватке!»
«Тогда у меня к тебе будет одна просьба – расскажи мне о том как это было, о чем вы беседовали», - проговорил старший монах.
«Разговор начал я, - произнес гость, - приподнял один палец – таким образом, я обозначил Будду. Реакция твоя брата выдала мне в ответ два пальца – Будду и его концепцию. Мне ничего не оставалось делать, как поднять три пальца, обозначив тех, кто продолжил учения великого Будды – его последователей. После этого твой брат поднес к моему лицу целую ладонь, сжатую в кулак – этим он хотел сказать, что все, о чем мы беседовали с ним ранее, родилось от одного направления, от одного мирского веяния.
Права остаться здесь я не имею – брат одержал великолепную победу!»
Не желая прибавлять хлопот, путник отправился дальше.
«Куда же он запропастился?» - восклицал раздосадованный победитель.
- Так ты же выиграл спор!
- Одного лишь хочу – побить мерзавца! А про спор лучше не напоминай – я его не выиграл!
- А спор ваш можешь дословно предать? – спросил брат.
- Сначала он ко мне присматривался, а потом, заметив мой недуг, показал один палец – мол, глаз у меня только один. Он учитель дзен, поэтому я решил не пререкаться с ним покамест. Естественно, два видящих ока – подарок судьбы, жаль не все это ценят, вот я решил его подбодрить и показал в ответ два пальца. Негодяй же этот повел себя неосмотрительно и решил вконец меня оскорбить, показав три пальца, символизирующие то, что нас с ним двое, а глаз на обоих – только три. Он получил от меня по заслугам – я его хорошенько поколотил!
Кроме этого
японского рассказа можно прочесть и этот:
Две притчи о взаимопомощи и непоказной вере.