Постнеклассическая ситуация в познании: познание как взаимное преобразование во встрече с другим
Нами уже было установлено отличие постнеклассической ситуации познания. Кратко повторю, это отличие заключается в том, что оба участника познавательной ситуации, а именно объект и субъект, не сохраняют своей самотождественности в познавательном (взаимо)действии, поскольку оно приводит к изменениям обоих контрагентов. Это особенно характерно для случаев так называемого самопознания и познания человека человеком, хотя мы считаем, что такие же изменения характерны и в других случаях познания.
Другими словами, постнеклассичность познания проявляется именно в случаях познания человека человеком и самопознания. Потому для формулировки и изложения нашей гипотезы мы воспользуемся примерами, в которых познание осуществляется в общении людей, а именно опыт диалогического философствования и опыт современной гуманитарной психотерапии.
Итак, общая особенность познания в общении может быть представлена следующим образом. Чтобы познание состоялось нужно: а) чтобы произошла встреча с другим; б) что бы встреча была преобразующей.
Первое из названных условий — это классическое определение познания, т.е. Познание в данном случае трактуется как трансцендирование или выход познающего (субъекта познания) за пределы себя, за пределы собственной субъективности. Так, открытие гелиоцентричности нашей вселенной предполагало выход за пределы наглядным представлений и когда это случилось то мы увидели другое в самом прямом смысле этого слова, а до этого видели скорее себя или точнее сказать собственные представления. Тоже самое и в общении. Например, одно из главных составляющих искусства психотерапии заключается в том, что бы видеть субъективность другого человека, а не подставлять на её место содержание собственной субъективности, что нашло своё отражение в феномене проекции. Понятно, что встретиться с другим не так уж и просто. Не потому что другое редкость, а потому что трудно выйти из себя, прервать пребывание в себе. И вот здесь важно не пропустить следующее - прервать пребывание в себе уже событие, которое требует коренного самоизменения субъекта. Случилась встреча с другим, значит произошло и изменение субъекта познания, который в силу каких-то условий стал способен к этой встрече. Иногда такие изменения субъекта не более чем изменение ракурса рассмотрения, но иногда такие изменения — результат глубинной личностной трансформации.
Второе условие уточняющее, поскольку мы уже сказали, что выход за пределы себя уже сам по себе есть преобразование. Это уточнение тем не менее необходимо поскольку другой в этой встрече, как мы постараемся показать, оставаясь со своей стороны не вовлечённым в неё может остаться для субъекта «вещью в себе» и тогда встреча останется поверхностной, другой для субъекта останется только лишь впечатлением, образом, но не предстанет как другой во всей своей другости. Применительно к общению, другой останется объектом, а не живой личностью. «Сердцевина» субъективности другого так и останется чем-то потусторонним, запредельным внешности. То есть . Встреча с другим должна предполагать и встречу другого с познающим. Не случайно, психотерапевты постоянно подчёркивают, что отношения с клиентом обоюдные, требующие взаимного изменения, взаимного проникновения личный мир друг друга. Отсюда становиться ясным, что так преподнесённое познание включает в себя опасность — опасность потери себя и опасность поглощения другого. Вот тут нащупывается и основная проблема постнеклассической науки. Поскольку познание есть преобразование познающего во встречах с другим, что ставит перед ним проблему сохранения себя в преобразовании, то иначе приходится и ставить вопрос об истине или объективности познания. Объективность — это проявление и сохранение субъектами себя и друг друга в совместном самоосуществлении.
Теперь становится очевидным, что постнеклассическая проблема познания перестаёт быть лишь гносеологической проблемой, но становиться проблемой онто-гносеологической.