Лишенцы
Glory, glory, psychotherapy!
Glory, glory, sexuality!
Glory, glory! Now we can be free
Аs the id goes marching on!
Мэлани Сафка. Из песни "Psychotherapy"
Ещё одной фундаментальной характеристикой человека, согласно Лакану, является нехватка. Не новость на самом деле. В таких случаях никогда не будет лишним напомнить четыре благородные истины Будды: дукха, самудая, ниродха, марга. За что люблю учение Будды, так это за краткость и ясную прямоту. Впрочем, лаконичность характерна для многих классических вероучительных текстов Индии - читта-вритти-ниродха и готово. Ну да ладно. Не будем отвлекаться. Для нас сейчас важны две первые благородные истины. Дукха: жизнь есть страдание. Самудая: причина страданий - жажда-танха. Мы все чего-то хотим. И мы лишены того, что хотим. Поэтому мы вожделеем предмет желания и влечёмся к нему. Поэтому мы страдаем. Именно о том же самом говорил и современник Гаутамы - Платон: человек не имеет в своём владении предмета своей любви. Он вожделеет всегда что-то внешнее ему. То, чего он лишён. То, что не есть он сам и что ему недоступно.
Посмотрим, что говорил по этому поводу Жак Лакан. В свойственной психоанализу манере Лакан связывает причины этой драмы с обстоятельствами детства. Мать отнимает младенца от груди. Оставляет его одного, куда-то уходит, и исчезает из поля зрения ребёнка . Тем самым, дитя впервые переживает состояние покинутости, разорванности симбиотической связи с матерью. Была полнота, и вдруг она катастрофически рушится. На месте экзистенциальной полноты образовывается нехватка. Я не стану анализировать реальность обычных роддомов, где новорожденный сразу отнимается от матери и куда-то уносится добрыми врачами. Дело в концептуальной структуре опыта. Причём дело не в голоде ребёнка. "Голод" - это поздняя культуральная бирка на специфическом непосредственном переживании. На совершенно бессмысленном переживании. А поначалу есть только комфортная полнота или утрата такового - нехватка.
Так вот, в структурном психоанализе утверждается, что в психике ребёнка в этот момент рождается феномен, который Лакан назвал Желанием Другого. Младенец видит, что мать куда-то уходит, и думает (или что там в голове у младенца делается), что мать находит какой-то другой интерес, помимо ребёнка. Так и есть, конечно. Жизнь матери не исчерпывается только ребёнком. И вот тогда дитя начинает желать стать объектом желания матери. С тем чтобы вернуть её навсегда и заполнить зияние нехватки. То есть ребёнок бессознательно хочет заместить собою всё остальное в жизни матери.
Но мало того. Маленький человек рождается уже в заранее существующий социум. Чтобы понять внутренние пружины социальной жизни необходимо разобраться со структурой детских переживаний. Но чтобы понять детство уже необходимо знать как устроена психика взрослых и какова структура общества. Замкнутый круг. Попробуем во всём этом разобраться. Позже.
Схолий первый, схолий второй, схолий третий.