• Авторизация


Безбожная интерпретация философии Гегеля Кожевым и её последствия: часть 1 17-07-2010 06:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - после плохого сна

Последствие первое и главное

Начнём с конца... с конца истории. Как известно именно к нему приводят рассуждения Гегеля по версии Кожева.
Что есть конец истории? Конец истории - это такое состояние мира, которое наступет вследствие равнопризнанности тех, кто творил историю реализуя свою потребность быть и, при этом быть не просто, а быть единственным, "живее всех живых", так чтобы это было признано другими. И вот в результате смертельной схватки за право быть именно так, соревнующиеся за него субъекты одновременно останавливают борьбу признавая право оставшихся в живых быть признанными, но вместе и взаимно. Это и есть конец истории, чреватый тем, что её участникам "нечего больше хотеть" и они "сходят от этого с ума".
Но с необходимостью ли следует этот вывод из гегелевских построений?
И. Ильин считал, что нет. И вот в чём дело?
Опять же как известно, главный субъект гегелевской истории - Абсолютный Дух, известный так же под именем Понятие. В интерпретации Кожева, Абсолютный Дух находит своё высшее вопложение в человеческой личности. Таким образом диалектика Духа, есть диалектика мира, воплощённая в человеке и благодаря человеку.
В понимании же Ильина, Абсолютный Дух или Понятие есть Бог. Собственно в этом и кроется разность выводов этих философов.
Дело в том, что конец истории наступает с неизбежностью лишь в том случае, когда субъектом истории является только человек, без Бога. Если же субъектом истории выступает Бог, то никакого конца истории нет и быть не может. теперь вслед за Ильиным постараюсь это доказать.
Согласно Ильину смысл истории заключается в достижении свободы. Свобода определяется в двух аспектах: отрицательном и положительном. Отрицательное определение свободы заключается в том, что абсолютная свобода есть необусловленность инобытием или свобода как самопричинность. Но есть и второе определение свободы - свобода как творчество. Свободный субъект истории (Бог) творит её из самого себя.
Далее, мы знаем, что в творческом акте Бог сотворил мир как, с одной стороны, продолжение себя, а, с другой, как свободное инобытие себя, или свободное другое. Мы знаем, что трагедия сотворённого мира заключается в том, что он в лице человека, воспользовавшись свободой, отчуждил себя от Бога (грехопадение). Произошедшее стало расколом первоначально Единого на две части, которые однако, как показывает Гегель в ильинской интерпретации, не стали абсолютно чуждыми друг другу (конрадикторными, выражаясь в терминах логики). Так возникает человеческая история, как история обретения утерянной свободы. Но утеряна была свобода отрицательная, свобода как необусловленность. После грехопадения человек стал существом страдательным или обусловленным. В тот же момент Единое, которое в акте творчества разделилось на себя и своё инобытие (тварный мир), тоже лишилось отрицательной свободы поскольку попустило инобытие, которое ещё и отпало (или отдалилось) по собственной воле. Но положительная свобода Абсолютного Духа утеряна не была. Творчество не закончилось, а значит новое всегда возможно, а значит всегда возможно другое. Однако, человеческая история движится тем противоречием, которое породило самого человека - свободой твари. смысл человеческой истории в обретении нового единства с Абсолютным Духом (Богом). Когда будет этот смысл реализован наступит конец истории. "Но в чём же различие?" - спросит внимательный читатель. А различие в том, что это конец собственно человеческой истории, но не конец истории вообще, истории Абсолютного Духа, ибо положительная свобода - это творчество. Что это будет означать для человека можно только гадать, однако совершенно ясно, что это гадание не бессмысленно, поскольку конец истории, как мы сейчас установили - это ещё не конец.

О других последствиях позже и, надеюсь, в режиме полемики.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ника1313 17-07-2010-08:03 удалить
Блин, Костя, как ты умеешь все внятно излагать! Мне понравилось!!!!! И продолжения хочется. А в режиме полемики - я не умею, не доросла еще. Я пока могу только в чужой полемике видеть чтО я худо-бедно понимаю, а что - вообще в голове не укладывается.
Спасибо! Тогда дождёмся Вордмена или ещё кого :)
word-man 18-07-2010-01:37 удалить
Бедная моя печень... Два дня на казахской свадьбе. Чуть дуба не врезал. На коньяк уже смотреть не могу. Встретил почти всех друзей одновременно, чего не было много лет. Кожев... Кожев... при чём же здесь Кожев?
word-man, ну, ты не торопись. Мы тебя будем ещё терпеливо ждать...


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Безбожная интерпретация философии Гегеля Кожевым и её последствия: часть 1 | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»