• Авторизация


ЖЗЛ (ЖАННА ЭБЮТЕРН. ТАЛАНТ, ПОЛОЖЕННЫЙ НА АЛТАРЬ ЛЮБВИ) 04-03-2010 07:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

Об этой художнице я писал в серии постов, посвященных Модильяни здесь .
Недавно нашел в интернете пару портретов Амедео и несколько других картин, написанных Жанной Эбютерн. Захотелось рассказать о ней, как о художнице.
Информации об этом, увы, совсем мало, поскольку во всех материалах о ней пишут, как о модели и любимой женщине Модильяни, практически не упоминая, что Жанна тоже была художницей. Да, она получила образование, но ни разу не выставлялась, да, она оставила небольшое творческое наследие, но ее работы не видел никто еще долгих 30 лет. Поэтому я и захотел еще раз поговорить о ней, поэтому я именно так назвал этот материал…

Жанна Эбютерн
Jeanne Hebuterne


6 апреля 1898 — 26 января 1920

[показать]

Jeanne Hebuterne Autoportrait

Французская художница, знаменитая модель и неофициальная жена художника Амедео Модильяни.
Родилась Жанна в Париже в католической семье, жила неподалеку от Пантеона, на улице Амьо, на шестом этаже большого дома в квартире 8-бис.
Ее отец, Ашилль Казимир Эбютерн, работал в универмаге Бон Марше (по другим сведениям - служил в парфюмерной фирме), а по вечерам жене и дочери читал вслух философские сочинения своего любимого Паскаля.
Девушка была введена в круг художников Монпарнаса своим братом Андре Эбютерном, который хотел стать художником.
Опять же уточню – один из источников пишет, что Андре к тому времени уже был художником и даже выставлял свои пейзажи в «Осеннем салоне». Впрочем, как о художнике, о нем абсолютно неизвестно!
Немудренно, что Жанна тоже решила стать художницей, и родители этому не противились.




Она одно время поработала моделью у Цугухару Фудзиту.

[показать]

Tsuguharu-Leonard Foujita Jeune femme assise, portrait présumé de Jeanne Hebutern. 1917 г.

Однако желая сделать карьеру и обладая незаурядным талантом, Жанна решила учиться и поступила в Академию Коларосси.
Кстати, стоит отметить, что Жанна подавала большие надежды, учась в Академии, ее курсовые работы всегда отмечались на конкурсах.

[показать]

Jeanne Hebuterne Autoportrait 1916 г.

[показать]

Jeanne Hebuterne Naturamorta (Натюрморт).

Историки утверждают, что Жанна Эбютерн могла бы стать известной художницей, но она стала Музой Модильяни.

История любви

Модильяни познакомился с 19-летней студенткой Академии Жанной Эбютерн весной 1917 года.

[показать]

Жанна Эбютерн 1917 г.

Одни говорят, что впервые они встретились на карнавале. Жанна Эбютерн была представлена Амедео Модильяни скульптором Ханной Орлофф (1888-1968), которая часто, как и многие другие представители искусства, использовала учеников Академии в качестве моделей.
Другие, что Амедео заметил ее в Академии Каларосси, где за 50 сантимов можно было получить обнаженную натуру и место за мольбертом. Маленькая шатенка с тяжелыми темно-золотыми косами поминутно стирала свой рисунок резинкой и начинала все заново.
Третьи утверждают, что художник увидел Жанну в кафе «Ротонда», на Монпарнасе, где собирались в прокуренной задней комнате художники, продавцы картин и поэты. Увидев ее, он сразу же стал набрасывать на листке бумаги ее портрет.
Место их встречи не имеет значения. Важно то, что Модильяни наконец встретил ту, о которой когда-то говорил своему близкому другу скульптору Бранкузи, что «ждет одну-единственную женщину, которая станет его вечной настоящей любовью и которая часто приходит к нему во сне».

Жанна была маленького роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и очень белой кожей. Из-за этого яркого контраста волос и цвета лица друзья прозвали ее "Кокосовый орех".
А еще про нее говорили, что она со своим бледным лицом с совершенными чертами и длинной шеей напоминала лебедя.
«Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно».

[показать]

Жанна Эбютерн 1917 г.

Описываемая швейцарским писателем Шарлем-Альбером Сингриа (1883—1954) как нежная, застенчивая, спокойная и деликатная, Жанна Эбютерн стала главной темой в живописи Модильяни. Он изобразил Жанну на своих полотнах не менее 25 раз.

[показать] [показать] [показать] [показать]

Amedeo Modigliani Jeanne Hebuterne 1917 г.
Amedeo Modigliani Jeanne Hebuterne with Necklace 1917 г.
Amedeo Modigliani Jeanne Hebuterne in a Scarf 1919 г.
Amedeo Modigliani Jeanne Hebuterne (also known as In Front of a Door) 1919 г.

Жанна переехала к Амедео , несмотря на решительное противодействие со стороны ее глубоко верующих родителей. Они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Две голые пустые комнаты, выкрашенные оранжевой краской и охрой. Денег катастрофически не хватало. Через год произошло примирение с родителями Жанны. В начале 1918 года по просьбе Жанны, беспокоящейся из-за здоровья вечно кашляющего Моди, родители помогли деньгами, чтобы оплатить лечение в Ницце.

Ницца

Весной 1918 Модильяни и Жанна покинули Париж, находившийся под угрозой немецкой оккупации, и уехали вместе с тещей на южное побережье Франции. Ужиться не удалось, и вскоре пришлось перебираться в дешевенькую гостиницу, где обитали одни проститутки.

В Ницце Жанна нарисовала карандашом портрет Амедео.
Искусствовед Виталий Виленкин писал:
«Она чутко уловила и его изменившийся облик, и что-то от его внутренней духовной сосредоточенности. Он сидит за круглым столом в накинутом на плечи пальто и в шляпе и читает какую-то книгу, плотно сжав вытянутые вперед губы. На столе трубка, пепельница, графин, стакан и большая керосиновая лампа с клетчатым абажуром. Рисунок кажется таким тонким и точным, что только обилие подробностей в одежде и аксессуарах мешает определенно говорить о влиянии того, кем он вдохновлен".
Представленный ниже портрет написан в это же время.

[показать]

Jeanne Hebuterne Modigliani with the pipe 1918 г.

Жить с гением было непросто, тем более, что иногда Модильяни бывал ужасно груб с Жанной.
Поэт Андре Сальмон так описывал один из многочисленных публичных скандалов Модильяни:
«Он тащил ее (Жанну) за руку. Схватив ее за волосы, с силой дергал их и вел себя как сумасшедший, как дикарь».

Двадцать девятого ноября 1918 года у Жанны родилась дочь. Ее тоже назвали Жанной (Джованной). Малютку зарегистрировали, как дочь Жанны Эбютерн от неизвестного отца, потому что они с Амедео были невенчаны.
Впервые за долгие месяцы Модильяни написал своей матери Евгении Гарсен: «Очень счастлив».
Во втором письме матери Моди писал: «Малютка здорова, и я тоже. Я нисколько не удивлен, что такая мать, которой всегда была ты, почувствовала себя настоящей бабушкой, независимо от каких-либо «законных оформлений».
Тем не менее, он не поспешил в муниципалитет, чтобы оформить свои отношения с Жанной.
Только узнав о том, что Жанна беременна вторым ребенком, Модильяни написал своеобразную расписку: "Сегодня, 7 июля 1919 года, я обязуюсь жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн…".
Он даже написал заявление об оформлении брака, но они так и не успели стать законными мужем и женой.

[показать]

Amedeo Modigliani Self Portrait

В конце мая 1919 года Модильяни уехал в Париж, чтобы подыскать новое жилье. Жанна с малышкой осталась на Лазурном берегу.
Через три недели она шлет ему телеграмму: «Нет денег на дорогу. Пришли телеграфом сто семьдесят франков плюс тридцать для кормилицы. Приеду в субботу скорым».
Новую квартиру он так и не нашел. Поселились в старой мастерской.
Маленькую Жанну взяла к себе Люния Чековска. Модильяни часто приходил туда. Иногда поздно ночью — пьяный. И тогда его не пускали в дом. Он не хотел никуда уходить. Так и сидел до утра на ступеньках. В начале лета девочку отвезли в деревню. Жанна ездила к ней каждую неделю.

С любимыми не расставайтесь…

Последний год жизни Амедео был ужасным для семьи. Зимой 1919 года у Модильяни началось обострение туберкулезного менингита. Он все время мерз. И все больше пил. Рассказывают, что однажды Модильяни пришел к Сюзанне Валадон, попросил выпить и вдруг «запел что-то протяжное по-еврейски и заплакал. Вероятно, это был «Кадиш», заупокойная молитва — единственная, которую знали в неверующей семье Модильяни».
Моди уходил на поиски денег, а она оставалась дома, одна с маленьким ребенком.
Их обоих угнетало предчувствие катастрофы. Они потеряли всякую надежду на будущее, потому что в Ницце Амедео не стало лучше.

[показать]

Jeanne Hebuterne 1920 г.

Однажды Ортис де Сарате и Кислинг, придя в гости, обнаружили Модильяни в постели в нетопленной ледяной мастерской. На постели рядом с ним сидела Жанна, на последнем месяце беременности, и писала его портрет.

[показать]

Jeanne Hebuterne Modi.

Но, тем не менее, они выделяли из нищенского семейного бюджета «копейки», чтобы приобретать холст и кисти. Моди писал портреты Жанны один за другим.
Она тоже рисовала. В основном — Амедео и свои автопортреты.

[показать]

Jeanne Hebuterne Autoportrait 1917 г.

[показать] [показать]

Jeanne Hebuterne Autoportrait
Jeanne Hebuterne Autoportrait

Еще она рисовала своего ребенка, иногда играла на скрипке и любила шить себе наряды, перелицовывая и украшая старые вещи.
Искусствоведы пишут, что она свою творческую жизнь принесла в жертву Модильяни. Но хочу добавить, что эта жертва была осознанная и добровольная.

Страшным предвестником беды смотрятся сегодня рисунки беременной на восьмом месяце Жанны, на которых она изобразила видения своего самоубийства, если с Моди случится непоправимое. Это ужасно, но именно так и случилось! Неужели Жанна заранее планировала свой уход из жизни?

[показать]

Jeanne Hébuterne La suicida (Самоубийство)

[показать]

Jeanne Hebuterne Morte Jeanne (Мертвая Жанна).

22 января 1920 года Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. В бреду он повторял только два слова: «Care Italia, care Italia» («Милая Италия, милая Италия»).
Хотя существует легенда, которая повествует о том, что перед смертью Модильяни "позвал жену последовать за ним и в смерти, "чтобы быть в раю вместе с любимой натурщицей и вкусить с ней вечное счастье". Через два дня его не стало. Он умер без десяти девять вечера.

Жанна, чтобы не оставаться в мастерской, провела ночь в маленькой гостинице с Полеттой Журден. На следующий день, придя в больницу, она долго всматривалась в лицо Амедео, а потом вышла, так и не повернувшись к нему спиной.
Отец настоял, чтобы она поехала к ним, на улицу Амьо. В день похорон художника Жанна находилась на грани отчаяния, но не плакала, а только все время молчала.
На следующее утро после похорон, в четыре часа утра, будучи на восьмом месяце беременности, Жанна выбросилась из окна шестого этажа.
Самоубийство Жанны Эбютерн стало трагическим постскриптумом к жизни Модильяни.

[показать]

Amedeo Modigliani Self Portrait as Pierrot (Автопортрет в образе Пьеро) 1915 г.

Модильяни похоронили 27 января в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пэр-Лашез. Жанну похоронили на следующий день — в парижском предместье Банье.
Вместе они оказались под одной плитой только через 10 лет.

[показать]

Могила Модильяни и Эбютерн.

На незаметном надгробии высечена надпись на итальянском:
«Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы».
И чуть ниже:
«Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».

Дочь

Маленькая Жанна, дочь Модильяни (1918—1984), был взята на воспитание, а затем удочерена сестрой Амадео Модильяни, жившей во Флоренции.
Она выросла, практически ничего не зная о своих родителях, и только став взрослой смогла узнать подробности их жизни. В 1958 году она написала биографию своего отца, которая была опубликована на английском языке в Соединенных Штатах под названием «Модильяни: Человек и Миф».

[показать]

[показать]

Жанна Эбютерн-младшая

Судя по следующей фотографии, дочь Модильяни и Эбютерн тоже стала художницей.

[показать]

Потребовалось более тридцати лет, прежде чем наследников Эбютерн убедили разрешить общественности доступ к художественному наследию Жанны.
И очень обидно, что даже во Всемогущей Сети удалось найти мизерное количество работ художницы.
В октябре 2000 года работы Жанны Эбютерн были представлены на посвященной творчеству Модильяни выставке в Венеции. Через три года, в 2003, подобная выставка прошла в Королевском дворце в Милане.
Искусствоведы утверждают, что полотна Амедео и Жанны, появившиеся после их встречи, написаны как будто одной кистью.

Напоследок помещаю еще две картины, на которых изображена Жанна Эбютерн.
На первой в центре изображен Модильяни в кругу близких и друзей по Монпарнасу. Жанну автор изобразила справа за спиной Модильяни, словно ангела-хранителя. Второй портрет Жанны навеян ее известной фотографией.

[показать]

Marie Vorobieff-Stebelska (1892-1984) Homage to Friends from Montparnasse 1962 г.

[показать]

Susan Jeanne Hebuterne

Материалы взяты из ВИКИПЕДИИ и сайтов www.peoples.ru и www.modigliani.ru .

Использованы материалы статей Мега Нола "Последняя муза Модильяни" (27 мая 2007 г.), Беллы Езерской (Нью-Йорк) "Модильяни: Что за мифом?" (5 ноября 2004 г. журнал "Чайка") и Петра Положевца "Жанна и Амедео" в "Учительской газете".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЖЗЛ (ЖАННА ЭБЮТЕРН. ТАЛАНТ, ПОЛОЖЕННЫЙ НА АЛТАРЬ ЛЮБВИ) | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»